В Мире

Рубль спасет Украину из «руины»

Кризис политический, приведший к началу гражданской войны в рамках Украины между народом Юго-Востока и хунтой, захватившей власть, способствует и кризису экономики страны в целом. Во многом в дестабилизации различных отраслей производства не последнюю роль играет курс гривны, которая не только никогда не являлась региональной валютой, но находясь на грани фиаско, может потерять статус национальной. Действия крупнейшего в стране ПриватБанка с призывами заплатить 10000$ за голову «москаля» уже способствовали массовому уничтожению и поджегу его банкоматов на Юго-Востоке, а их там большая часть из 18000 банкоматов на территории страны.

За информацию о лицах, совершивших поджоги, ПриватБанк, кстати, дает 50 000 грн.  Политика закрытия отделений и невозврата денег крымским вкладчикам еще больше подрывает доверие граждан Украины к не только банку-кидалову, но и всей валютной системе страны в целом. Ведь если можно так безнаказанно не отдать вклады населению, решившему демократически избрать путь развития полуострова, то почему тогда на волне этноцида русских на Украине не кинуть жителей Юго-Востока не согласных с неонацистской властью в Киеве?

Возникающую проблему с системой национальной валюты, уже пытаются решить в Киеве. Как бандеровцы стремятся ее решить пока непонятно, но звучат весьма тревожные предположения. В Сети можно легко найти информацию о том, что хунта готовится ввести с 1 июня 2014 г. новую национальную валюту. Будет она чем-то напоминать ходившие в обращении в 90-е гг. карбовинцы, а печатаются они уже сейчас наспех в Канаде. По информации Банка Львова тогда же перестанут принимать старую валюту, что вызовет резкое обеднение населения, а в обиход пустят неогривны, благодаря чему государство поправит свое положение за счет простых граждан. Но такое народ не прощает, и хунту узурпировавшую власть, сбросит в первую очередь ее же «электорат» из Галичины, который уже сейчас недоволен распорядком властных функций. Напомним, что после убийства Александра Музычко активизировались альтернативы «Правого сектора» и «партизанские движения» заявившие о приходе «не той власти» и готовые бороться уже с хунтой.

Кризис валюты усиливает и ситуация с ценами на энергоносители, которая ухудшается в связи со сложившейся «руиной». Изменение курса национальной валюты очень сильно влияет на изменение розничных цен на нефтепродукты, поскольку 80% всех нефтепродуктов в настоящее время импортируется. Так повышение акциза на дизельное топливо с 46 до 91 евро за тонну привело к росту цены более чем на 60 копеек за литр. Свой вклад в рост цен внесла и нестабильность курса гривны. По мнению президента «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида Косянчука, в резком росте цен на нефтепродукты основной причиной стали действия государства. В тоже время может возникнуть не только ситуативный дефицит, но и очень серьезный дефицит, если по политическим соображения будут прекращены поставки дизельного топлива российского происхождения и бензина белорусского производства.

Последствием, к которому уже привел взлет цен стало то, что сельскохозяйственные предприятия Украины распродают технику для приобретения топлива. И в настоящее время засеяно вполовину меньше пахотных площадей по сравнению с предыдущими годами. Наблюдается кризис  кредитования агропромышленного сектора. По мнению эксперта Геннадия Рябцева, глупым было определение ставки кредитования Национального банка на завышенном уровне, что привело к удорожанию кредитов для сельскохозяйственных производителей до 30-40%. 30% годовых по кредиту отдать не в состоянии ни одно предприятие, не говоря уже о секторе АПК.

Непродуманная позиция «хунты» по отношению к предприятиям агропромышленного сектора привела не только к сокращению посевных площадей. Естественным последствием становится  сокращение самих производящих предприятий и резкий рост цен на сельскохозяйственную продукцию, который можно ожидать на Украине к концу лета – началу осени. «Что будут есть зимой, я не знаю, поскольку уже сейчас растут цены на продукты, причем достаточно высокими темпами, — поделился своим мнением президент Центра системного анализа и прогнозирования в Киеве Ростислав Ищенко. — Последнее сообщение было о том, что от 30 до 70 процентов выросли цены на разные сорта хлеба». Голод коснется каждого украинца, а не только какие то определенные группы граждан.

