Во вторник, 22 апреля, премьер Дмитрий Медведев выступил перед Госдумой с ежегодным докладом о работе кабинета министров. Начал он с Крыма, который, по его словам, «стал поводом для политического прессинга» России.
«Впервые Россия оказалась в условиях тройного давления. С одной стороны, это нестабильная мировая экономика, с другой – недружественная политика ряда ведущих стран и, конечно, наши собственные структурные ограничения», – перечислил трудности Медведев.
В этой ситуации, заявил председатель правительства, «было бы неверным начать метаться из стороны в сторону, и пытаться придумывать некие новые принципы развития нашей экономики, в обстоятельствах этого беспрецедентного вызова для нас крайне важно спокойно, без истерик продолжать выбранную экономическую стратегию».
Из этих слов можно было бы сделать вывод, что Россия собирается и дальше опираться на сырьевую экономику. Однако через минуту премьер уточнил: тройное давление «не только вызов, но и хорошая возможность повысить эффективность нашей собственной деятельности, создать новую основу национальной экономики, которая базируется на собственном производстве».
Впрочем, конкретных рецептов создания новой экономики премьер озвучивать не стал, и пояснил только один момент: «В большинство отраслевых стратегий и государственных программ мы уже включили импортозаменяющие проекты, а для тех предприятий, которые попали в зону риска, стараемся найти оптимальные механизмы поддержки. Теперь эта работа должна пойти значительно быстрее. В этом как раз корректива нашего экономического курса».
Глава правительства заверил парламентариев, что «какие бы трудности ни испытывала наша экономика, все взятые на себя социальные обязательства мы выполним в полном объёме, наши приоритеты неизменны – это повышение пенсий, заработной платы бюджетников, модернизация образования и здравоохранения и жилищные программы». Кроме того, он пообещал, что «отечественная промышленность, отдельные отрасли которой зависят от поставок из других стран, получит со стороны правительства необходимую поддержку».
Дмитрий Медведев подчеркнул, что правительство не допустит, чтобы «граждане стали заложниками политических игр». «Конечно, мы можем продолжить обмениваться «черными списками». Но я даже не считаю нужным сейчас с этой трибуны доказывать, что это абсолютный тупик»,— отметил он. Касаясь присоединения Крыма, премьер заявил, что «Крым и Севастополь — это большая радость и новые возможности для развития нашей страны». «Но ни в коем случае мы не должны допустить ситуацию, когда развитие Крыма будет происходить за счет развития других регионов. Это было бы худшей дискредитацией тех великих решений, которые были приняты в этом году»,— сказал Медведев.
В финале премьер отметил, что «страна развивается», и что управленческие решения должны быть не идеологизированы, а основаны на «трезвом расчете».
Как выглядит реальная ситуация, в которой оказалась Россия, и что должно делать сейчас правительство?
– Правительство и премьер Дмитрий Медведев должны, в первую очередь, демонстрировать уверенность в том, что справятся со всеми вызовами, – отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – Без этого правительство уже не выполняет важную функцию – внесения определенности в настроения и мотивацию бизнеса и населения. Поэтому уверенность Медведева – это правильно, так и должно быть.
Другой вопрос, какими средствами подкреплять эту уверенность, насколько российская экономика уязвима для так называемых санкций? Этот вопрос до сих пор открыт, поскольку, по большому счету, санкции против экономики РФ еще не вводились. Существуют, конечно, определенные ухудшения на финансовых рынках – это факт. Потому что любые разговоры о том, что прогноз по рейтингу меняется со стабильного на негативный – это сигнал инвесторам. В результате, внешние рынки вообще могут оказаться закрытыми перед Россией для новых заимствований.
Под большим вопросом и рефинансирование долгов. В текущем году банки и корпорации должны будут выплатить за обслуживание кредитов около 200 млрд долларов. Эта проблема еще не заявила о себе в полной мере, но она существует, и в повестке дня, возможно, является самой актуальной.
– Можем ли мы ожидать, что правительство будет развивать отечественную промышленность, чтобы решить проблему с замещением импорта?
– Пока мы не наблюдаем всплеска активности отечественной промышленности. Апрельские замеры индекса промышленного оптимизма говорят о том, что особых подвижек в позитивную сторону здесь не видно. Импульсов к замещению импорта за счет эффекта девальвации тоже пока не происходит.
Для решения этого вопроса важнейший пункт – модернизация российский промышленности, а для этого требуется оживление инвестиционного спроса.
Здесь одного удержания курса рубля мало. Правительству нужно максимально быстро улучшать инвестиционный климат, в том числе, используя точечные меры воздействия – например, субсидирование процентных ставок.
Наконец, надо посмотреть на механизмы, которые изложены в проекте закона «О промышленной политике». Там предлагается и особый налоговый режим для промышленно-технологических кластеров, и такая инициатива, как подписание инвестиционных контрактов, которые – как форма государственно-частного партнерства – могут быть использованы для создания продукции, аналогов которой в России не производится.
Все перечисленное правительству Медведева нужно делать, не откладывая, это повестка на ближайшее время – до второй половины 2014 года.
– Премьер пообещал: «что бы ни происходило вокруг нашей страны, какие бы трудности ни испытывала наша экономика, все взятые на себя социальные обязательства мы выполним в полном объёме». Это обещание реально выполнить?
– Думаю, правительство сделает для этого все возможное. В последнее время делать это удавалось – социальные обязательства выполнялись, а остальные могли быть отодвинуты на второй-третий план. Другое дело, что прежних сумасшедших темпов роста пенсий и зарплат бюджетникам мы в 2014 году не увидим.
