Власти Украины, силой захватившие полномочия, своими действиями убивают промышленность страны. Они отменяют защитные меры и заводят газовые и торговые отношения со своим главным партнером в тупик. Первые последствия налицо: уже закрыты четыре химических завода. Следом придется прощаться с автопромом, металлургическими и машиностроительными предприятиями.
Во-первых, так называемые украинские власти своими решениями могут окончательно убить украинский автопром. Именно к потере собственных автомобильных заводов Украины приведет снижение на треть специальных пошлин на импорт легковых автомобилей с 14 апреля. Через год акциз будет снижен еще вдвое, а в марте 2016 года – полностью отменен.
Эта спецпошлина была введена при Викторе Януковиче год назад – на три года – как раз для того, чтобы остановить импорт автомобилей и помочь украинским автозаводам выжить. В 2012 году производство украинских автомашин упало на четверть – до 76 тыс. штук. И эта мера подействовала – иномарки стало просто невыгодно поставлять в страну, так как они сильно выросли в цене.
На действенность меры указывает и недовольство такой пошлиной со стороны как Европы, так и России. По оценкам специалистов, украинский автомобильный налог нанес ущерб российскому экспорту автомобилей на 328 млн долларов, еще 36 млн долларов Россия недосчитается в виде налогов.
Отмену пошлин украинские власти объясняют тем, что за год их действия они не смогли помочь местным производителям. По статистике производство машин в 2013 году на Украине действительно продолжило падать и сократилось на треть, до 50,5 тыс. штук.
Однако по сути с момента введения пошлин до наступления политической нестабильности на Украине прошло лишь восемь месяцев. А местному автопрому нужно время, чтобы привлечь инвесторов и найти иностранных производителей, готовых собирать свои машины на украинских мощностях. Сохранение спецпошлин еще давало возможность договориться с инвесторами. Теперь у украинского автопрома фактически нет другого выбора, кроме как умереть.
Другой вариант для украинского автопрома – стать инкубатором для китайских автомобилестроителей. «Европейским производителям открывать производство на Украине не имеет экономического смысла ввиду неполной загруженности европейских автозаводов», – говорит председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей Дмитрий Кравченко.
В такой ситуации лишь китайцы могут решиться организовать сборку своих моделей на мощностях украинских автозаводов. Китайцы уже несколько лет пытаются зайти на европейский и российский рынок. Однако ни тот, ни другой рынок их не принял в силу низкого качества продукции. Россия не пустила китайцев также для того, чтобы защитить АвтоВАЗ от ценового конкурента. «Для китайских автопроизводителей Украина может стать отправной точкой выхода на европейский рынок», – полагает Кравченко.
Потребители от отмены спецпошлин тоже вряд ли выиграют. Теоретически снижение пошлин должно снизить цены на импортируемые машины. Однако в 2008 году, когда при вступлении Украины в ВТО были резко уменьшены таможенные ставки на импортные машины, цены в автосалонах не только не уменьшились, а, наоборот, выросли. И в этот раз произойдет то же самое.
Правда, украинским потребителям еще долго будет не до покупки автомобилей. Платежеспособность населения и так была низкой, а скоро из-за действий властей большая часть украинцев перейдет на еще более жесткую экономию. «Предстоящие повышение цен на газ для физлиц, отмена льгот и сокращения на предприятиях заставляют людей жить еще экономнее. Хотя куда еще экономнее?» – удивляется первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров» Иван Андриевский. Напомним, что все это – последствия евроинтеграции и жестких условий получения кредитов от МВФ.
Решение украинских властей отменить еще и утилизационный сбор при одновременном увеличении в два раза акцизного сбора на автомобили также не помогут местному автопрому выкарабкаться из ямы.
Газовый тупик
Еще более страшный по своим последствиям шаг, который допустили нынешние власти Украины по требованию МВФ – это увеличение внутренних цен на газ. Это грозит серьезным ударом по всей промышленности Украины. Напомним, что Газпром вынужден был отменить все скидки и выставить Киеву контрактную цену на газ в 480 долларов за тысячу кубометров.
При предыдущей власти Украине не приходилось платить по контрактной цене, чиновникам всегда удавалось договариваться с Россией о скидках, об отсрочках по оплате, о предоставлении кредитов на оплату газовых поставок. Новое же руководство страны не только не идет на контакт с Москвой, но и всячески обостряет отношения с партнером, при этом позволяя себе не платить за газ и еще угрожать судебным иском по поводу контрактной цены. Как уже писала газета ВЗГЛЯД, такие действия приведут лишь к введению Россией предоплаты за газовые поставки, а шансы выиграть иск у Украины крайне малы.
