Угрозам Киева «начать широкомасштабную антитеррористическую операцию» в Донбассе выразил солидарность лишь фаворит президентской гонки Петр Порошенко. Его соперница Юлия Тимошенко то одобряет силовую акцию, то призывает к миру. Кандидат-регионал Михаил Добкин требует отменить «преступные приказы», однако эксперты считают его фигуру уже «лишней» на фоне событий в Донбассе.
«Народное вече» началось в понедельник вечером на Майдане Незалежности, люди собрались в центре Киева в связи с неспокойной обстановкой на Юго-Востоке Украины.
На Майдане собрались несколько сотен людей, они продолжают прибывать. Люди в Киеве выступают против «слишком мягких действий силовых структур» по урегулированию ситуации на Юго-Востоке. Организаторы вече выдвигают к силовикам требования: чтобы «в самые ближайшие часы власть повернулась к этой проблеме лицом». Свои требования они намерены также озвучить на митинге во вторник у здания парламента. Иначе митингующие обещают «взять ответственность на себя», однако что это значит, не поясняют.
Ранее назначенный Верховной радой и. о. президента Украины Александр Турчинов перешел от угроз к делу – в понедельник он подписал указ о начале спецоперации в восточных регионах страны, призванной подавить выступления сторонников федерализации. Текст его засекречен.
Свергнутый президент Виктор Янукович заявил накануне вечером на пресс-конференции в Ростове-на-Дону, что «наша страна отныне находится в качественно новой ситуации – по сути одной ногой вступила в гражданскую войну». Янукович назвал решение Турчинова применить силу «преступным приказом» и призвал сотрудников МВД и силовиков не выполнять приказы, направленные против народа.
Показательно, что в той же тональности было выдержано заявление, с которым в понедельник выступил Михаил Добкин – кандидат в президенты Украины от Партии регионов (исключившей Януковича из своих рядов) на выборах 25 мая. Но даже выражения были схожими.
«Новая киевская власть готова к применению любых средств для физического уничтожения инакомыслящих, – заявил Добкин. – Развязав войну против собственного народа, царственная верхушка забывает: короновавшись на крови, этой же кровью она и захлебнется». По словам Добкина, неиспользование вооруженных сил страны несколько месяцев тому назад на Майдане «сохранило жизнь тысячам наших соотечественников», в то время как «привлечение… их сегодня в зоны конфликтов и противостояний грозит непредсказуемыми результатами, в отличие от предсказуемости суда над и. о. власти на Украине».
Другой видный регионал, идущий в президенты как самовыдвиженец, Сергей Тигипко, высказался куда более сдержанно, но также против силового решения «восточного вопроса». Тигипко сообщил, что подавлять массовые волнения силой нельзя. «Все выглядит очень серьезно. Силового решения у этой ситуации нет», сообщает Тигипко. Кандидат призвал к амнистии для участников протестов на Юго-Востоке и одновременно – к роспуску «незаконных вооруженных формирований».
Самые рейтинговые участники президентской гонки – ее фаворит (судя по соцопросам) Петр Порошенко и Юлия Тимошенко – выступили с жесткими угрозами, так или иначе поддержав силовой сценарий Турчинова.
«На территории Донецкой области и на севере страны размещено достаточное количество вооруженных сил Украины. Антитеррористическая операция позволяет привлечь и подразделения воздушно-десантные, и подразделения спецназа – чтобы навести порядок», – заявил Порошенко, судя по сообщению «Независимой газеты».
Подавить «сепаратизм» силой Порошенко призвал еще в субботу в эфире западноукраинского телеканала «Ровно-1». «Необходимо немедленно созвать СНБО или принять решение исполняющего обязанности президента. Нужна четкая координация, вплоть до применения режима антитеррористической операции», – заявил кандидат в президенты (это, напомним, было сказано до обнародования Турчиновым своего решения).
Юлия Тимошенко же проявила, на первый взгляд, явную непоследовательность. Накануне, на теледебатах со своим «соперником» по президентской гонке Добкиным, она потребовала отменить приказ о подавлении и заявила, что применение силы приведет к «достаточно масштабному кровопролитию». Однако уже в понедельник выступила с точностью до наоборот – поддержав «проведение решительной антитеррористической операции с привлечением вооруженных сил Украины».
«Никаких протестов нет»
С точки зрения однопартийцев Юлии Тимошенко, перемена в тональности ее высказываний вполне логична и объясняется тем, что они называют «вскрывшимися фактами российской агрессии».
«Когда шел разговор, в котором участвовали Добкин и Тимошенко, фактов военного вмешательства России в украинские дела, участия российского спецназа и разведок засвидетельствовано не было, – заявил депутат Верховной рады от партии «Батькивщина» Александр Бригинец. – Ранее было ощущение, что происходящие события – это некие протесты общественности. Сейчас очевидно, что никаких протестов общественности нет». С точки зрения Бригинца, «есть маленькие группы – в небольших городах несколько десятков человек, в больших – несколько сотен, в Донецке – пара тысяч, которые не представляют никого, кроме самих себя».
