Платон Беседин из Киева о предвыборной истерии и будущем Украины
Никогда в Киеве не было столько политической агитации. Партийных палаток выросло больше, чем деревьев. Все рекламные площади – в политической агитации. Сделай шаг – наткнёшься на промоутеров, всучивающих макулатуру с программами кандидатов. Баллотируются в президенты, мэры, городские, районные депутаты. И всё это как-то нервно, судорожно, зло. Город болен политической истерией.
Известные лица есть – Порошенко, Тимошенко, Добкин, его плакаты украшают отметины «зелёнки», – но неизвестных куда больше. С какими-то невероятными фамилиями, напоминающими псевдонимы революционных советских писателей. Время пришло, вылезли из закутков, идут к избирателю. Как нечисть из «Вия».
Отличить их друг от друга – проблематично. Программы идентичны, как две капли горилки.
Акценты главным образом на борьбе с коррупцией. «Мы будем контролировать финансовые потоки» – значится на агитках. Кто эти загадочные «мы» – не объясняется. Другой акцент — на Евромайдане. Похоже, все кандидаты жили там сутками. «Я принимал активное участие в жизни Евромайдана, получил боевое ранение».
На предстоящие украинские выборы идут все, у кого возможности совпали с желаниями. Актёры, гонщики, врачи – понятно. А ещё – читаю вам список одной из партий – директор, адвокат, менеджер кабельных сетей, безработный, пенсионер и т.д. Больше всего в списке – общественных деятелей. Все они апеллируют к двум вещам: к честности и независимости.
Мой киевский сосед – из таких. В «оранжевом» 2004 году ухитрился отвечать за палатки одной партии в районе Осокорки и за работу промоутеров другой партии возле метро Дарница. Были ещё сбор подписей, надомная агитация – в общем, подзаработал неплохо. Сокрушался потом, что в стране «нет движняка, не заработать». И вот – Евромайдан. И вот – выборы. Дождался-таки счастья сосед.
Тиражи партийных газет – сто-двести тысяч экземпляров. Работа одной агитационной палатки – от 1000 гривен в день. Похоже, у «общественных деятелей» много денег. Видимо, как и украинская армия, живут на пожертвования граждан. «Отправь деньги на номер – помоги украинским пограничникам купить 150 раций», слышал вчера по радио. Интересно, кандидаты отправили?
Хотя куда им? У всех, судя по биографиям – многодетные семьи. А предки – исключительно казаки. Да и заработали они свои капиталы исключительно честным трудом, «руками, которые ничего не крали». Начинали вкалывать на заводах или в учебных учреждениях, а потом кривая украинской мечты заставила народу служить. Проблемы решать.
Вчера во дворе соседнего дома, рядом с вырытым котлованом, где хотели сначала возводить реабилитационный центр, а после многоэтажку, два будущих народных избранника вели политическую дискуссию. Примерно так – с теми же эмоциями и словечками, – как мы общаемся с мужиками, играя в футбол.
Иногда такие персонажи предлагают сотрудничество. Писать им тексты. Я отказываюсь. Спасибо, насмотрелся на управленцев в различных компаниях. Больших подлецов и бездарей не встречал. Теперь они сунулись в политику.
Рецепт их успеха объясним тезисом немецкого философа Дитриха Бонхеффера: «Главный враг добра – это глупость. Потому что глупец всегда уверен в своей правоте». Да, человек, не лишённый интеллекта, будет сомневаться. Человек, не лишённый совести, будет оценивать последствия. Но дураки не сомневаются. Они прут к цели аки взбесившиеся носороги. Это к вопросу: «Почему у нас во власти такие люди».
Думали, убрали Януковича, путающего олигарха Ахметова с поэтессой Ахматовой – жить по-новому будете? Ну, уж нет: полна дураками украинская коробочка. На смену Януковичу идут новые управленцы. Вот Кличко, точно мелочь на свадьбе, разбрасывает горсти мудрости. Даже с мёртвыми успел пообщаться. А за ним – легионы «общественных деятелей» и «политиков новой формации».
Главная беда Украина не в коррупции, а в самоуверенных глупцах. Некоторые из них в чём-то талантливы, но их губит желание поспеть везде. Хорошая игра в футбол не гарантирует дар политика; чаще наоборот. А получается, как у Гайдая: «цементный завод – я», «погрузка угля – я», «уборка конюшен – я». Правда, за солидные деньги.
Это проблема всего постсоветского пространства, но на Украине она усугублена свидомостью: после Евромайдана народ чересчур поверил в себя, заодно втемяшив себе, будто и, правда, что-то решает.
Помню интервью ещё одного «общественного активиста» Дмитрия Булатова. Мол, да, готов возглавить министерство молодёжи и спорта, чего там сложного, порулим, поуправляем. Возглавил.
Когда украинской милицией и армией руководят в фейсбуке, стоит ли удивляться, что за три месяца страна потеряла три области?
И это лишь первая волна глупости. За всеукраинскими выборами грядёт вторая. Придут ещё более «эффективные управленцы»: те, кому заниматься системой образования или здравоохранения, — что в баре о свидомости потрепаться или «коктейлями Молотова» в людей пошвырять. Тогда Украина заживёт по-новому.
Подобный клинический случай миру известен. Описан Джорджем Оруэллом в его повести «Скотный двор». Звери изгнали плохого мистера Джонса и начали управлять сами. И выяснилось, что «все животные равны, но некоторые животные равнее других». И свиней стало не отличить от людей.
Тогда придёт время новой борьбы. Нового Евромайдана. Сколько их уже было, привыкли.