Заместитель директора Российского института стратегических исследований Тамара Гузенкова отмечает, «что под очень серьезной угрозой находится как раз такое механизированное, имеющее государственное значение сельскохозяйственное производство, связанное с производством больших объемов пшеницы, промышленных объемов овощей и так далее. И вполне возможно, что это будет носить просто-напросто катастрофический характер. Потому что если даже село не втянуто в противостояние и живет как бы на отшибе и больше заинтересовано в своих повседневных, рутинных делах, то поставки горючего, менеджмент, высший менеджмент, и контроль со стороны государственных органов — это, конечно, то, что стоит под самым непосредственным ударом в связи с нынешними ситуациями. Что касается частного сектора, то я думаю, что каждая семья или, по крайней мере, какие-то общины семейные, будут пытаться выживать в одиночку».

О голоде, как о ближайшем будущем Украины говорит и блоггер-сообщество. Так пользователь ЖЖ tanya-mass считает, что «те, кто заварил эту кашу на Украине, кто вложил 5 млрд. долларов  в этот переворот,  плевать хотели на то, что  украинские старики будут умирать от голода в своих неотапливаемых домах. И что дети будут болеть  от недоедания. И что  люди  в маленьких украинских  городках начнут питаться комбикормом…»

Нестабильность национальной валюты, ее отступление перед дорогим долларом ведет к появлению на Украине еще одной проблемы – массовой безработицы. Уже сейчас повсеместно сворачивают свою работу западные компании, а это порядка 10-15% рабочих мест. Следом сократит число своих сотрудников сектор по обслуживанию и производственная промышленность. Сокращение связей украинских предприятий с российским рынком, ведет к отсутствию возможности реализации целого ряда украинских товаров, и как следствие остановки их производства.

Лихорадкой, а в последствии и полным дефолтом для украинской экономики выступит выданный Европейским Союзом кредит в размере 35 млрд. дол. на этот и последующий годы. До июля Украине предстоит выплатить по своим долгам 10 миллиардов долларов, причем по долгам России (в том числе Газпрому) — около 3 миллиардов. До конца 2015 года Украина должна выплатить внешним кредиторам 17 миллиардов, не считая процентов по долгу; совокупные финансовые нужды Украины на текущий год экономисты IIF оценивают не менее чем в 25 миллиардов долларов. «Я не могу себе представить, как эти деньги можно так быстро раздобыть, тем более, что украинская экономика пока что еще абсолютно не в состоянии их направить в правильное русло. Это олигархическая экономика, в ней нет никакой отчетности, и что с деньгами будет, ЕС просто себе не представляет», — считает научный директор Германо-Российского форума Александр Рар. Кроме того, Совет МВФ утвердил программу «стэнд-бай» для Украины на $17,01 млрд. на два года с немедленным предоставлением $3,19 млрд. «Одобрение программы «стэнд-бай» позволяет немедленно предоставить 2,058 млрд. СПЗ (около $3,19 млрд.), с 1,290 млрд. СПЗ (около $2 млрд.) бюджетной поддержки», — говорится в заявлении фонда.

То, к каким последствиям могут привести все эти финансовые транши для Украины, нынешнее ее руководство не задумывается. Большую часть денег нужно будет вернуть уже в ближайшее время. Но чем возвращать, если эти деньги просто физически невозможно вложить в какие-либо проекты, неизвестно. Рассчитывать на финансовые запасы так же не приходится. Бюджет пуст. Единственным следствием, к которому можно придти из сложившейся ситуации, объявить страну банкротом. Лишь дефолт выступает логическим продолжением пути, по которому ведет страну «хунта». Карательная операция на Юго-Востоке страны по оценкам западных аналитиков так же способствует ее дефолту. «Если Украина потеряет часть своей территории, она, скорее всего, не сможет погашать кредиты», — сказал в интервью агентству Reuters глава комитета суверенных рейтингов S&P Джон Чамберс. Будет ли не то что т.н. «власть», но и Украина как таковая после дефолта тоже непонятно. Возможны самые различные сценарии, а подобный кризис лишь ускорит децентрализацию украинского пространства.

