Павел Дуров рассказал о конфликте с ФСБ, из-за которого ему пришлось продать свою долю в соцсети. Что это — срыв покровов или создание положительного фона для ухода в Telegram?
В дверь квартиры основателя «ВКонтакте» Павла Дурова позвонили. Посмотрев в глазок, он увидел людей в камуфляжной форме. Отойдя от двери, он аккуратно выглянул в окно: во дворе тоже были люди в камуфляже. Дуров решил не открывать дверь, и вроде обошлось. Так описаны события декабря 2011 года в книге про Павла Дурова.
Приезду силовиков предшествовал твит Дурова: «Жаль, не успел вовремя прочитать! Наверняка в прокуратуре хотели поздравить с Новым годом». И фотография повестки от прокуратуры. А за день до этого в микроблоге Дурова появилась собака в капюшоне с высунутым языком: «Официальный ответ спецслужбам на запрос о блокировке групп».
Госдума поможет
Так впервые публика узнала о противостоянии спецслужб и «ВКонтакте». В декабре 2011 года в России проходили выборы в Госдуму, и руководителей соцсети просили блокировать оппозиционные группы. Дуров их не блокировал, даже наоборот – снял лимит на количество пользователей и сообщений.
В 2012 год Дуров входил непобежденным, вроде бы отбив попытки цензурировать соцсеть. Максимум, на что он согласился после уговоров своего партнера Льва Левиева и пресс-секретаря Влада Цыплухина, это написать письмо вице-премьеру Владиславу Суркову.
Дуров объяснял в письме, что если начать цензурировать «ВКонтакте», то пользователи уйдут в Facebook, а договориться с американской компанией будет сложнее.
Однако власти хотели получить возможность контроля. И 2012 год стал началом жесткого регулирования российского сегмента интернета. Первой ласточкой стал закон «о черном списке сайтов» — его обсуждение стартовало в начале года, а принят он был уже летом. Спустя еще год был принят так называемый антипиратский закон, позволявший блокировать сайты за распространение нелегального контента. Это опять был укол в сторону «ВКонтакте»: нежелание Дурова закрывать возможность делиться музыкой и фильмами вызывало жуткое неудовольствие со стороны правообладателей, которые считали российскую соцсеть рассадником пиратского контента.
За день до наступления 2014 года Владимир Путин подписал еще один закон, ужесточающий регулирование интернета. Он вступил в силу с 1 февраля. «С сегодняшнего дня в российском интернете начинается новая эпоха. Вступает в силу закон, согласно которому любой интернет-ресурс может быть заблокирован без решения суда — например, за призывы участвовать в митингах», — написал Павел Дуров на своей странице «ВКонтакте». Теперь, по сути, переговоры с несговорчивым основателем соцсети можно было не вести.
Сейчас Госдума обсуждает закон о блогерах. Согласно его положениям, те, у кого на сайте или странице в соцсети будет зафиксировано более 3000 посещений в сутки, обязаны раскрыть личные данные и соблюдать те же нормы, что и СМИ. Все популярные блогеры будут попадать в специальный реестр. В нем может оказаться и известный своими оппозиционными взглядами брат Павла Дурова Николай, на страницу которого подписаны более 55 000 человек.
Дать сигнал
Лев Левиев не зря уговаривал Дурова написать письмо Суркову. На двоих с Вячеславом Мирилашвили он владел 48% соцсети и хотел продать свой пакет. Конфликт с властями мог негативно сказаться на стоимости доли.
В 2011 году Левиев и Мирилашвили едва не продали свою долю холдингу Mail.Ru Group, но Дуров тогда заблокировал сделку. И партнеры начали искать нового продавца. А спрос был, хоть и небольшой. Готовым покупателем был Алишер Усманов (владеет Mail.Ru Group), во второй половине 2012 года среди претендентов появился и миноритарий «Ростелекома» Константин Малофеев, но сделка тогда не состоялась.
