Санкции со стороны Запада подстегивают власти РФ перейти к торговле за рубли.
В Минфине прошло совещание с участием российских банкиров, которые поддержали идею повышения роли рубля в экспортных операциях. Стоит напомнить, что давно обсуждавшийся вопрос расширения сферы применения рубля в торговом взаимодействии РФ с внешними рынками впервые был переведен в практическую плоскость 24 апреля на коллегии с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова. Мотивация — антироссийские санкции со стороны Запада.
Ранее советник Владимира Путина по региональной экономической интеграции Сергей Глазьев обрисовал далеко нерадужные перспективы российской экономики в случае сохранения ее зависимости от доллара. В интервью изданию РБК Глазьев заявил: «Если американский президент примет решение о замораживании российских активов, то это будет означать, что американцы откажутся выполнять свои обязательства. Значит, ваши деньги в долларах, хранимые на депозите в российском банке, тоже не будут признаваться США в качестве своих платежных обязательств».
По словам Сергея Юрьевича, если банковское учреждение успеет вовремя избавиться от долларов, оно, «может быть, вернет вам деньги в другой валюте». Если нет, то вы «так и останетесь с записью на счете в вашу пользу и ощущением кредитора США, которого дядя Сэм «кинул на деньги».
Насколько велик риск? С этим вопросами мы обратились к ведущему научному сотруднику экономического факультета МГУ Андрею Колганову.
– Если речь идет о банковских счетах, то США действительно могут заморозить операции с нашими банками. Не признавать денежные средства в долларах они не могут, но вправе не совершать долларовые трансакции с участием наших банков. Использовать можно будет только наличные доллары. А безналичные расчеты (депозиты, текущие счета и т.п.) американцы могут заблокировать.
– Идея перевода расчетов на рубли обсуждается уже давно, но только сейчас разговоры начинают переходить в практическую плоскость.
– На правительственном уровне не раз высказывалось позитивное отношение к перспективе расширения сферы рублевых расчетов. Помимо санкционных опасений, есть вопросы по поводу устойчивости самого доллара. Он действительно был лучшей расчетной валютой до начала 1970-х годов, когда ФРС США отменила золотой стандарт, отказавшись от золотого обеспечения. Сегодня есть серьезные сомнения в том, что доллар сможет долго оставаться надежным расчетным средством. Кроме того, есть серьезные подозрения по поводу устойчивости финансового положения США. Я не имею в виду, что Америка находится на грани банкротства. Однако у меня нет уверенности в том, что политика финансовых властей США будет достаточно сбалансирована, чтобы не подрывать мировой финансовый порядок.
Вот почему многие страны (далеко не только Россия) пытаются обрести независимость от доллара. После появления евро начался процесс формирования расчетов и валютных резервов не только в американской валюте. Думаю, этот процесс будет только нарастать. Россия делает шаг в том же направлении. Это не означает отказ от доллара вообще, это просто нереально. Скорее российские власти стремятся занять более сбалансированную позицию. То есть, чтобы наша зависимость от доллара не имела абсолютного характера.
– Многие эксперты высказывают мнение, что главными бенефициарами в предлагаемой схеме будут крупные российские банки, которые получат возможность нарастить объем комиссионных на конвертации американской валюты в рубли?
– Это не обязательно так. Новая схема расчетов предполагает, что иностранные банки, финансирующие экспортно-импортные контракты, будут сами приобретать российские рубли для оплаты поставок товаров. То есть возникнет международный рынок рубля. В определенных пределах эта схема выглядит достаточно реалистично. Хотя я бы поостерегся делать смелый прогноз о широком распространении рублевых расчетов. Но с некоторыми нашими партнерами такие схемы расчетов, возможно, найдут применение. В частности, нам удалось договориться с китайцами о рублевом обеспечении одного из контрактов на поставку нефти.
Безусловно, нам также следует стремиться к тому, чтобы в рамках Евразийского экономического пространства расчеты также производились в рублях. Здесь это возможно сделать.
Пока «жареный петух не клюнет», наши власти не склонны предпринимать решительных мер, напоминает независимый экономист Владислав Жуковский.
– Разговоры о том, что необходимо переходить на рублевые расчеты в торговле с нашими основными внешнеэкономическими партнерами (прежде всего, на пространстве СНГ) велись уже давно. Однако наши замечательные псевдолибералы на протяжении всех нулевых годов дружно отнекивались от этой меры, называя ее «контрпродуктивной», антирыночной и противоречащей догмам «вашингтонского консенсуса». Последние гласят, что хозяйствующим субъектам нельзя навязывать модель поведения, и что «невидимая рука рынка» сама все расставит по местам и определит, какими валютами торговать. Если в 1990-е и «нулевые» годы Запад мог беззастенчиво грабить Россию, то сегодня «обвиняет» нас в том, что мы вообще существуем на карте мира.
