Наших сограждан не пугают санкции Запада против России
Согласно последнему опросу ВЦИОМ, половина наших граждан считает применение санкций против России маловероятным. Еще 13% опрошенных считает, что это вообще невозможно. Еще более интересен ответ на вопрос, к каким последствиям могут привести санкции, если всё-таки будут введены. 47% сказали, что ничего не изменится, а 17% полагают, что только выиграют.
Обычно другие государства вводят санкции, чтобы повлиять на политическую ситуацию внутри страны, против которой ограничения принимаются. Расчет простой: народ начинает жить хуже и требует от своего правительства перемен. Только исторический опыт показывает, что если люди из-за внешнего давления и начинают жить хуже, то от этого только сплачиваются вокруг руководства.
В случае с Россией многим понятно, что Запад вряд ли решится на серьезные ограничения. Ведь пострадает тогда и он сам, а политическим элитам будет сложно объяснить своим гражданам, почему они должны терпеть какие-то неудобства ради того, чтобы наказать Россию за Крым, который многие и на карте не найдут.
Другое дело, почему наши граждане считают, что санкции никак их не затронут или даже дадут положительный эффект. Видимо, жители России считают сегодня свою страну достаточно сильной. В то же время, можно предположить, некоторые видят в санкциях шанс на мобилизацию народа перед внешней угрозой. Да, с материальной точки зрения простым труженикам что-то придется потерять, но и элиты будут вынуждены проводить более национальную политику.
– На мой взгляд, результаты опроса ВЦИОМ показывают влияние пропаганды, которую мы наблюдаем последние несколько месяцев. Нас уверяют, что санкции нас не затронут, на эту тему красноречиво высказывались различные чиновники. Отсюда и реакция людей, что плевать мы хотели на все санкции, – говорит директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. – Другое дело, что большинство людей плохо себе представляют, чем грозят нам ограничения со стороны Запада. Ведь самые опасные санкции – это те, о которых не предупреждают. Составление списков чиновников мало затрагивают граждан. А вот решения платежных систем «Виза» и «Мастеркарт» могут ударить по людям. И вот такие «подковерные» санкции могут затронуть интересы.
Стоит учитывать, что и Запад не есть единое целое. Мы видим, что США ведут одну политику, а Евросоюз – другую. У всех разное отношение к России. И решения, которые уже приняты, нельзя назвать санкциями.
Но проблема в другом. После разговоров с западными политиками, у меня сложилось впечатление, что на Западе сложился консенсус относительно нашей страны. Все западные страны серьезно настроены наказать Россию за Крым. Дальше уже – детали.
– То есть, люди просто не осознают, какова реальная ситуация.
– В общественном сознании работают мифы. Запад сегодня представлен в образе некоего толстого господина в цилиндре с атомной бомбой под мышкой, наподобие того, что рисовали Кукрыниксы. Значительная часть народа не была вообще за границей, о Западе или, скажем, Китае знают понаслышке.
Заведующий отделом философии политики Института философии РАН профессор Владимир Шевченко полагает, что за ответами людей стоят более сложные процессы, происходящие в российской обществе:
– На мой взгляд, в общественном сознании идет переориентация взглядов. В дальнейшем она будет набирать обороты. Идет дистанцирование от Запада, мы входим в новый цикл российской истории. На протяжении столетий происходит постоянное сближение с Западом и отталкивание от него. Об этом, к примеру, писал Вадим Леонидович Цымбурский. О включении России в орбиту Запада и выхода из нее. Сейчас мы наблюдаем фазу отталкивания.
Сегодня в России растет понимание, что необходимо уважать традиционные ценности, традиционный образ жизни. Русские люди не отказываются от современной технологической оснастки, но категорически против навязывания стереотипов поведения и мышления. На мой взгляд, этот момент решающий при сегодняшнем повороте общественного сознания. Может, этот фактор не осознается в полной мере, а действует больше на уровне подсознания.
– Какова роль пропаганды? Раньше Запад представляли в образе земного рая, сейчас всё больше говорят о его проблемах.
– Картинка, конечно, привлекательная, если показать людям Париж, центральные улицы европейских городов, прилично одетых там людей. Но если брать социальные проблемы Франции и Германии, не говоря уже про страны «второго эшелона» евроинтеграции, то Запад теряет свою привлекательность. Сегодня в Европе огромная безработица. Но об этом практически не говорят наши СМИ, в основной своей массе либеральные.
Так что разочарование Западом вряд ли можно отнести к воздействию пропаганды. Нашим людям просто не нравятся все эти однополые браки, безнравственность. Да и понятно, что это просто канал для отвода социального протеста в русло большей личностной свободы, самоунижения и ухода в интимные вещи.
– Можно ли результаты опроса оценить как рост уверенности российских граждан в собственных силах?
– Можно. Ведь всё дело не в санкциях. Сами по себе они могут быть очень болезненными для нашей экономики. Да и подействовать они могут не сразу, а через какое-то время.
Дело в том, что мы постоянно отступали. А нас продолжали учить жить. И мы не понимали, что еще надо сделать, что удовлетворять требованиям Запада. Но должно было настать время, когда надо было прекратить отступать. В конце концов, у людей появилось чувство, что мы сами можем определять свою судьбу и хватит нас учить. Граждане действительно разочарованы в том, как нас учили, а при этом думали только о собственной выгоде.
Писатель Роман Сенчин считает, что результаты опроса ВЦИОМ показывают больше прагматичность наших граждан:
– Конечно, санкции, которые могут затронуть интересы людей, вполне реальны. Но вряд ли они будут до такой степени мощными, чтобы россияне взвыли и призвали правительство что-то переделать, изменить прошлое решение. И люди понимают, что западные корпорации не пойдут на то, чтобы закрыть у нас свои торговые сети, закрыть представительства своих банков. Санкции будут точечными и большого эффекта иметь не будут. Они не вынудят людей взбунтоваться, для чего эти санкции в конечном итоге и предназначены.
Хотя я не могу сказать, что у нас страна может обеспечить людей всем. У нас значительная часть продовольствия поставляется из-за рубежа, пишущие ручки, зубная паста и многие другие предметы. Вряд ли это всё станет дефицитом, как 30 лет назад. Хотя, как говорится, чем черт не шутит.
Пока люди под впечатлением «русской весны». Народ готов идти даже на какие-то жертвы. Но не думаю, что многие согласны на пустые полки.