У «Южного потока» есть альтернативные маршруты, которые могут существенно удешевить строительство газовой трубы в Европу в обход Украины. Один из вариантов предлагает Турция, другие появляются благодаря присоединению части Украины к России. Однако смена дорогостоящего маршрута на более экономичный столкнется с целым рядом других проблем.
Турция намерена предложить России вариант прокладки газопровода «Южный поток» не по дну Черного моря, как предполагается, а по суше, заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз, передает в среду Trend со ссылкой на турецкий телеканал TRT Haber.
По словам министра, данный вопрос турецкая сторона намерена в будущем обсудить с руководством российского Газпрома, который является крупнейшим поставщиком газа в Европу. Подробностей альтернативного маршрута он не сказал. Но добавил, что «кризис на Украине никак не отразится на экономических отношениях Турции и России, так как Анкара и Москва являются стратегическими партнерами».
Это заявление можно расценить как политическую поддержку России в украинском вопросе и в вопросе «Южного потока», над которым нависла угроза санкций ЕС.
Официально морской маршрут «Южного потока» должен пройти от компрессорной станции «Русская» на российском побережье (в районе Анапы) по дну Черного моря (параллельно Крымскому полуострову) и до побережья Болгарии. Длина черноморского участка составит 925 км, максимальная глубина – 2,2 км. Для обеспечения энергетической безопасности Крыма обсуждается вариант строительства небольшого отвода по дну Черного моря в Крым. Далее из Болгарии газопровод должен пойти в страны Южной и Центральной Европы по суше.
Сухопутный участок газопровода пройдет по территориям следующих стран Европы: Болгария, Сербия, Венгрия и Словения. Конечная точка газопровода – газоизмерительная станция Тарвизио в Италии. От основного маршрута будут построены отводы в Хорватию и Сербию.
Альтернативные маршруты
Чисто сухопутный маршрут «Южного потока» через Турцию выглядит крайне проблематичным: Россия граничит с ней только по морю. В этом случае придется прокладывать транзитом трубу через Грузию, политические отношения с которой у России напряженные. Либо транзитом через Азербайджан и Армению (в обход Грузии), что также вряд ли заинтересует Москву, так как азербайджанский газ – прямой конкурент газпромовского в Европе.
Поэтому, скорее всего, речь идет о другом варианте. Турция уже напрямую соединена с Россией газовым трубопроводом «Голубой поток», который проходит по дну Черного моря. Ранее Йылдыз уже предложил Москве удвоить мощности этой трубы (проектная мощность – 16 млрд кубометров газа в год). Тогда, считает он, Турция сможет снять зависимость от поставок газа по западному маршруту через Украину.
Однако даже удвоение мощности «Голубого потока» – это лишь половина заявленной мощности «Южного потока» в 63 млрд кубометров газа в год. Поэтому Турция, вероятно, предложит России провести «Южный поток» по дну Черного моря там же, где проходит «Голубой поток», то есть с выходом на сушу не в Болгарии, а на турецкой территории. Это существенно сокращает длину морского участка.
В этом случае вместо Украины появляется другая транзитная страна – Турция. Конечно, Анкара имеет здесь свои интересы: во-первых, гарантирует себе российский газ при будущем росте потребления, во-вторых, получает выгоду от транзита газа в Европу. Но вряд ли Москву заинтересует такой проект Анкары. Все-таки главная цель «Южного потока» – это прямой доступ Газпрома на европейский рынок без посредников, которые из-за этого транзита получают рычаг давления на Москву.
После того как Крымский полуостров вошел в состав России, появился еще один альтернативный вариант маршрута «Южного потока». Трубопровод не идет в море от станции «Русская», а проходит по территории России через Керченский пролив и полуостров Крым. А уже из Крыма начинается морская часть маршрута по дну Черного моря в Болгарию. В этом случае маршрут по дну Черного моря также сокращается. О такой возможной корректировке маршрута заявили аналитики украинского Центра глобалистики, опубликовав его карту.
Если «Южный поток» пойдет через Крым, то самый дорогой морской участок может уменьшиться практически в два раза. За счет этого Россия может сэкономить на строительстве трубы.
Еще больше можно выиграть в деньгах, если Юго-Восток Украины войдет в состав РФ и у России появится сухопутный выход в Болгарию без участия Украины, например, через Одессу. Тогда можно будет вообще избавиться от необходимости прокладывать дорогостоящую трубу по дну Черного моря. Впрочем, пока это чисто теоретический сценарий, хотя в среду одесский «Антимайдан» объявил Одесскую область «Одесской народной республикой».
Сколько можно сэкономить
Стоимость официального маршрута «Южного потока» Газпром оценивает в 16 млрд евро: 10 млрд приходится на морской участок, 6 млрд евро – на сухопутный.
Морской участок прокладки трубопровода в среднем может быть в три раза дороже сухопутного. «Морской участок в 925 км ориентировочно стоит 10,75 млн евро за километр. Стоимость сухопутной части может составлять порядка 3–4 млн евро за километр», – говорит газете ВЗГЛЯД старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
Если прокладывать «Южный поток» морским путем через Турцию, то длина морского участка будет, как у «Голубого потока» – около 400 км. Таким образом, выигрыш в морской части существенный – порядка 530 км, но добавляется порядка 900 км сухопутного маршрута, указывает эксперт. В этом случае морской участок будет стоить не 10 млрд евро, а 7 млрд евро. Налицо экономия в 3 млрд евро.
Такой же выигрыш в 3 млрд евро получается, если провести «Южный поток» через Крым и потом по дну Черного моря в Болгарию, посчитал Агибалов. К слову, этого более чем достаточно для строительства моста через Керченский пролив, о котором мечтают российские и крымские власти. Самый крупный выигрыш будет, если полностью отказаться от прокладки трубы по дну Черного моря.
Однако вряд ли Газпром согласится на эти альтернативные маршруты только ради экономии средств. Есть риск в будущем получить в лице Турции вторую Украину. А прокладка трубы по непризнанным Европой российским территориям чревата скандалом с акционерами проекта «Южный поток». Да и вопрос выбора маршрута Газпром не может решать единолично. Европейские акционеры «Южного потока» также должны будут одобрить альтернативный вариант маршрута, говорит Агибалов. Участниками проекта, кроме Газпрома с долей в 50%, являются также итальянская Eni (доля 20%), немецкая Wintershall и французская EDF (по 15%).
В условиях политического напряжения и непризнания Евросоюзом Республики Крым и Севастополя в составе России вряд ли итальянские, немецкие и французские партнеры Газпрома поддержат альтернативный маршрут «Южного потока» через Крым. Вариант трубы, при котором Юго-Восток Украины входит в состав РФ, вероятно, будет ждать тот же вердикт.
Кроме того, сейчас не время для смены маршрута. У проекта «Южного потока» сейчас и так появились сложности. ЕС пригрозил приостановить его строительство в качестве санкции против России. Предложение Газпрома поставлять газ в Европу через непризнанные территории России может быть использовано как еще один довод в пользу этой санкции. Поэтому политически выгодней не экономить на «Южном потоке».