Самое абсурдное в этом то, что и. о. министра энергетики Продан сам приложил руку к появлению газового контракта 2009 года, который теперь оспаривает. Он тогда тоже был главой минэнерго Украины и одобрил подписание Юлией Тимошенко этого договора.
Неумение новоявленных украинских властей использовать дипломатию и искать компромиссы в коммерческом деле грозит полностью разрушить украинскую промышленность.
Заводы останавливаются
Первой пострадала химическая промышленность. Глава Ostchem Holding Дмитрий Фирташ накануне остановил большинство цехов по производству минеральных удобрений на своих заводах на Украине.
Речь идет о четырех крупнейших химических предприятиях Украины: ЧАО «Северодонецкое объединение Азот», «Стирол», черкасский «Азот» и Ривнеазот, которые производят более 2/3 всех азотных удобрений на Украине. На каждом из заводов работают от 4 до 9 тыс. человек.
Официальная причина остановки заводов – плановый ремонт в период, когда спрос на минудобрения минимальный. Заводы обещают запустить до конца посевной. Однако, скорее всего, такое решение вызвано повышением цен на газ, который является одной из важнейших составных процесса производства удобрений. При цене на газ в 480–500 долларов за тысячу кубометров производить минеральные удобрения на Украине просто бессмысленно. Без решения газовых проблем химзаводы могут так и не заработать.
Химическая промышленность – вторая по значимости для экономики Украины после металлургической. «Из года в год увеличивается изношенность основных фондов, стареет оборудование, все это делает продукцию химических заводов неконкурентоспособной на мировом рынке. Если добавить к этому еще и удорожание газа, то картина получается совсем неприятная», – говорит Дмитрий Кравченко.
Химическая промышленность сильно зависит от российского газа: природный газ используется в производстве украинских азотных удобрений в качестве технологического сырья. «Цена на продукцию украинской химической промышленности напрямую зависит от цены на российский газ, который в структуре себестоимости производства азотных удобрений занимает 65–85%. При повышении цены на газ до 480 долларов химическая промышленность станет просто нерентабельной», – говорит Кравченко.
Кроме того, украинские комбинаты, выпускающие фосфатные удобрения, работают преимущественно на импортированных из России апатитах Кольского полуострова. Нарушение коммерческих связей с Россией может оставить предприятия без сырья.
От повышения цены на газ пострадает не только химическая промышленность, но и горно-металлургический комплекс Украины, который тоже находится не в лучшем состоянии.
Как рассказывает Кравченко, исчерпанность материальной базы горно-металлургического комплекса Украины составляет 65–80%, по технологическому уровню предприятия отстают от мировых стандартов лет на 60. Металлурги производят низкотехнологичную и низкокачественную продукцию, при которой расход энергоносителей превышает западные показатели в 3–5 раз. Также отмечается острая нехватка финансовых ресурсов и квалифицированного персонала.
«Высокие тарифы на газ просто-напросто выведут предприятия в минус, и придется остановить конвейеры», – говорит первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров» Иван Андриевский. «Теоретически Украина могла бы заменить газ углем. Однако для этого необходимо модернизировать инфраструктуру и наладить логистическую сеть. Кроме того, уголь приводит к серьезным экологическим проблемам. Налицо опыт Китая, утопающего в смоге», – указывает он.
Непоправимый удар по экономике
В такой ситуации государство, казалось бы, должно оказывать поддержку отечественным производителям. Однако Украина собирается отменить все субсидии, что приведет не к наполнению бюджета, а к полной потере дохода страны, говорит Андриевский.
Если еще и России придется полностью перекрыть доступ на свой рынок украинскому машиностроительному комплексу (при подписании Украиной соглашения об ассоциации с ЕС), то вскоре от украинской промышленности не останется и следа. «Машиностроительный комплекс Украины полностью экспортоориентирован, на внутреннем рынке спрос ничтожно мал. А Россия является одним из основных экспортеров украинского машиностроения», – говорит Кравченко.
Европе продукция украинского машиностроения не нужна, даже если Украина станет ассоциированным членом ЕС. Украинская продукция не соответствует европейским стандартам и нормам, и нужны миллиарды евро на исправление этого. ЕС же скуп, особенно когда одновременно нужна помощь своим настоящим членам. Более того, практика присоединения к ЕС малых экономик показывает, что Западная Европа берет от них только сырье, предпочитая производить продукцию с высокой добавленной стоимостью на своей территории.
Высокая цена на газ, закрытие российского рынка и отмена субсидий для промышленности повлекут катастрофические последствия для экономики Украины, которая и так находится в преддефолтном состоянии. Ведь 50,5% национального дохода дает именно промышленность.