Все люди иногда ошибаются. Однако некоторые ошибки мы повторяем снова и снова (неправильные шаблоны, которым мы постоянно следуем). Это ошибки, которые относятся не к сути принимаемых решений, а к способу их принятия; ошибки, которые мы совершаем в процессе размышления об обстоятельствах нашей жизни. Такие ошибки приводят к неправильному осознанию ситуации, поведения других людей и нашего собственного, порождают массу негативных эмоций.
Десять глупейших ошибок, которые совершают люди:
- Синдром Маленького Цыпленка. Есть такая сказка: на Маленького цыпленка с дерева упал орех, но Цыпленок подумал, что на него обрушился небесный свод. Люди часто приходят к катастрофическим умозаключениям, не задумываясь, а правильно ли они оценили ситуацию; испуг просто парализует человека.
- Чтение мыслей. Эта ошибка состоит из 2 частей. Во-первых, мы часто уверены, что можем читать чужие мысли. Во-вторых, мы уверены в способностях окружающих читать наши мысли («Он/она сам(-а) должен(-на) был(-а) догадаться!»), в то время как человек даже не подозревает, что мы от него ожидаем каких-то определённых действий, и его «неправильное» (с нашей точки зрения) поведение приводит нас к глубокому разочарованию.
- Склонность все относить на свой счет. Многие готовы нести личную ответственность за все, что происходит вокруг. Естественно, когда что-то идет не так, эти люди очень расстраиваются.
- «Доверие своему пресс-секретарю». Почивание на лаврах, чрезмерный оптимизм, переходящий в самонадеянность. Уверенность, что достижение в какой-то одной области автоматически гарантирует, что мы добьемся успеха и во всех остальных областях без приложения усилий, которые в свое время были приложены для первой победы.
- Доверие критикам. Принятие на веру любой критики в свой адрес, не задумываясь, действительно ли это так.
- Максимализм (перфекционизм). Стремление к совершенству во всех областях, чрезмерная требовательность к себе.
- Болезненное сравнение. Обращение внимания только на те различия, которые говорят не в вашу пользу.
- «А что, если…». В этом случае человека беспокоит нечто, чего, может быть, вообще не существует (или вероятность существования очень мала).
- «Ты должен!». Слишком частое применение этой фразы по отношению к самому себе.
- «Да, но…». Поиск во всем каких-то отрицательных сторон, которые перевешивают положительные. Отбрасывание любых предложений, ведущих к выходу из сложной ситуации. Сочинение фантастических оправданий любым негативным явлениям.
Подробнее об этих ошибках:
Синдром Маленького Цыпленка
Типичные утверждения:
Я слишком бурно реагирую даже на самые мелкие проблемы.
Меня упрекают в том, что я делаю из мухи слона.
Я легко прихожу в возбуждение.
Не стоит пробовать, все равно ничего не выйдет.
Я заранее знаю, что все будет плохо.
Для людей, совершающих эту ошибку, характерно рассеивание паники. Разум готов немедленно поверить во все самое худшее. Результатом является не только беспричинное страдание, но и полная утрата самоконтроля (из-за ощущения «все равно уже нельзя ничего сделать»), паника, опускание рук. Но если ничего не делать, то ситуация и не улучшится. Катастрофическое мышление может привести к реальной катастрофе.
Выход: реалистичное мышление. Не нужно отрицать возможность самого худшего, но и не нужно допускать, что произошло худшее, пока вы не выясните всех обстоятельств. Бывает полезным поспорить с самим собой, как бы убеждая кого-то постороннего: «Вы уверены? А откуда Вы знаете, что это так?» (оспаривать поспешные умозаключения, и также оспаривать панические ответы, даваемые самому себе на эти вопросы). Задать себе вопрос: действительно ли событие, которого я боюсь, произошло (или «обязательно произойдет»)? В большинстве случаев у нас нет убедительных доказательств того, что уже пора паниковать. Подумать, какой смысл вы придаете словам, которые Вы говорите, описывая ситуацию (людям свойственно преувеличивать: «Умираю от страха», «Начальник меня убьет» и т.п. — на самом деле эти слова не должны восприниматься буквально, но они нагоняют панику). Также задать себе вопрос: «Что самое страшное может произойти? Смогу ли я пережить это? Что я буду делать, если случится самое страшное?» (заранее продумать выход из ситуации, которая может и не случиться, — это уменьшает панику). Если достоверно известно, что случилось нечто, — не преувеличивать опасность этого события (хотя и не преуменьшать). Продумать все возможные варианты развития событий и выхода из них.
Не делайте глобальных выводов из одной частной ситуации. Если однажды вы потерпели в чем-то неудачу, это еще не значит, что вы всегда и во всем будете неудачником. Не обобщайте: «У меня никогда не получится, я все провалю, я ничего не могу сделать так, как надо, мне никто и ничто не может помочь, меня никто не понимает/уважает/любит/ценит», и так далее. Не поддавайтесь «эффекту толпы»: если кто-то паникует по какому-то затрагивающему вас поводу, постарайтесь трезво оценить ситуацию. Не преувеличивайте значимость события в целом и значимость отдельных мелочей. Не принимайте слишком близко к сердцу стишок:
Не было гвоздя — подкова упала.
Не было подковы — лошадь захромала.
Лошадь захромала — командир убит,
Конница разбита, армия бежит,
Враг ворвался в город, пленных не щадя,
Потому что в кузнице не было гвоздя!»