Выходом из сложившегося экономического кризиса может стать переход на более сильную валюту, способную не уронить экономику на самое дно, что сегодня уже очень сложно. Естественно, что выбирая в подобной ситуации, киевская хунта хотела бы иметь евро или доллар в качестве основной валюты на территории страны. Это вполне логично, учитывая устремления неонацистов, но 100% отказа Брюсселя или Вашингтона на столь «заманчивое» предложение вполне ожидаемо. В Европейском Союзе не всех членов принимают в т.н. «зону евро», а ассоциированным, тем более частично, такое право не предоставляется. США делится своей валютой со странами, ассоциированными с ней (Северные Марианские острова, Маршалловы острова, Федеративные штаты Микронезии, Гуам, Пуэрто-Рико, Палау) или имеющие сильнейшие проблемы с экономикой и гиперинфляцией, одной из которых является Зимбабве. Если Украина готова стать на одну ступень с Зимбабве, то это ее путь.

В тоже время ряд экономистов, оценивая будущее украинской экономики, придерживается мнения, что ее выживание возможно исключительно в рублевом валютном пространстве. Уже сегодня рубль становится валютой наднационального значения, единой валютой Таможенного Союза. «Ни тенге, ни белорусский рубль не могут быть единой валютой ТС. Экономики Белоруссии и Казахстана в несколько раз меньше российской. Их валюты подвержены более высоким инфляционным рискам, чем наша. Я думаю, что именно российский рубль должен стать единой валютой из-за размера нашей экономики», — считает первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова. А советник Президента России Сергей Глазьев считает, что в рамках «тройки» ТС – России, Казахстана и Беларуси существует очевидное доминирование рубля, а при исключении доллара и евро, к чему сейчас и идет, вес рубля во взаимной торговле составит порядка 90%.

Вопрос переходного периода для Украины вполне может быть обозначен аналогично Крыму. Там сосуществование рубля и гривны будет продолжаться до конца 2015 г. Известный экономист Михаил Хазин при этом замечает, что переход Крыма в рублевую зону способствовал усилению его экономического потенциала, чему способствует сильная валюта. Потерь от перехода Крыма на рубль не существует, так как лишь улучшается система взаиморасчета, между приезжающими в регион туристами и местными бизнесменами. Ситуация недопонимания сейчас складывается у украинского бизнеса при его взаимоотношениях с Россией. Несмотря на то, что сотрудничество между нашими странами шло на спад, его значимость никто не отменял. По некоторым отраслям производства до сих пор сохранены весьма сильные связи. ОПК юго-востока Украины на 80% связан с Россией, которая кровно заинтересована в его поставках — без Украины можно выпускать только 17% номенклатуры изделий военного назначения, утверждает секретарь ЦК КПРФ Сергей Дорохин.

Бивалютное существование страны может продолжаться порядка полутора лет и завершиться к 2016 г. Экономика Украины за этот период может пройти новый этап, но уже не стагнации и разрыва бизнес-отношений, а приобретения более широкой системы финансовых связей. В рубле, как перспективно сильной валюте, уже сейчас заинтересованы многие страны. Тот же самый Китай, с которым Виктор Янукович заключал договоренности по целому ряду экономических проектов, гораздо охотнее будет вести взаиморасчет юань/рубль, как сейчас делает с Россией, нежели гривна/юань. Приграничные с Россией государства ЕС так же переходят в расчет рублями, как это уже происходит на Юго-востоке Финляндии. Усиления рубля станет возможным и посредством усиления санкций в сторону России, что заставит ее вывести рубль до уровня не просто региональной, а наднациональной валюты, с которой будут считаться все страны мира.

В тоже время введение рубля выступит стабилизирующим фактором для Юго-Востока страны, имеющим тесные связи с Югом России. Выстроит он и наиболее льготные условия по самому щепитильному «газовому вопросу», когда российский газ будет покупаться Украиной за рубли, а не за доллары, то и стоимость его будет гораздо меньше, возникнет почва и для ведения разговоров о возможных газовых скидках.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.