Правда, здесь возникает большой вопрос к регионам. Как известно, именно за счет регионов зарплаты бюджетников должны дотягивать до среднероссийского уровня. Картина здесь далеко не благостная – в целом, бюджеты региональных и муниципальных образований разбалансированы. Общий субфедеральный долг зашкаливает за 3% ВВП – это очень много. И здесь, естественно, от правительства требуется ряд решений, которые должны быть направлены на стабилизацию бюджетной ситуации: корректировку межбюджетных отношений, укрупнение субсидий, получаемых регионами, наделение регионов большей самостоятельностью в расходовании получаемых средств.
– Медведев назвал макроэкономические показатели 2013 года «неплохими». Рост промышленного производства – 0,4%, оборота розничной торговли – 4%, денежных доходов населения – 3,3%, реальной заработной платы – 5,3%. По итогам года уровень инфляции составил 6,5% – немного ниже, чем в 2012 году. Уровень зарегистрированной безработицы по сравнению с предыдущим годом также снизился и составил 1,3%. Это действительно хорошие показатели, и насколько велики шансы, что они не ухудшатся в 2014-м?
– Я бы к любым цифрам относился достаточно осмотрительно. Скажем, по итогам года мы видим прирост потребления, но он связан, в первую очередь, с инфляционными и курсовыми ожиданиями. Надо, кроме того, помнить, что на руках физических и юридических лиц в России находится кредитов на сумму свыше 50 млрд долларов. Тратить-то мы тратим, а вот как покупаем? Значительная часть населения пытается покупать в долг бытовую технику, наблюдается оживление в жилищном строительстве, очень многие сейчас берут ипотеку – по сравнению с прошлогодними показателями января-марта сейчас выдается на 50% больше ипотечных кредитов.
Вместе с тем, это не тот уровень потребительского спроса, который мог бы стать драйвером экономики. Пока вывести спрос на нужный уровень не получается, и нет гарантий, что это удастся сделать в течение 2014 года.
Что же касается промышленного роста – здесь наблюдается, скорее, чисто статистический эффект. В первом квартале 2013 года промышленность упала более чем на 3%, и на этом фоне показатели первого квартала 2014 года выглядят как рост. На деле, это вялое состояние стагнации, которое может продлиться до конца мая.
В целом, ситуация с ростом промышленности неустойчивая. Для улучшения положения необходимо включение инвестиционного спроса – правительство может простимулировать его еще до конца года, если внесет ясность в экономическую политику, которую собирается проводить.
Предпринимателям нужна определенность, и премьер Медведев сказал немало слов по поводу того, что не надо дергаться, без конца меняя экономический курс. По сути, премьер подтвердил, что правительство продолжает стратегический курс на переход к новой модели экономического развития, подразумевающей структурные изменения в экономике и развитие институтов общества. И это – уже неплохо…
– Премьер прав, когда говорит, что развитие Крыма не будет происходить за счет развития других регионов России, – считает финансовый омбудсмен, депутат Госдумы РФ первого-четвертого созывов Павел Медведев. – Дело в том, что полуостров не является главной гирей на российском ВВП. Крым в краткосрочной перспективе стоит несколько десятков миллиардов долларов. Но мы-то теряем инвестиций на сотни миллиардов долларов. Уже сейчас, по итогам первого квартала 2014 года, отток инвестиций увеличился на 5% – это очень заметная величина.
Кроме того, по первому кварталу мы имеем падение ВВП на 0,5%. Я, грешным делом, думаю, что этот статистический показатель по-советски сильно завышен, в реальности падение более ощутимое. Если уж официальная статистика дает отрицательный рост ВВП, дела в экономике обстоят совсем неважно.
По моим данным, за два первых месяца 2014 года доходы россиян в среднем уменьшились на 1,5%, причем, как я вижу, бедная половина россиян потеряла гораздо больше.
Да, премьер собирается улучшать экономику. Но удастся ли? У меня есть знакомый бизнесмен, полуфранцуз-полушвейцарец. Он долгое время пытался привезти капитал в Россию, но так и не преуспел в этом. Последний раз, когда я его увидел, он с порога начал возмущаться: вы все говорите, говорите, говорите – когда же вы начнете делать?! Думаю, это правильная характеристика того, что сейчас происходит с планами переустройства экономики России…
1 комментарий
Сегодня Евгений Ясин сказал в интервью, что мол если Россия продолжит издеваться над глупыми американцами, то либеральная экономика перестанет расти.
Но во-первых — мы все давно хотели подпалить хвост этому облезлому коту Америке и готовы заплатить за такое удовольствие любые деньги.
А во-вторых — правительство Медведева выбрало неверный курс в экономике — в систему международного разделения труда нас не взяли и видимо никогда и не собирались брать — по политическим причинам. Нефть и газ. А вот для того, чтобы вклиниться в мировой товарный рынок, то придётся идти на конфликт со всеми странами Запада — им это очень не понравиться. А для этого нужно иметь политический вес, который упал до нуля в 90-е годы. То есть — если все эти ясины и шуваловы не хотят дразнить кота, то Россия продолжит торговлю нефтью и газом. И ладно бы был экономический рост — так и его нет. То, что в 2013 году рост составил 0,7% — это всё хитрые цифры. А в реальности в прошлом году мы упали примерно на 2%. В этом году упадём на 3% или даже больше, в 2015-м — на 4-5%. Спрашивается — о каком либеральном росте говорит господин Ясин?