Администрация Обамы в своем стремлении наказать Россию санкциями за Украину уже не делает упор на «атаку единым фронтом» совместно с ЕС. Европейцы слишком нерасторопны, готовы к санкциям лишь против отдельных лиц, а не целых компаний и отраслей, и многие в Старом Свете относятся скептически к санкционной кампании. В это же время США готовят удар по Газпрому и Роснефти.
Соединенные Штаты и Евросоюз, вопреки усилиям администрации Барака Обамы, разошлись во мнениях относительно антироссийских санкций, и посему Вашингтон может выступить, не дожидаясь реакции европейских партнеров. О таком расхождении среди евроатлантических партнеров сообщила в понедельник газета New York Times, ссылающаяся на неназванный источник, близкий к Белому дому.
«До сих пор господин Обама предпочитал держаться поближе к европейцам, поддерживая «нерушимый фронт», – отмечает авторитетное американское издание. «Но, – продолжает автор статьи, – некоторые источники внутри и снаружи администрации утверждают, что Соединенные Штаты должны действовать в одностороннем порядке, если это необходимо». Как утверждает New York Times, «некоторые чиновники в частном порядке заявляют, что администрация сделала координацию с Европой слишком высоко приоритетной», притом что ожидание ответа от всех 28 стран – членов Евросоюза «фактически означает бездействие».
Соединенные Штаты рискуют меньше
Издание констатирует: США значительно меньше Евросоюза рискуют встречными убытками от санкций против России. В подтверждение NY Times приводит общеизвестные данные, иллюстрирующие степень серьезности связей ЕС и России: товарооборот между Россией и США – всего около 26 млрд долларов, а между странами ЕС и Россией – около 370 млрд долларов. Это, заметим, не самые свежие данные (сведения за 2012 год). А по состоянию на конец прошлого года экономический оборот между Россией и Евросоюзом вырос до 410 млрд долларов. В то же время, как отметил осенью 2013-го президент Владимир Путин, товарооборот с США сокращается.
Президент Обама ранее заявил, что одностороннее введение отраслевых санкций против России было бы неверным. Тем не менее, по сведениям New York Times, ряд советников американского лидера допускают возможность односторонних действий США.
«Накладывать санкции совместно с ЕС было бы хорошо, но США нужно быть лидером и не тратить время, пытаясь представить единый подход», – цитирует издание руководителя неправительственной организации Freedom House Дэвида Крамера, предложившего администрации Обамы свой вариант санкционного списка.
Цели санкций – «нефтянка», космос и ВПК
Оппоненты действующего президента – конгрессмены от Республиканской партии подталкивают Белый дом к более решительным шагам. В частности, сенатор-республиканец Боб Коркер призвал применить репрессивные меры к четырем крупнейшим российским банкам (по аналогии с санкциями против банка «Россия») и «наказать» Газпром.
Источники издания в американской администрации не прокомментировали предложения сенатора Коркера, но подтвердили ранее появившиеся сообщения о том, что в американский санкционный список планируется внести имена руководителей крупнейших компаний-поставщиков энергоносителей. Имеются в виду Игорь Сечин (президент НК «Роснефть») и Алексей Миллер (председатель правления ОАО «Газпром»).
Накануне заместитель помощника президента США по национальной безопасности Энтони Блинкен сообщил: новые американские санкции должны коснуться российского военно-промышленного комплекса.
Вашингтон пытается создать проблемы и для российской космической отрасли, что, кстати, ударило и по интересам европейцев: запуски европейских спутников с американскими комплектующими с помощью российских ракет-носителей заблокировали в США.
Ранее ряд западных СМИ со ссылкой на советника президента США по внешней политике Бена Родса сообщили, что новые санкции коснутся не только отдельных лиц, но и целых компаний, действующих в банковском и энергетическом секторах экономики.
Европа: «персональный подход» и скепсис
Европейцы же по-прежнему ограничиваются «персональными» наказаниями. Как накануне сообщил глава МИД Великобритании – главного европейского партнера США – Уильям Хейг, расширение санкций против России из-за ситуации на Украине коснется действующих запретов на поездки ряда лиц, а также замораживания их активов.
Планируется, что в понедельник Совет Евросоюза на уровне послов стран ЕС примет решение о расширении черного списка для России. Для этого потребуется согласование мнений 28 стран – членов ЕС, что лишний раз напомнит Вашингтону о неспешности европейских партнеров и о внутренних разногласиях в Евросоюзе.
