Госконтракты на разработку легкого корабельного геликоптера оказались сорваны производителем
Под угрозой срыва оказалось создание эффективной системы береговой охраны пограничной службы ФСБ России. Она предусматривала строительство авианесущих пограничных кораблей, на которых могли бы базироваться легкие корабельные вертолеты. И если с кораблями все в итоге оказалось в порядке, то контракты на создание вертолета были сорваны производителем. В результате начальнику Управления авиации ФСБ РФ даже пришлось направить письмо руководителю госкорпорации «Ростех» с просьбой «рассмотреть вопрос о компетенции руководства ОАО «Камов» и поручить организовать работу по созданию российского легкого корабельного вертолета».
Еще в 2006 году по поручению президента РФ, должна была начаться программа по созданию «эффективной системы береговой охраны». Проект должен был быть завершен к 2020 году. Однако недавно стало ясно, что сроки могут быть сорваны.
«Пограничной службой ФСБ России была разработана Концепция развития корабельного состава пограничных органов ФСБ на период до 2020 года, которой предусматривалось строительство авианесущих пограничных кораблей. ОАО «Камов» привлекалось к данной опытно-конструкторской работе на этапе проектирования авиационно-технического комплекса корабля для базирования легкого корабельного вертолета, созданного на базе вертолета Ка-226», — поясняется в письме начальника Управления авиации ФСБ РФ.
В 2010 году корабли были приняты на вооружение. Часть уже построена. Однако вертолетов для них как не было, так и нет.
Далее из письма следует, что в 2011 году с ОАО «Вертолеты России» (холдинг, к которому относится конструкторское бюро «Камов» — ред.) было заключено соглашение о поставке легких многоцелевых вертолетов Ка-226ТМ в ФСБ России и МВД России. Данным соглашением предусматривалась поставка 60-ти вертолетов до 2020 года. В 2012 году с ОАО «Вертолеты России было заключено соглашение о намерениях, предусматривающее поэтапную закупку 80-ти вертолетов Ка-226ТМ до 2030 года.
Однако, согласно документу, «несмотря на самые благоприятные условия, созданные государственным заказчиком, ОАО «Камов» до сих пор не разработало легкий корабельный вертолет». Более того, ни один из заключенных с предприятием госконтрактов не был исполнен в срок, а два госконтракта расторгнуты по вине вертолетостроителей.
В свою очередь ОАО «Камов», заявило, что не может выполнить свои обещания и предложило взамен «разработать легкий корабельный вертолет с ухудшенными (по сравнению с Ка-226ТМ) характеристиками». При этом, предприятие выдвинуло новые финансовые требования — этот заказ обойдется по цене в полтора раза выше — 1,8 млрд. рублей.
«Таким образом, неспособность руководства ОАО «Камов» организовать выполнение государственных контрактов, приводит к невыполнению поручения Президента РФ, недостаточной эффективности охраны морского пограничного пространства, регулярному срыву государственного оборонного заказа и отсутствию в России легкого корабельного вертолета» — бьют тревогу в Управлении авиации ФСБ России.