Бойцы внутренних войск получат возможность иметь промедол и другие необходимые лекарства в аптечках — до сих пор экстренную помощь с применением таких средств раненому могли оказать только в госпитале.
Бойцы подразделений внутренних войск МВД смогут брать с собой в бой сильнодействующие обезболивающие. Министерство внутренних дел подготовило соответствующий проект приказа и инструкции, устанавливающий порядок выдачи и использования наркотических средств. Сейчас экстренную помощь с применением таких средств раненому могут оказать только в госпитале или на военной базе. В ведомстве считают, что сильнодействующие средства для избежания болевого шока необходимо применять непосредственно на месте ранения.
Министерство внутренних дел подготовило проект приказа, разрешающий комплектование медицинских аптечек бойцов отрядов спецназначения наркотическими средствами. Порядок выдачи, хранения, использования и контроля за ними устанавливается инструкцией в приложении к приказу.
Согласно документу, наркотические средства будет получать личный состав отрядов быстрого реагирования «Рысь», отряда мобильного особого назначения «Зубр» и авиационного отряда специального назначения «Ястреб». Перед отправкой на место проведения операции бойцы будут проинструктированы о противопоказаниях и правилах применения таких лекарств. За каждый комплект наркотика личный состав станет нести ответственность — даже использованную упаковку необходимо будет сдать в часть.
В департаменте по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД сообщили, что отрядам будет выдаваться обезболивающее — промедол.
— Подразделения, участвующие в вооруженных конфликтах, смогут использовать данные средства без лицензии. Вещества станут выдавать на руки сотрудникам — в аптечки будет включен промедол в шприц-тюбиках. Другие препараты, например морфин, не могут быть пригодными для оказания помощи при ведении боевых действий, — отметила представитель департамента Светлана Горовая.
В департаменте также пояснили, что наличие выданных веществ у бойцов будет проверяться в ходе ежедневного осмотра — по аналогии с наличием оружия и патронов. Согласно новой инструкции, ответственное лицо станет назначаться приказом о направлении отряда для участия в операции. При выдаче средства и приеме пустого тюбика станут заполнять отчетные документы, при этом ответственность устанавливается и за утерю шприцев погибших бойцов.
Сейчас вопросы использования сильнодействующих медицинских препаратов во время ведения боевых действий регулируются федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» и приказами силовых ведомств. Отряды внутренних войск в рамках действующего законодательства могут рассчитывать на такие препараты только в стенах госпиталя или на военной базе. В пояснительной записке к проекту отмечается, что «указанные подразделения находятся вне пункта постоянной дислокации, размещаются в полевых условиях, могут многократно перемещаться, меняя место дислокации». При этом отряды могут не иметь медиков.
— У медучреждений существует лицензия на деятельность, связанную с применением наркотических средств. У отрядов МВД таких лицензий нет, сейчас они не могут получить средства и хранить их, — пояснила Светлана Горовая.
В пресс-службе внутренних войск сообщили, что потребность в подобном приказе существует давно.
— Регулируется порядок учета, хранения и перевозки наркотических средств. Основополагающих документов по этому вопросу не было, — сказал начальник пресс-службы Главкомата внутренних войск МВД Василий Панченков.
Он добавил, что в случае ранения обезболивающий препарат необходимо ввести как можно скорее.
— Во время выполнения задач внутренними войсками такого рода лекарства часто требуются незамедлительно и в отдаленных от госпиталя местах — боевые условия расставляют свои акценты, — отметил Василий Панченков.
В Минобороны рассказали, что спецподразделениям военного ведомства использование наркотических веществ разрешено более трех лет назад. Военным доступно большее количество обезболивающих.
— Использование таких средств подразделениями Вооруженных сил, участвующими в боевых мероприятиях, регулируется приказом министра обороны № 2575 от 2011 года. Индивидуальные медицинские аптечки комплектуются промедолом. Быстродействующий анальгетик снимает болевой синдром и позволяет раненому военнослужащему «дотерпеть» до оказания квалифицированной медицинской помощи. В состав ротных аптечек входят и более «тяжелые» анальгетики — фентанил, морфин, омнопон, — сообщили в Минобороны.
Полковник внутренних войск МВД Андрей Головатюк отметил, что запрет на наличие сильнодействующих лекарств в отряде принес военнослужащим немало страданий во время боевых действий в Чечне.
— Когда боец получает ранение, такие средства нужны для предотвращения болевого шока. Однако одной дозы бывает мало для снятия боли. В первую чеченскую кампанию это проявилось — своевременно снять боль не могли, страдали и раненые, и их товарищи получали психологически травмы, — напомнил Андрей Головатюк.
Он также сообщил, что силовые ведомства очень строго следят за использованием наркотических средств в своих медучреждениях.
— Препараты находятся у медицинских работников под строгой отчетностью, как и боеприпасы. Их наличие систематически проверяется, в том числе и сотрудниками военной контрразведки, — подчеркнул собеседник.