В частности, в немецких политических кругах (напомним, товарооборот Германии с Россией составляет около 100 млрд долларов) все чаще звучит критика «генеральной линии» Евросоюза. Заместитель главы фракции Социал-демократической партии (СДПГ) в Бундестаге Аксель Шефер выступил против введения новых санкций в отношении России в процессе урегулирования украинского кризиса. «Полагаю, что очередные санкции против России не принесут ничего, кроме символики», – заявил представитель крупнейшей оппозиционной партии ФРГ газете Rheinische Post. «Не думаю, что введение санкций в отношении отдельных людей в России способно оказать положительное воздействие на сложившуюся ситуацию», – сообщил Reuters уполномоченный фракции СДПГ в Бундестаге по вопросам обороны Райнер Арнольд.
Пожалуй, глава корпорации Siemens Джо Кезер, заявивший, что его компания «признает приоритет политики» и будет строго придерживаться санкционного режима против России (даже в ущерб собственному бизнесу), выглядит белой вороной. Как отмечала газета ВЗГЛЯД, в целом немецкий бизнес не испытывает восторга от принудительного прекращения отношений с Россией. Германский Федеральный союз оптовой и внешней торговли и сферы услуг (BGA) уже предостерег от введения санкций против России, как и председатель правления Wintershall Райнер Зеле, а также исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Райнер Линднер.
Скепсис испытывают не только в Германии. Авторитетное итальянское издание Il Giornale отмечает: Обаме остается только продолжать идти по пути экономической войны, однако и здесь его «партия» складывается не лучшим образом. Дело в том, поясняет Il Giornale, что более жесткие санкции, направленные на ключевых представителей банковской и финансовой системы России, уже вызывают опасение многих европейских стран, для которых Россия – один из главных экономических партнеров.
Введение торгово-экономических санкций ЕС против России исключено в нынешних условиях, на условиях анонимности заявил ИТАР-ТАСС представитель дипмиссии одного из ведущих западноевропейских государств.
«На уровне коммерческих интересов все не так просто»
«Дело в том, что между США и Европейским союзом противоречий больше, чем между Российской Федерацией и Европейским союзом», – комментируя разногласия между европейцами и США, заметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД зампред комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов.
США и ЕС «на уровне демагогии вроде и рядом, но на уровне коммерческих интересов все не так просто», отмечает сенатор. «Я в выходные встречался с одним знаковым человеком из одной из ключевых стран Евросоюза, и когда мы дошли до обсуждения американских отношений, он широко улыбнулся и сказал: «Но это же наши ключевые партнеры, это же наши духовные братья», – рассказывает Климов. – Затем он улыбку сменил на серьезное выражение и сказал: «Пожалуй, все». Так что, продолжает собеседник, политика с ее заявлениями о партнерстве – не столь значимый фактор, как экономическая конкуренция.
«Вообще Евросоюз появился отчасти для того, чтобы создать некое подобие Соединенных штатов Европы. США над этим как смеялись, так до сих пор и смеются, поэтому у ЕС и без России своих проблем полно», – напоминает российский парламентарий. И это положение младших партнеров порождает определенное недоверие между Старым и Новым светом. «Что касается наших отношений с Евросоюзом, то они более продуктивные, интенсивные и выгодные, – подчеркивает Климов. – Поэтому желание нас дискредитировать – это желание только господина Обамы и нескольких других американских деятелей, все остальные скептически к этому относятся». Не следует забывать и об остальном мире, подчеркивает Климов, напоминая, что, пожалуй, три четверти серьезных мировых держав не имеют никакого отношения к попыткам наказать Россию санкциями.
Определяющий фактор – то, что «Европа в 10 раз больше завязана на российской экономике, чем США, поэтому Европе сложнее прибегнуть к более жестким санкциям, чем это могут себе позволить Соединенные Штаты», отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог, вице-президент Международного фонда экономических и социальных реформ Андраник Мигранян. Но при этом, добавил собеседник, «в вопросе с санкциями со стороны США многое будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация и отношения между Россией и Украиной, и от неспокойной ситуации на Юго-Востоке Украины». «Многое будет зависеть от наших деятелей. Они и определят своим поведением возможный уровень санкций и их масштаб, к которому могут прибегнуть США и Европа», – добавил Мигранян.