– С чем связано нынешнее отрезвление? Под удар попали капиталы правящей бюрократии?
– Просто стало понятно, что российских олигархов, криминальные структуры и чиновников за рубежом никто не ждет. И никто не позволит им находиться даже в «предбаннике» глобального управляющего класса, а также интегрироваться в западную элиту. Догмы рыночного фундаментализма сразу лишились для них своей привлекательности. Даже либералы из Минфина заявляют, что они не против предложений Минэкономики.
– Как вы оцениваете перспективу реализации предложений?
– Сама по себе идея переложить ответственность на бизнес и хозяйствующие субъекты, чтобы они сами договаривались с покупателями за рубежом по поводу расчетов в рублях, означает дополнительные издержки для наших компаний. Прежде всего, для несырьевого бизнеса. Конечно, нефтяники и газовики могут воспользоваться своим доминирующим положением на некоторых сегментах внешнего рынка и пролоббировать свои интересы в плане заключения контрактов в рублях. При этом компании из реального сектора экономики, которые работают на высококонкурентном рынке, и где велико предложение со стороны американских и азиатских товаропроизводителей, попадут в непростую ситуацию. Их пожелание по поводу расчета торговых операций в рублях мало кого будет интересовать.
В качестве выхода из ситуации могут возникать разного рода посредники и «фирмы-прокладки». Им будут продавать нашу продукцию формально за рубли, а российские же компании, зарегистрированные в офшорах, будут перепродавать ее за валюту. То есть никакого реального увеличения внешнего спроса на рубли не произойдет. Зато увеличатся издержки российского бизнеса, а также доля теневого сектора российской экономики. С кем действительно имеет смысл проводить такую политику, так это с Белоруссией, Казахстаном, Арменией и другими странами СНГ. Но даже здесь наш потенциал по переходу на рубль как расчетную единицу не превышает 25-30%. Так или иначе, для начала нужно освоить хотя бы пространство СНГ и Таможенного Союза, которое составляет 12% от всей российской внешней торговли.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов напомнил, что многие страны уже давно активно практикуют отказ от доллара в торговых отношениях.
– Самый крупный игрок на этом поле Китай, который заключает с поставщиками своп-контракты. Последние предполагают использование национальных валют при двусторонней торговле. Для РФ такая возможность открывается в топливно-энергетическом комплексе и металлургии. Сегодня эти контракты номинированы в долларах. С одной стороны, это позволяет снизить зависимость от американской валюты, а с другой, укрепить собственную. Потому что, чем больше товаров, за которые контрагенты рассчитываются в национальной валюте, тем больше спрос на эту валюту.
– Некоторое время назад была задумка открыть сырьевую биржу в Питере.
– Суть заключается в том, чтобы иметь собственную торговую площадку. Это абсолютно логично, если учитывать общий объем запасов энергоносителей в РФ. Развивать собственные сорта (типа Brent или Urals) намного выгоднее. К тому же это будет способствовать перемещению инвесторов в РФ. Тем более, что приходя сюда, последние «садятся» на внутренние финансовые потоки нашей страны. Что, в свою очередь, может стать драйвером для развития внутреннего рынка России. Идея состоит в том, что страны-потребители выкупают определенный объем российской валюты. Это позволяет уйти от использования доллара в двусторонних торговых отношениях.
Понятно, что сегодня инициатива перейти на рубли связана с возможными санкциями. Как ни парадоксально, они позволяют развивать те проекты, которые были заявлены, но далеко не продвинулись. Начиная от деофшоризации экономики, заканчивая переходом в расчетах на рубли.
Процесс деофшоризации сегодня происходит естественным образом. Он связан с тем, что крупным российским компаниям, которые попали под санкции, приходится перерегистрировать свой бизнес в РФ. Плюс под санкции попадают игроки, которые с ними взаимодействуют. Соответственно, бизнесмены начинают искать «запасные аэродромы» у себя на родине. То же самое касается импортозамещения, которое подстегивают новые ограничения на высокотехнологичный экспорт в Россию.
Аналогичная ситуация складывается в финансовом сегменте по формированию широкого спроса на национальную валюту. Сегодня такая необходимость появилась.
На самом деле всякого рода санкции оказывают США «медвежью услугу». Реальную экономику они не парализуют (по-крайней мере, пока не принят «третий пакет»), зато побуждают страны «отвязываться от доллара». Если Москва перейдет на рублевую модель в Таможенном Союзе, это будет означать серьезный откат от долларовой составляющей на постсоветском пространстве. То же самое касается нашей торговли с Китаем. С учетом расширения сырьевой составляющей, это может ударить по американской валюте. Что приведет к дальнейшей регионализации валютных рынков.