«Они регулируются российской армией и спецслужбами, – уверен депутат от «Батькивщины». – Сегодня ситуация в Украине другая, нежели неделю назад, сейчас факты военной интервенции России очевидны».
На Западе – одно, на Востоке – другое
«На самом деле нужно понять, что основные конкуренты на этих так называемых выборах борются не за результат, а за то, чтобы легитимизировать свою власть», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД украинский политолог, директор Центра евразийских исследований (в конце 1980-х – один из создателей Интердвижения Донбасса, один из создателей флага Донецкой Республики) Владимир Корнилов.
Заявления кандидатов меняются в зависимости от сиюминутных раскладов, подчеркивает собеседник. «Тимошенко на Востоке Украины может заявлять одно, на Западной Украине – совершенно другое, ей не привыкать делать подобное, – отмечает Корнилов. – Здесь все делается в расчете на внешних игроков».
При этом легитимность и уместность самих выборов вызывает большие сомнения, полагает эксперт. «Я политолог, я всю жизнь занимаюсь выборами на Украине и могу вам привести сравнение программ кандидатов на различных выборах, но на этих я даже не открывал их политические программы, – говорит Корнилов. – Делать вид, что это действительно настоящие выборы, на которых кто-то будет выбирать и голосовать, а кто-то собирается всерьез считать эти голоса, не имеет никакого смысла. То есть читать программы и сравнивать политические платформы – это значит признать все эти выборы настоящими».
На деле же, подчеркивает политолог, сложно представить, как «в таких условиях, когда в некоторых городах стреляют, по сути, уже открыто воюют, можно создавать избирательные комиссии и открывать избирательные участки».
«Тимошенко пришлось срочно корректировать»
По мнению директора Института глобальных стратегических исследований Вадима Карасева, непоследовательность в словах Тимошенко отчасти объясняется техническими причинами. «Техническое обстоятельство заключалось в том, что запись делали на прошлой неделе под воскресную аналитическую программу, а в субботу и воскресенье ситуация на Востоке резко поменялась, – отметил Карасев – Поэтому ей пришлось срочно корректировать точку зрения».
Эксперт подчеркивает: в субботу и особенно в воскресенье в Киеве стала доминировать точка зрения, что нужно по отношению к «сепаратистскому подполью», активистам, людям с оружием и в форме все-таки применить силовые методы. «Чтобы не быть обвиненной в излишнем пацифизме, Юлия Тимошенко сегодня выступила с корректировочным заявлением – она уже призывает жестко, путем антитеррористической операции и полицейских методов решить проблему «сепаратистского подполья» и выступлений в Донбассе, и больше никакой интриги тут нет», – разъяснил Карасев.
«Порошенко свободен в своей критике»
В отличие от Тимошенко, чья партия «Батькивщина» сегодня по сути правящая, у кандидата в президенты Петра Порошенко не связаны руки, отметил Карасев.
«Порошенко свободен в своей критике нынешней власти. Так как его представителей во власти нет, нет его соратников, – сказал эксперт. – Поскольку и Турчинов, и Аваков – это представители «Батькивщины», глава Нацбанка – тоже представитель «Батькивщины», поэтому Порошенко может сегодня критиковать власть. Основной мишенью этой критики является не сама власть, а Юлия Тимошенко, которая как бы должна нести ответственность за своих партийных подчиненных и соратников».
У Тимошенко здесь, конечно, поле маневра несколько ограничено, пояснил Карасев. «Соответственно, ее позиция должна быть гибче, и она не может себе позволить жесткую и неоправданно жесткую критику власти», – пояснил киевский политолог.
Но Карасев не уверен, что Порошенко действительно набирает очки в предвыборной кампании своей жесткой риторикой в адрес «сепаратистов» и жесткой критикой в адрес киевских властей.
«Электоральные паруса» Добкина повисли
Что касается Михаила Добкина, то, на взгляд экспертов, он растерялся на фоне событий в Донбассе. «С одной стороны, Партия регионов рассчитывала на то, что умеренно-федералистская повестка избирательной кампании Добкина даст ему шанс получить серьезную поддержку не только в Харькове, но и в целом на Юго-Востоке. Но реальные события пошли по несколько другому сценарию – и эти события спровоцировали такой сюжет, в котором Добкин выпадает из игры», – отметил Карасев.
«Сейчас Партия регионов не пользуется поддержкой Донбасса, поскольку сейчас настроения людей более радикальны, нежели самые радикальные представители партии, – признал эксперт. – Ей придется либо брать ситуацию под контроль, либо корректировать электоральную поддержку и перезапускать избирательную компанию Добкина».
Как напомнил Карасев, в среду созван чрезвычайный съезд депутатов всех уровней Партии регионов. «Вероятнее всего, это делается, чтобы как-то скорректировать позицию, постараться взять под контроль ситуацию в Донбассе, ну и тем самым опять поймать ветер в «электоральные паруса» Добкина, – предположил политолог. – Сейчас этот ветер потерян, и «парус» под названием Добкин просто «дрейфует на волне» событий».