В последнее время представители власти, говоря о своих успехах, не забывают рассказать о позитивных сдвигах в демографии страны. Однако при этом они забывают сказать, что это не устойчивый рост популяции, а колебания демографического характера, о которых хорошо знают демографы. Они имеют непродолжительный характер и их нельзя назвать устойчивым популяционным ростом.
Так, в конце прошлого года власти сообщили, что численность жителей России за год выросла почти на 294,5 тыс. человек и составила 143,6 млн. человек. Однако представители власти не стали напирать на тот факт, что рост населения РФ на 92% был обязан приезжим. Массовая иммиграция заполнила демографическую дыру 2013 года и ряда предыдущих лет. Поэтому небольшой прирост населения в России есть, но его вряд ли можно назвать положительным для будущего страны.
Кроме того, нельзя не заметить ряда других показателей, которые показывают, что «прогнило что-то в датском королевстве». В середине февраля 2014 года вице-премьер Ольга Голодец на заседании президиума Госсовета заявила, что женщин репродуктивного возраста в России стало меньше. По её словам, в 2006 году в РФ проживало 40 млн. женщин в репродуктивном возрасте, в 2013 году их было уже 36 млн. женщин. И тенденция к снижению числа женщин репродуктивного возраста сохраняется. «Численность женщин в репродуктивном возрасте будет постоянно снижаться», — отметила Голодец. Вице-премьер также рассказала, что в России всё чаще молодые женщины принимают решение отказаться от деторождения, чтобы получить высшее образование и сделать карьеру. Молодые люди в России всё чаще откладывают рождение первенца. К тому же на возраст женщин от 18 до 23 лет в настоящее время приходится 250 тыс. абортов по России. Многие делают аборты, состоя в браке. А аборты не только лишают Россию сотен тысяч новых граждан, но и подрывают репродуктивные функции женщин.
Ухудшается и возрастная структура населения, происходит его старение. В 2007—2013 гг. в возраст потенциальных родителей вошло поколение 1980-х годов, когда в Советском Союзе наблюдалась положительная динамика (коэффициент воспроизводства населения РСФСР составлял 2,2 ребёнка на одну женщину). Именно это поколение и дало увеличение роста рождаемости в последние годы. Сыграл свою роль и определённый поворот государства к этой проблеме. В частности, появился материнский капитал. Он спровоцировал часть родителей к более раннему рождению второго ребёнка (пока государство что-то даёт). В целом средняя российская семья не стала желать больше детей. Была реализована репродуктивная потребность, которая у неё была — иметь двух детей. Материнский капитал способствовал более раннему рождению второго ребёнка. Однако этого недостаточно, чтобы создать устойчивый популяционный рост. Для того, чтобы численность населения России стабильно росла, необходимо добиться преобладания семей с 3-4 детьми.
На росте рождаемости сказался и внешний приток населения, в основном из бывших республик Советского Союза. За два десятилетия гражданство Российской Федерации получило 6 млн. человек. Благодаря программе по репатриации, добровольному переселению соотечественников — ещё 147 тыс. человек (на осень 2013 года). Кроме того, есть ещё фактор иностранных граждан, которые рожают детей в России. На 2012 год было названо число в 36 тыс. человек. Но это только официальные данные, которые не всегда совпадают с реальными цифрами. Значительный приток переселенцев, особенно из республик Средней Азии и Закавказья, чреват социальной напряженностью. Весьма вероятен революционный сценарий в России: «раскачивание» страны по линии «коренные — чужаки». Власти, облегчая возможность жителям бывших советских «неславянских» республик стать гражданами РФ, создают базу для серьёзного конфликта.
Нельзя забывать и то, что теперь в репродуктивный возраст вступает поколение 1990-х годов. Во-первых, они малочисленнее поколения 1980-х годов. Во-вторых, они качественно (в среднем) хуже предыдущего поколения. По своему психическому и физическому здоровью они уступают последнему советскому поколению.
Не зря отечественные и зарубежные специалисты по-прежнему дают негативный демографический прогноз по будущему России. Страна не только не выходит из демографического кризиса, как поспешили заявить некоторые политические и общественные деятели, но и подходит к «кризису человеческих ресурсов». Нас ждёт резкое сокращение трудоспособного населения, что может привести к уменьшению роли России на мировой арене и даже изменению её политических границ. России предвещают сокращение населения до 130,8 млн. человек к 2031 году. Это с учётом притока мигрантов — на уровне не менее 200 тыс. человек в год. Без мигрантов население РФ в 2031 году будет ещё меньше — около 127 млн. человек.
