Из полуострова обещают сделать образцовую экономическую зону
Крым станет площадкой по отработке лучших мировых практик управления. В частности, в крымском офшоре будет действовать британская система права. Об этом заявил министр по делам Крыма Олег Савельев.
«В Крыму мы имеем уникальное окно возможностей: вся та удушливая бюрократическая конструкция, которая у нас, в России, сформирована, – там ее нет. Задача – сделать в Крыму не так, как в России, а намного лучше», – отметил господин Савельев.
Центральная идея – сделать из Крыма «цивилизованный офшор», предоставляющий помимо минимизации издержек возможность заключать сделки по британскому праву. «Никто не мог поверить, что это реальность!» – радостно констатирует министр. Новшество не исключает возможности одной из сторон сделки обращаться в российский арбитраж, уточнил он, но при согласии сторон они смогут рассматривать сделку по британскому праву.
Территорией особой экономической зоны (ОЭЗ) станет весь полуостров. Этот режим позволит поставлять туда продукцию беспошлинно, а товар из Крыма будет квалифицироваться как произведенный на территории Таможенного союза. Правда, может возникнуть противоречие с нормами ВТО, уточнил Савельев, «но чтобы предъявить нам претензии по Крыму, придется признать Крым в составе РФ».
В ОЭЗ постараются избежать традиционного российского бюрократизма при получении разрешений на строительство и подключений к электроэнергии. Рассматривается ряд долгосрочных налоговых льгот для новых предприятий, а также отмена НДС в сфере услуг. Если компании-резиденты за три года вложат 150 млн рублей в проекты на территории Крыма или Севастополя, они будут освобождены от всех налогов, кроме налога на прибыль в размере 10% и акцизов.
В числе рабочих идей – замораживание продажи госземель. Земли в ОЭЗ будут сдаваться в аренду на 49 лет, иначе бизнес будет строиться на спекуляциях землей, а не на производственной деятельности.
Достижима ли благая цель – превратить Крым в классическую низконалоговую юрисдикцию вроде Кипра? Удастся ли применять английское право на территории, которая не признается странами Британского Содружества и США?
– На мой взгляд, Олег Савельев, как министр начинающий, немного поторопился со своими предложениями, – считает руководитель направления «Финансы и экономика» ИНСОР, экономист и политолог Никита Масленников. – Проблема в том, что они не согласованы с Министерством финансов РФ, и с теми направлениями налоговой политики, которое совсем недавно российское правительство одобрило.
С точки зрения правительства, насколько я понимаю, для развития Крыма заложена совсем другая схема: использование максимума налоговых льгот, которое предоставляет сегодня российское налоговое право для субъектов РФ.
В принципе, Минфин намерен в ближайшие три года основательно почистить налоговые льготы на муниципальном и региональном уровнях, поскольку многие из них не работают. А вот Крыму будет включен зеленый свет: для него все эти льготы останутся, и их попытаются сделать реально действующими.
Кроме того, Минфин пока даже не вносил в правительство предложения об ОЭЗ в Крыму. На мой взгляд, идея с особой зоной – все-таки экзотический вариант.
– А предложение ввести в Крыму британское налоговое право – это здравая идея?
– Британское право действует, например, в Дубае, в тамошнем международном финансовом центре. Насколько это помогло Дубаю стать лидером среди подобных центров – большой вопрос. Скажем, тот же Гонконг и Сингапур, в которых британское право не действует, во многом Дубай опережают.
Британское право, кроме того, действует на территории Мумбая. Но до сих пор остается открытым вопрос, насколько Индии удастся развить и сделать конкурентоспособным этот международный финансовый центр.
В целом, попытки создать на территории РФ оффшор, мягко говоря, не слишком укладываются в глобальный антиофшорный регулятивный мейнстрим. Двигаясь в этом направлении, мы неизбежно столкнемся со значительными рисками.