Тогда же, в 2012 году, Левиев и Мирилашвили начали переговоры с Ильей Щербовичем. Его фонд United Capital Partners (UCP) в итоге и стал владельцем 48% «ВКонтакте» в апреле 2013 года. За спиной Щербовича маячила фигура главы «Роснефти» Игоря Сечина. Фонд UCP просто «продал» Сечину идею контроля над главной в стране площадкой, на которой собирается молодежь, поясняет высокий правительственный чиновник. Впрочем, свидетельств причастности крупнейшей нефтяной компании непосредственно к сделке найти не удалось.
Однако в причастность Сечина верит, например, Николай Дуров. В начале января он написал, что Сечин и Усманов могут ликвидировать «ВКонтакте», а на следующий день соцсеть оказалась на некоторое время недоступна для пользователей. Павел Дуров, впрочем, отметил, что предпосылок к целенаправленной ликвидации «ВКонтакте» нет.
С правоохранительными органами соцсеть Дурова все же сотрудничала и отвечала на их запросы. Руководство «ВКонтакте» только требовало предоставить решение суда и правильно оформленный запрос. Еще одна уступка была в конце 2013-го, когда на волне борьбы с экстремизмом в соцсети появились кнопки, позволявшие отметить контент как «насилие», «оскорбление», «пропаганду наркотиков», «экстремизм», «материал для взрослых» или «детскую порнографию», а не только «спам». Впрочем, наличие жалобы еще не означает, что контент удалят.
Хороший фон
Традиционная «Прямая линия» Владимира Путина в апреле 2014 года шла уже несколько часов. Следующий вопрос должен был прозвучать по видеосвязи. На экране появилась голова молодого человека в очках – это был Эдвард Сноуден, ранее рассказавший всему миру о слежке за в интернете со стороны американских спецслужб. Он спросил у президента, ведется ли в России массовая слежка за гражданами. Путин ответил, что средств в бюджете на это нет.
Сноуден задал свой вопрос очень вовремя, весь день 17 апреля в интернете обсуждалось заявление Дурова, сделанное накануне. «Сейчас настала пора сказать – ни я, ни моя команда не собираемся осуществлять политическую цензуру», — это цитата из сообщения основателя «ВКонтакте». А точнее двух сообщений, которые появились поздно вечером 16 апреля на его странице с разницей в несколько минут.
В них Дуров рассказал, что в декабре 2013 года ФСБ требовала от руководства соцсети выдать личные данные организаторов групп Евромайдана, а в марте 2014 года прокуратура потребовала закрыть антикоррупционную группу Алексея Навального. В обоих случаях правоохранительным органам было отказано. На фотографии к сообщению красовалась та же собака, что и в 2011 году.
Дуров в одночасье стал героем.
«Так и надо, все правильно сделал», «Дуров попал под пресс ФСБ из-за активистов Майдана и Навального», «Дуров признался, что пожертвовал сетью «ВКонтакте» ради миллионов украинцев». Подобные сообщения заполонили соцсети.
К тому же Дуров заявил, что именно трения с ФСБ вынудили его продать свою долю в компании: «В процессе мне пришлось пожертвовать многим. В частности, я продал свою долю ВКонтакте, так как ее наличие могло помешать мне принимать правильные решения». Хотя раньше объяснение было несколько другим.
«Последние несколько лет я активно избавлялся от собственности, отдавая и продавая все, что у меня было, — от мебели и вещей до недвижимости и компаний. Для достижения идеала мне оставалось избавиться от самой крупной части своего имущества — 12%-й доли ВКонтакте», — писал Дуров в конце января 2014 года, когда объявил о продаже доли «своему другу» Ивану Таврину.
«Дуров гениальный? Да. Эксцентричный? Да. Бессребреник? Ну вот тут мимо. Он максималист, во всем стремится стать лучшим. Поэтому он хочет быть богатым, очень богатым», — рассказывал Forbes один из его хороших знакомых. В последнее время информационный фон вокруг «ВКонтакте» был скандальным: акционерная война, обмен исками между фондом UCP с одной стороны и Павлом Дуровым и компанией Mail.Ru Group с другой, заявления о растрате средств.
Теперь же Дуров снова стал борцом с цензурой, защитником. Неплохой образ для продвижения нового детища Павла и Николая Дуровых – криптомессенджера Telegram. Он создан для тех, кто хочет держать свою переписку в тайне. Даже от спецслужб, про методы работы которых рассказал Сноуден.