Поводом для серьёзного беспокойства является очень неоднородная демографическая динамика в разных субъектах РФ, а также наличие к России скрытых и явных территориальных претензий почти по всей линии наших границ. Российские крупные города продолжают расти, притягивая людей. В них оседают как внутренние мигранты, так и внешние. Российская «деревня» и ряд регионов, такие как Дальний Восток, продолжают пустеть. Поэтому ЦРУ и другие аналитические центры и имеют возможность предсказывать РФ демографические потрясения, распад на несколько частей к 2025-2030 гг. Основания для таких прогнозов есть.
За последние 20 лет численность населения на российском Дальнем Востоке сократилась более чем на 1,5 млн. человек. Если в начале 1990-х годов численность населения дальневосточных областей превышала 8 млн. человек, то к началу 2014 года этот показатель составил немногом более 6,2 млн. человек. Власти не раз обсуждали эту проблему, но так и не смогли добиться кардинальных перемен. В 2012 году даже учредили специальное ведомство — Министерство по развитию Дальнего Востока. Однако положительных результатов пока нет и не предвидится. Чиновничьи перестановки и красивые обещания проблему не решат. Идея была верной. России действительно необходимо такое министерство, которое будет заниматься развитием Дальнего Востока. Однако стратегию развития региона так и не сформировали, и ведомство не получило соответствующих полномочий и ресурсов.
Дальний Восток уже два десятилетия находится в состоянии вялотекущей социально-экономической катастрофы. Из-за полной бесперспективности региона население бежит в другие области России. В среднесрочной перспективе мы можем увидеть уже острый кризис Дальнего Востока, а в долгосрочной — просто потерять регион. При текущей ситуации Китай рано или поздно заявит свои права на российский Дальний Восток. Его конкурентами будут Япония и Соединенные Штаты.
Высокие тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки подавляют экономическую активность. Производить в регионе товары невыгодно, так как вести их на рынок дорого. Для внутреннего рынка товары дешевле, легче и проще завезти из-за границы, чем развивать местное производство. В целом капиталистическая система делает регион экономически бесперспективным. Развиваются только отдельные проекты, которые поставляют ресурсы в другие страны и в которые государство вкладывает капиталы. Однако системного экономического развития, нацеленного на будущее, нет. В результате регион становится экономическим придатком Китая, частично — других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Ресурсы, необходимые для развития России, поддерживают другие страны.
Поднять экономику региона могут только масштабные государственные программы. Надежды на внешние и частные внутренние инвестиции себя не оправдывают. Внешнему капиталу нет смысла развивать Дальний Восток. Это невыгодно экономически. Южнее рабочая сила дешевле, её не нужно искать, завозить, да и издержек намного меньше. Восточным странам нужны только ресурсы. Одним из признаков того, что Дальний Восток становится экономической колонией КНР, является постепенное переселение граждан России в Китай. Уже в 2013 году численность россиян, постоянно находящихся на китайской территории, оценивалась в более чем 100 тыс. человек. Китай по своим экономическим условиям более привлекателен, чем Россия, хотя это далеко не Германия.
Это наглядно показывает кризисную ситуацию, в которой находится российский Дальний Восток. Необходимо также учесть и россиян, которые активно осваивают другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Всё это в перспективе грозит потерей Дальнего Востока.
Статистика неумолима. Даже с учётом демографического позитивного «эха» 1980-х годов и большого притока инокультурного населения, мы по-прежнему находимся в условиях демографического кризиса (некоторые эксперты говорят о непрекращающемся состоянии демографической катастрофы). В стране нет воспроизводства. Коэффициент рождаемости составляет 1,7 ребенка на одну женщину. А минимальная граница для воспроизводства населения с крайне незначительным приростом — 2,1-2,2. И если к 2035 году у нас половина семей не будет иметь 3-4 детей (сейчас их около 7%), то к середине столетия коренное население уменьшится настолько, что это уже будет не Россия. Мы потеряем значительную часть территории, и во второй половине XXI века русских просто вычеркнут из истории. Их остатки станут «этническим материалом», который улучшит и укрепит генофонд Китая, исламской цивилизации и западного мира.