В Мире

В круге третьем, Киев сорвал мирный путь разрешения украинского кризиса

8р

7 мая президент России Владимир Путин в ходе встречи с действующим председателем ОБСЕ Дидье Буркхальтером призвал лидеров сторонников федерализации на Юго-Востоке Украины отодвинуть дату проведения референдумов о самоопределении регионов на более поздний срок, чтобы дать возможность сторонам найти взаимоприемлемое решение конфликта.

Однако т.н. украинские власти (в лице Турчинова и Парубия) отказались вести переговоры с ополченцами Юго-Востока Украины, заявив, что «силовая операция» будет продолжена независимо от проведения референдума в Донецке. Более того, 8 мая вооруженные силы Украины развернули 15-тысячную группировку в приграничных районах с РФ, в то время как Россия отвела от границы даже подразделения тактического звена, которые выполняли тренировочные задачи на полигонах.

Чуть позже члены Народного совета Донецкой народной республики объявили о своем решении не переносить референдум о независимости региона. Об этом заявил сопредседатель правительства ДНР Мирослав Руденко. О решении провести референдум в установленный срок в Луганске объявили и в пресс-центре армии юго-востока Украины

Таким образом, в очередной раз стало ясно, что Россия движениями на Юго-Востоке Украины не управляет, что люди там принимают решения самостоятельно. Перенос референдума имел бы смысл, если бы Киев сделал шаг навстречу и остановил проведение «карательной» операции, однако он проигнорировал предложение и Кремля, и ОБСЕ. На что надеются украинские власти – непонятно. Тем более что, несмотря на поддержку Запада, под большим сомнением остается проведение президентских выборов 25 мая. Так, кандидат в президенты Украины Юлия Тимошенко уже пригрозила «третьим кругом революции», в случае, если украинцы не проголосуют за нее на выборах.

— Я не хочу больше нести ответственность за провал революции. Но если страна выберет другого президента, а, собственно, у меня сегодня есть один конкурент (Петр Порошенко – прим.автора), я думаю, что нам придется зайти на третий круг революции. Потому что я там не вижу шанса для каких-либо изменений. Я просто знаю всех этих людей, — сказала она.

Директор Центра политического анализа Павел Данилин обращает внимание на то, что до заявления Донецка о том, что они не будут отменять проведение референдума 11 мая, было заявление Киева о продолжении силовой операции.

— Киевские власти сообщили, что «с террористами не разговаривают», перенесете вы референдум или нет – нам все равно, но антитеррористическая операция будет продолжена. То есть Киев напрямую заявил, что для него инициативы и предложения ОБСЕ и РФ не имеют никакого значения.

Таким образом, Киев еще раз расписался в том, что именно он является основным подрывником, который устраивает «взрыв» женевских соглашений, и не собирается вести переговоры с собственным народом. И такое заявление Киева, безусловно, не могло остаться без внимания в Донецке. Какой смысл для ополченцев переносить референдум, если их называют «террористами» и ведут против них войну персоны, которые на самом деле должны сидеть в тюрьме за госпереворот.

Юго-Восток сейчас является основным носителем суверенитета Украины, потому что он защищается от хунты, которая свергла законную власть Украины. В этом отношении Юго-Восток имеет право на референдум. Путин накануне сказал: «Давайте перенесем референдум»,. Президент РФ просто попросил перенести референдум, для этого были серьезные основания, но не сказал, что он не нужен. Но сегодняшние действия Украины перечеркивают многое из тех инициатив, с которыми выступила вчера объединенная Европа и Россия.

«СП»: — Но мы же не могли не предвидеть, что Киев себя поведет именно так… То есть нам надо было показать, что Россия готова  идти на компромисс, что она предлагает реальные решения, а не топчется на месте?

— Мы не просто предлагаем, мы идем на компромисс. Благодаря нашей поддержке были освобождены захваченные в плен представители ОБСЕ и т.д. Мы отвели войска и выполнили все, что в принципе должны были выполнить по соглашению в Женеве. Но украинская сторона вообще ничего не выполнила и выполнять не собирается. И в этом отношении РФ со всем основанием может говорить своим западным коллегам, мол, видите, кто виновник срыва Женевы-1 и продолжения деградации на Украине? Это именно киевские власти.

«СП»: — Внутри киевской власти тоже все не спокойно. На ваш взгляд, Тимошенко способна претворить в жизнь свою угрозу о «третьем круге революции»?

— Очевидно, что Порошенко обгонит ее на выборах, именно на него сегодня делает ставку Запад. Юлия Владимировна не нашла там понимание со стороны основных игроков. Однако учитывая, что сейчас силовые структуры наполовину подчинены бывшим и нынешним сторонникам Тимошенко, то наивно полагать, что она  не предпримет каких-либо мер для срыва выборов либо для обретения реванша сразу после их проведения. Надо сказать, что два дня назад в Раде пытались назначить Порошенко на место и.о. президента Турчинова именно для того, чтобы минимизировать риски, связанные с выборами 25 мая. Подразумевалось, что даже если они будут сорваны Тимошенко, Порошенко все равно останется и.о. президента по решению Верховной Рады, и уже будучи и.о. сможет провести выборы в отдаленной перспективе, пользуясь  административным ресурсом. Тимошенко все прекрасно понимает, и у нее остались считанные дни для того, чтобы попытаться вырвать победу.

Заместитель директора Центра украинистики и белорусссистики МГУ Богдан Безпалько говорит, что после того, что произошло в Одессе, когда Славянск, Краматорск, Мариуполь окружены войсками, украинским властям доверия нет, ведь они не выполнили ни одного взятого на себя обязательства.

