В МиреНовости

Канал геополитической связи

3р

Чтобы помешать планам России и Китая, США готовы устроить Майдан у себя под боком

На днях СМИ сообщили, что Китай и Россия нанесут серьезный «геополитический удар» по США, по сравнению с которым  меркнут все американские санкции в отношении РФ. А именно – в противовес Панамскому каналу совместными усилиями создадут новый канал в Никарагуа. Известный писатель Александр  Проханов назвал этот проект «мощнейшей геостратегической бомбой, которая взрывается в непосредственной близости от Соединенных Штатов Америки».

Действительно, разговоры о создании альтернативного водного сообщения через Никарагуа ходили давно.  Так, в 2013 году сообщалось, что власти Никарагуа согласились отдать китайской компании в концессию на сто лет строительство этого канала. Предполагалось, что правительство Никарагуа будет обладать 51% акций совместного предприятия по строительству канала, а 49%  будут принадлежать странам или компаниям, которые выиграют конкурс. Тогда проект оценивался в 30 миллиардов долларов, а среди потенциальных партнеров по проекту власти страны, помимо Китая, называли Японию, Россию, Венесуэлу, Бразилию и Южную Корею.

Сейчас сообщается, что Китай начнет строительство и эксплуатацию канала вместе с российскими компаниями. Предварительная стоимость проекта оценивается уже в сумму более 40 млрд. долларов. Начало постройки намечено на декабрь 2014 года. Отмечается, что глубина канала составит 22 метра, ширина — 60 метров, а протяженность достигнет 286 километров. То есть канал в Никарагуа должен быть глубже, шире и длиннее своего аналога в Панаме. Планируемое начало эксплуатации – 2019 год, окончание строительства – 2029 год.

Напомним, что Никарагуа и после украинских событий  остается союзником России: страна была в числе тех 11-ти государств, которые поддержали позицию РФ при голосовании в ООН по вопросу о референдуме в Крыму.

Директор Фонда энергетического развития  Сергей Пикин считает: тот факт, что Китай и Россия будут вместе реализовать грандиозный проект по строительству канала в Никарагуа, говорит о том, что наш мир уже сейчас далеко не однополярный. К тому же этот проект выгоден не только с геополитической точки зрения, но и с экономической.

— Когда Панамский канал был запущен, с точки зрения логистики это было прорывом: морским судам не надо было огибать континенты, чтобы доставить грузы по назначению. Объемы мировой торговли с течением времени только увеличиваются, поэтому инвестиции, о которых сегодня идет речь применительно к каналу в Никарагуа, за счет оплаты, взимаемой  за прохождение нового канала, будут относительно быстро компенсированы. К тому же проект интересен и с точки зрения загрузки наших компаний, которые будут работать в Никарагуа.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов говорит, что  появление канала в Никарагуа сильно ослабит позиции американцев, нанеся ощутимый удар по престижу США.

— Америка контролирует основные точки, через которые идут морские пути: Панамский канал, Суэцкий канал, а также крупные торговые пути, проходящие через Сингапур, Гибралтар и т.д. Поэтому для Америки появление  альтернативного водного пути – прямой вызов.

Посмотрим на последние события. Всем известно, что Грузию, которая в 2008 году развязала войну в Южной Осетии, полностью вооружали и спонсировали американцы. После того, как грузины получили отпор, США их защищать не стали. Далее: в Сирии Америка уже не первый год пытается свергнуть Асада, но тот держится, в том числе и при поддержке России. А после того, как на Украине удалось воплотить мятежный сценарий и в результате госпереворота к власти пришли полностью проамериканские политики, Крым отошел к РФ…  Очевидно, что США будут искать возможность отомстить России за свои проигрыши, чтобы продемонстрировать всему миру свою силу.  И вполне возможно, что в Никарагуа стоит ждать либо госпереворот, либо гражданскую войну, либо внешнее вторжение, — в общем, все, что может помешать возникновению там нового водного пути.

Эксперт по Латинской Америке, старший преподаватель РГГУ Михаил Белят отмечает: идея строительства альтернативного канала, который будет пролегать по Никарагуа, родилась давно – в конце 19 века.