Низконалоговые юрисдикции находится под жестким международным контролем, в частности, со стороны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Не далее, как 6 мая государства-члены ОЭСР и 13 других стран подписали декларацию о внедрении системы автоматического обмена налоговой информацией. Среди новых участников этой программы – Сингапур и Швейцария, крупные финансовые центры. Этот шаг стал существенным прорывом в борьбе с офшорами.
Разумеется, ни Россия, ни страны СНГ этот документ не подписали, потому что не были приглашены на заседание ОЭСР из-за украинских событий. Тем не менее, рано или поздно ситуация вокруг Украины разрешится, и нам придется возвращаться в русло общего регулятивного мейнстрима, который сегодня связан с ужесточением контроля над низконалоговыми юрисдикциями.
Мне кажется, нелогично создавать ОЭЗ в Крыму, и демонстрировать, что все страны идут в одну сторону, а мы с режиме ошпаренной кошки – в другую. Я бы не торопился с созданием особой зоны в Крыму, и уж тем более не спешил бы вводить там британское право. Если мы попытаемся сделать из Крыма еще один Кипр – нас просто не поймут наши зарубежные партнеры.
– Какие экономические проблемы Крыма можно считать первоочередными?
– Главная проблема в том, что субъекты хозяйственной деятельности на полуострове вынуждены сосуществовать – в рамках переходного периода – отчасти в регулятивных нормах украинского законодательства, а отчасти российского. Это создает путаницу. Вот с ней и следует разбираться в первую очередь, переводить субъекты в российское правовое пространство, а уж потом смотреть на налоговые льготы. Но в любом случае, на создание ОЭЗ я бы не уповал.
Режим особой зоны сейчас действует, например, в Калининграде. Но нельзя сказать, что он демонстрирует безупречную экономическую эффективность. Поэтому едва ли стоит тиражировать этот опыт.
– Вы говорите, чистка налоговых льгот, задуманная Минфином, Севастополя и Крыма не коснется. Насколько велик сейчас объем имеющихся льгот в российском законодательстве?
– Это довольно солидный пакет стимулов и бенефиций, просто субъекты РФ не научились применять их на практике. Крым мог бы стать, в этом смысле, демонстрационной витриной, как эти льготы работают.
К примеру, у нас в Налоговом кодексе записано примерно 80% всей мировой номенклатуры различных налоговых льгот и стимулов, которые должны были бы применяться к инновационному и высокотехнологическому бизнесу. Подавляющее большинство этих бенефиций носит, к сожалению, спящий характер, и связано это, прежде всего, с несовершенной правоприменительной практикой, недоработкой подзаконных законодательных актов. Ликвидацией этих пробелов и стоит заниматься в первую очередь – в том числе, в Крыму…
– Думаю, британское право в Крыму ввести невозможно, – уверен финансовый омбудсмен, доктор экономических наук, депутат Госдумы I-V созывов Павел Медведев. – Оно что, будет действовать параллельно с российским? А если возникнут противоречия между российским правом и британским, какое будет действовать?!
Я уже не говорю, что в Крыму не до жиру – не до британского права. Дай Бог навести на полуострове элементарный финансовый порядок. Мой бывший студент, 25 лет назад окончивший экономический факультет МГУ, где я преподавал, сейчас в Крыму является советником Алексея Чалого по экономическим вопросам. Он мне рассказывал, что на полуострове масса текущих проблем – скажем, пенсию не удается вовремя выплачивать.
Банковская система в Крыму не работает, и заставить заработать ее очень трудно. Серьезные банки не хотят ни приходить в Крым, ни иметь корреспондентские отношения с теми мелкими банками, что имеются на полуострове. Эти наши серьезные банки опасаются, что за крымскую деятельность попадут под санкции со стороны США и ЕС. Не удается пока новой крымской власти принципиально решить вопросы и с кредитами, которые брали крымчане в украинских банках.
А господин Савельев на этом фоне говорит про британское право! Это, ей-Богу, напоминает Гоголя, то место в «Мертвых душах», где Манилов мечтает: «как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян…»