— Слова Путина – это классический пример дипломатии, когда и слова, и действия политика демонстрирует  движение России к миру. У нашего руководства слова не расходятся с действиями. Мировое сообщество, а точнее западное, потребовало от нас отвести войска, мы это сделали. И никто их вводить не собирается, хотя существует разрешение Совета Федерации на применение ВС на территории Украины.

К тому же нет никаких доказательств, что там  действуют российские спецслужбы и спецподразделения,  — ни украинская, ни западная стороны их не представили. Я могу допустить, что украинские специалисты некомпетентны или же пребывают в майданной эйфории, но уж западные специалисты не упустили бы возможность  предъявить мировой общественности  пленных российских агентов.

Вообще парадоксально, что граждане Украины обращаются к Владимиру Путину с просьбой либо ввести войска, либо защитить их население от собственного правительства. И здесь наш президент всячески демонстрирует желание России к мирному разрешению украинского кризиса.

Что касается референдума, то решение проводить его или нет, принимают жители Юго-Востока и только они. Со стороны России никакого предательства нет, есть удачная дипломатия, которая сочетает в себе как реальные действия, так и грамотную взвешенную дипломатическую риторику.

«СП»: — Поздно вечером В среду после заявления о референдуме Владимир Путин провел оперативное совещание с постоянными членами Совета безопасности РФ. На ваш взгляд, с чем это связано?

— Конечно, сложно предполагать, о чем шла речь на закрытом заседании Совбеза, но, вероятно, была какая-то инсайдерская информация о ситуации на Юго-Востоке. Возможно, соответствующие службы получили информацию о готовящихся армейских акциях Украины против мирного населения Юго-Востока. Сейчас поступает очень много информации, и в таком информационном шуме очень сложно отделить правду от вымысла.  Вполне возможно, что, получив инсайдерскую информацию, российская сторона решила обсудить ее в таком же инсайдерском режиме, выдвинуть свои условия и предложения.

«СП»: — В таких и без того сложных условиях госпожа Тимошенко постоянно угрожает России, на днях она пригрозила и Украине «третьим кругом революции». На ваш взгляд, у нее есть возможности для осуществления новой революции?

— Заявление Тимошенко вполне закономерно в рамках ее политической истории и в рамках ее амбициозности, честолюбия и любви к сильной политике. В принципе, то, что ее попытались оттеснить от политического Олимпа, говорит о том, что некоторые западные спонсоры решили от нее избавиться. Но, видимо, это не так просто. Тимошенко показывает, что она так просто из боя не выйдет, что она будет шантажировать своих западных спонсоров тем, что действительно попытается реализовать «третий круг революции», усложнив жизнь тем, кто сейчас пытается легализоваться в качестве законных представителей власти на Украине.

По сути, сейчас Тимошенко отчасти выступает союзником России, потому что она тоже не признает выборы 25 мая. И у Тимошенко есть силы, чтобы организовать сложности своим оппонентам, — и деньги, и люди. К тому же надо иметь в виду, что в нынешней украинской власти много ее людей: Турчинов, Яценюк и другие.

Профессор кафедры политологии ВШЭ Леонид Поляков считает, что Владимир Путин выразил четкую и ясную позицию, сделал это своевременно и четко расставил точки над «i».

— Но с украинской стороны подвижек никаких нет. Контртеррористическая операция не отменена, войска находятся у границ РФ. Россия предоставляет шанс киевским властям мирно разрешить конфликт, но те, кто сегодня верховодит в Киеве, этого не хотят. В связи с этим показательно заявление Тимошенко: внутри киевской верхушки назревают очень серьезные конфликты. И для Тимошенко поражение во второй раз будет означать, по сути, конец политической карьеры. Поэтому она будет любой ценой пытаться сорвать президентские выборы  и провоцировать любые конфликты. Но, судя по всему, эти выборы состоятся при любой погоде. Их результат покажет насколько украинское общество консолидировано: мы сможем посмотреть, как сами украинцы отреагировали на развитие событий и готовы ли они к тому, чтобы в стране возникла хоть какая-то власть.

Что касается мнений, мол, «сливаем» ли мы Юго-Восток или нет, то здесь очевидно, что позиция Россия как была, так и остается однозначной: всеми возможными средствами мы будем защищать население Юго-Востока от любых форм репрессий, которые к ним применяются, вплоть до использования войск, поскольку разрешение на их использование Совет Федерации дал. Но, хочется надеется, что до этих мер не дойдет, и Украина найдет какой-нибудь вариант мирного диалога внутри страны, с тем чтобы придти к определенной форме федерализации. Это — единственный реальный вариант для Украины.

«СП»: — Сейчас много противоречивой информации о так называемом всеукраинском опросе в день президентских выборов 25 мая. Согласно украинской Конституции, и.о. президента не может назначить референдум, поэтому речь идет только об опросе, касающегося двух аспектов – государственного устройства и статуса региональных языков. Есть экспертные мнения, что этот опрос поможет выйти стране из кризиса…

— Дело в том, что опрос как процедура не имеет никакой юридической силы и фактически не отличается от социологических опросов. Тем более что сама обстановка, в которой будут проходить выборы, в том числе и опрос, настолько насыщена страхом, террором и насилием, что трудно предположить, будто волеизъявление народа реально отразит  настроения людей. Многие просто боятся. Судите сами, «Правый сектор» действует по всей стране, репрессии из Киева распространяется практически на все регионы. Поэтому я не верю, что опрос в этом смысле может что-то изменить.

И потом не надо забывать, что на самом деле националисты-радикалы с Западной Украины в высшей степени не заинтересованы, чтобы русский приобрел статус государственного или даже регионального языка. У них по-прежнему остается одна и та же программа: «Украина для украинцев».

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.