— Но тогда в Никарагуа и вообще в Центральной Америке была достаточно серьезная политическая ситуация, в том числе и оккупация Никарагуа американскими войсками, а вернее — бандами под руководством  американского авантюриста Уильяма Уокера. Поэтому от этой идеи пришлось отказаться.

Затем французы начали строительство канала в Панаме, но вскоре «прогорели». Кстати, тогда слово «панама» и стало синонимом крупного мошенничества при реализации каких-либо проектов.  После французов канал достраивали американцы, и, естественно, они и тогда не хотели  возникновения каких-либо альтернатив такому проекту. Поэтому новый межокеанский путь — это, безусловно, серьезный вызов Штатам, которые, скорее всего, ответят на этот «геополитический удар».  Ведь именно для того, чтобы похоронить идею строительства этого канала, американцы пришли в 1920-х годах в Никарагуа, с этим и боролось народное сопротивление во главе с  известным политическим деятелем Аугусто Сесаром Сандино.

Конечно, в силу своего географического положения страна просто создана для того, чтобы там появился новый трансокеанский канал. На юге  расположено крупное озеро Никарагуа, к которому ведет река Сан-Хуан. Это река когда-то была судоходной, и сейчас можно прокопать русло и снова восстановить ее течение. После чего остается заново прорыть небольшой перешеек (около 30 километров), и Карибское море будет соединено с Тихим океаном.

Самое интересное, что строительство такого водного пути обойдется гораздо дешевле, чем строительство  Панамского канала. Его, кстати, сейчас расширяют не случайно: планируется, что к 2016 году работы закончатся, и пропускная способность Панамского канала увеличится вдвое. Поэтому, на мой взгляд, США, скорее всего, будут каким-то образом мешать реализации масштабного проекта России и Китая. Весьма возможно, что стоит ждать каких-либо нелицеприятных действий по отношению к стране, где будет проходить альтернативный водный путь.

— Какая политическая обстановка в Никарагуа сейчас?

— Сейчас там стабильно. В правительстве доминирует Сандинистский Фронт Национального Освобождения. Но в Никарагуа есть довольно серьезная оппозиция демократического и либерального толка, которая была у власти…

В целом страна сейчас начала выбираться из той ужасной экономической и социальной ямы, в которую ее вверг клан Сомосы, диктаторский режим которого правил с 1936 года. Также напомню, что после революции 1979 года в Никарагуа почти 10 лет продолжалась  гражданская война между сандинистами и контрас… Понятно, что на фоне других центральноамериканских государств Никарагуа — не ведущая страна, ей еще очень далеко до уровня той же Коста-Рики. Но, тем не менее, там есть определенная стабильность, социальная жизнь налаживается, народ не испытывает тех бедствий, которые испытывал в прошлом.

Однако завкафедрой прикладной политологии Финансового университета при Правительстве РФ, директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов придерживается иной точки зрения.

— Этот проект очень рискованный, я отношусь к нему очень сдержанно. Почему? На самом деле этот канал нужен не России, а Китаю, чтобы он мог экспортировать и импортировать грузы по укороченному пути. Для этого, кстати, Китай получал контроль над ключевыми портами Панамского канала, которыми владеет китайский бизнесмен Ли Ка-шэн. Ясно, что за ним стоит политическое руководство Китая.

Да, у нас есть нефтяные интересы в Венесуэле, но эти проекты весьма спорные, потому что туда надо вкладывать крупные инвестиции — порядка 10 миллиардов долларов. Я лично не сторонник разбрасывания денег по геополитической карте мира, в отличие от некоторых экспертов, которые считают, что надо «закачивать» деньги в любые проекты, лишь бы только насолить Соединенным Штатам.

Возникает вопрос:  почему США спокойно отнеслись к тому, что китайский бизнесмен  стал, по сути, владельцем Панамского канала, ведь это, казалось бы, нарушает их геополитические интересы? Ответ довольно прост:  США прекрасно понимают, что  при желании они могут спокойно перекрыть этот канал. Мы помним военную операцию в Панаме, начавшуюся в 1989 году… Что им мешает в очередной раз объявить президента Панамы каким-нибудь наркобароном и силами своих бравых рейнджеров заблокировать водный путь?

Таким же образом можно перекрыть канал в Никарагуа. Так что я считаю идею вкладывать многомиллиардные инвестиции в этот проект весьма спорным решением.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.