За информационную политику киевских властей в отношении кризиса на Украине и карательной операции на юго-востоке страны отвечают западные пиар-компании, сообщили на прошлой неделе источники влиятельных российских информагентств. Как стало известно, услугами тех же специалистов пользовалось и правительство Михаила Саакашвили во время грузино-осетинского конфликта в 2008 году. Опрошенные RT эксперты рассказали о том, какие методы используют пиарщики в информационной войне и кто координирует их работу на Украине.
«В группе по пиару так называемых «антироссийских действий» работают американские эксперты — насколько нам известно, у некоторых из них через пиджаки и свитера просвечивают погоны. Есть и европейские пиарщики, в частности из Бельгии, которые еще в период грузинского вторжения в Южную Осетию убеждали мир в «русской агрессии» и даже добились на какое-то время успеха», — заявил высокопоставленный правительственный источник агентству РИА Новости.
По его словам, приоритет в информационной войне на Украине отдается влиянию на европейское общественное мнение. «Здесь журналистам сложнее вешать лапшу на уши. Понятна и основная стратегия: все, что происходит на юге и востоке Украины, инспирировано, подготовлено и осуществляется Москвой, а конкретно ФСБ , ГРУ и прочее», — заявил он.
Собеседник агентства в этой связи призвал вспомнить экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. «Многие из вас с ним работали. Где он? А какой, казалось, был ученик — не чета нынешним украинским», — отметил источник.
Знакомый почерк
В 2007 году, правительство президента Грузии Михаила Саакашвили, подписало контракт на 500 тысяч евро с бельгийской пиар-компанией Aspect Consulting. Европейские специалисты были призваны «раскрутить» образ Грузии на Западе и помочь сближению страны с Евросоюзом, НАТО и США. При этом выбор в пользу Aspect Consulting был сделан не случайно: их центральный офис находится в Брюсселе (там же расположены штаб-квартиры НАТО и ЕС), что облегчало процесс взаимодействия и координации.
В 2008 году один из главных пиарщиков агентства Патрик Ворм перебрался в Тбилиси и организовал там так называемый пресс-центр правительства Грузии. Именно из этого пресс-центра западным журналистам рассылались тысячи пресс-релизов, в которых, в частности, говорилось о «вторжении» России в Грузию, «интенсивных бомбардировках Тбилиси» и «захвате Гори российскими войсками».
Несмотря на то, что подтверждений этих сообщений не было, информация тиражировалась в западной прессе и помогла сформировать образ России как агрессора. Однако все эти сведения позже были опровергнуты не только независимыми корреспондентами и очевидцами, но и крупнейшими СМИ, которые до этого в один голос пытались убедить мир, что агрессию против «маленькой, но гордой» Грузии начали русские.
По сведениям, полученным от источника РИА Новости, вести информационную войну на Украине было, в том числе, доверено тому же агентству Aspect Consulting. Журналисты RT опросили экспертов, чтобы выяснить какими средствами ведется пропагандистская война, развёрнутая в украинских СМИ и кто за этим стоит.
Пиар по западному сценарию
Генеральный директор АНО «Центр стратегических оценок и прогнозов» Сергей Гриняев в интервью RT заявил, что с момента обострения кризиса на Украине чётко прослеживается вполне грамотная и эффективная организация информационной работы как внутри страны, так и во вне.
«Безусловно, собственными силами Киев реализовать такую политику был не в состоянии и здесь совершенно чётко прослеживается помощь западных союзников Киева», — отметил эксперт. — «Еще задолго до активной фазы событий, за полгода, а может и раньше, в информационном пространстве Украины стали появляться разного рода информационные сайты и интернет-агентства, которые до острой фазы событий вели вполне пристойную информационную работу, однако с обострением обстановки эти сайты буквально в одночасье превратились в инструменты пропаганды».
Западный почерк, по мнению Гриняева, отчётливо прослеживается в том, что общий сценарий информационных кампаний, развёрнутых на Украине схож с информационной работой не только в Грузии, но и раньше: в Югославии, Сирии, Ливии и других конфликтах, где «западные специалисты приложили свою руку».
Так, эксперт отмечает, что в самом начале «острой фазы», Украина приняла решение об открытии нескольких информационных центров за рубежом и именно через эти корпункты ведется работа с зарубежными журналистами и доводится та информация, которая выгодна Киеву.
При этом, по словам эксперта, вести информационную войну с братским народом очень сложно, прежде всего психологически, а наличие такого барьера снижает эффективность применения средств информационной борьбы.
«Если бы против России работали этнические русские или украинцы, то этот барьер не позволил бы говорить настолько негативно. А такая беспринципность, безответственность в комментариях и откровенная ложь говорят о том, что работают люди исключительно за деньги».
Также Гриняев отмечает схожий почерк в работе пиарщиков во время грузино-осетинского конфликта в 2008 году и сегодняшних событий на Украине.
«Никто и нигде не говорил о том, что Россия выполняет миротворческую операцию по принуждению Грузии к миру, использовались исключительно такие термины как агрессор, враг и так далее. Практически отсутствовало информирование собственного населения, что, кстати, сегодня происходит и на Украине, когда полностью блокированы российские каналы, а собственные СМИ утратили информационную функцию и на 90% выполняют функцию пропагандистскую. При этом акцент делается на зарубежную аудиторию и призывы к военной помощи со стороны Запада, НАТО и США».
СМИ как оружие
Известный российский политолог Сергей Марков в интервью RT отметил, что в современной войне важнейшую роль играют СМИ, а главное средство пиар-войны — это создание монополии на информацию. «Именно поэтому отключаются российские каналы, поэтому госсекретарь США Джон Керри призывает отключить Russia Today и именно поэтому этим важнейшим участком непосредственно занимаются западные хозяева власти в Киеве», — уверен эксперт.
Напомнил Марков и о случаях избиений и угроз в адрес украинских журналистов, чей взгляд на события в стране идёт в разрез с политикой Киева.
«Мы видели как боевики-неонацисты заходили к менеджеру Первого канала на Украине. Ему в открытую угрожали, при этом всё это демонстрировалось в СМИ. Вот этим и занимаются западные пиарщики. Это делалось для того, чтобы показать, что к тем, кто не будет нахваливать хунту, также придут нацисты и будут их избивать, а возможно и убьют — и при этом останутся безнаказанными».
Эти же западные пиарщики, по словам Маркова, дали добро на арест Константина Долгова, главного редактора информационного сайта «Глагол», который выступал против хунты. «Его буквально выкрали, увезли в Киев и там судили по надуманному обвинению, что он якобы поджигал банкоматы. При этом из скрытой переписки Авакова и его пресс-секретаря видно, что пресс-секретарь требовал от министра внутренних дел арестовать Долгова за то, что он слишком популярен среди населения».
Одесская трагедия
Еще один важный момент, которым занимаются наёмные западные пиар-компании – это интерпретация геноцида в Одессе.
«Мы видим очень хитрую, хорошо оркестрованную трактовку украинских СМИ. Одни говорят, что сторонники федерализации сами себя сожгли, а другие, что всё это организовало ФСБ, и что Россия сожгла своих сторонников специально, чтобы был предлог для ввода войск», — говорит Марков. – «Это типичная конспирологическая теория, но когда она дается в условиях монополии на информацию, то она действует на людей».
Источник