(Перевод С. Маршака)
Хотя мелочи могут иметь значение, но далеко не всегда — настолько большое. Гвоздь потерялся, но подкова держится не на одном гвозде; скорее всего, она осталась на месте. Предположим, она все-таки потерялась, но лошадь может двигаться и без подковы: в конце концов, дикие лошади не подкованы. Даже если конь захромал, командир может пересесть на другого. Даже если командир убит, сражение еще не проиграно: солдаты стремятся к победе. (И так далее)
Таким образом, не нужно преувеличивать значимость отдельного негативного события без выяснения обстоятельств и попыток сопротивления негативным фактам; надо прорабатывать возможные промежуточные шаги.
Чтение мыслей
Типичные высказывания:
Я могу точно сказать, о чем думают другие.
Мои близкие должны знать, чего я хочу.
Всегда можно определить, что думает человек, понаблюдав за его жестами и мимикой.
Я полагаю, что когда люди проводят много времени вместе, они настраиваются на мысли друг друга.
Я расстраиваюсь из-за того, что, как мне кажется, думает другой человек, а потом оказывается, что я был не прав.
Стереотип «чтение мыслей» проявляется двумя способами:
- Предположениями, что нам известны мысли других людей («Нет смысла просить его об этом, он никогда этого не сделает»), что мы знаем, чего хотят другие люди, как они оценивают ту или иную ситуацию, как они поступят в том или ином случае.
- Убеждением, что окружающие (особенно близкие) не только могут, но и обязаны знать, о чем мы думаем и чего хотим, так что им ничего не нужно объяснять.
Чем теснее отношения, тем сильнее иллюзии: «Я не претендую на знание мыслей незнакомого человека, но уж этого-то человека я давно хорошо знаю, поэтому мне точно известно, о чем он думает, я могу предсказать каждый его ответ»; «Я не говорю, что все должны догадываться, чего я хочу, но с этим человеком мы столько лет вместе, он просто обязан это знать».
На самом деле люди: а) непредсказуемы и могут в каком-то единичном случае принять нестандартное решение; б) со временем могут изменить свои вкусы, убеждения, точку зрения и манеру поведения; в) каждый человек сохраняет какой-то уголок своей души в тайне даже от самых близких людей.
«Чтение мыслей» порождает непонимание и конфликты между людьми. Пример ситуации: жена возвращается домой раньше мужа, оставляет ему записку, что пошла в магазин и вернется через час, затем уходит. Возвращаясь, она видит свет в окне и решает, что муж уже дома. Она затаскивает на кухню тяжелые сумки и злится: «Почему он не выходит, чтобы помочь мне? Он же знает, что я пошла в магазин! Я работала весь день, как и он, а теперь таскаю тяжелые сумки, а он валяется на диване с газетой, пока я надрываюсь». При этом жена не говорит мужу, чтобы он ей помог («Сам должен догадаться!»); она считает, что ей известны его мысли: «Она ждет, что я ей помогу, но я не хочу вставать с дивана, притворюсь-ка я, что не слышу». В то же время возможны варианты:
- Он действительно не слышит, что она именно в этот момент вошла в квартиру.
- Он не видел записки, где она пишет, что пошла в магазин.
- Его вообще нет дома, а свет в комнате она сама забыла выключить, когда уходила.
- Он слышит, что жена вернулась, но когда он в прошлый, позапрошлый (и т.д.) раз предлагал ей свою помощь, она отказалась, и он предполагает, что и на этот раз ей не понадобится его помощь.
- Когда она в прошлый раз отказывалась от его помощи, она втайне считала, что он все равно должен ей помочь, несмотря на отказ; он же посчитал ее отказ от помощи искренним.
(в некоторых из этих случаев имеет место «двустороннее чтение мыслей»)
Вывод: делайте поменьше предположений о мыслях, желаниях, потребностях и намерениях других людей (если вам не известно точно); как можно меньше занимайтесь интерпретацией фактов, не делайте поспешных выводов.
Типичные ошибки «истолкования» (чего не нужно делать, истолковывая слова и поведение других):
- …приходить к заключению о том, что знаете, о чем думает другой человек, потому что, будь вы на его месте, вы думали бы именно так;
- …приходить к заключению, основываясь на прошлом опыте;
- …приходить к заключению на основе ожиданий, т.е. «сочинять конец истории»;
- …приходить к заключению на основе ответа, которых хотите получить (выдавать желаемое за действительное);
- …делать выводы на основе недостаточной информации;
- …не учитывать существования личностных различий и особенностей культурных традиций;
- …неправильно воспринимать намеки, как словесные, так и визуальные;
- …абсолютная вера всему сказанному (люди иногда попросту лгут).
Типичные ошибки поведения (чего не нужно делать, чтобы другие люди понимали вас правильно):
- …недостаточно четкое выражение своих мыслей и чувств — в словесной или иной форме, или вообще стремление «держать все в себе», не сообщая окружающим; при этом окружающие могут совершать любую из ошибок истолкования, перечисленных выше;
- …передача сообщения в настолько «закодированном» виде, что понять его просто невозможно.
Склонность всё брать на себя, всё относить на свой счёт
Типичные высказывания:
Я в ответе за то, чтобы любимые мною люди были счастливы.
Если что-то не получается, я чувствую, что это моя вина.
Меня критикуют чаще, чем других людей.
Я всегда могу определить, когда человек нападает именно на меня, — даже если он не упоминает моего имени.
Я чувствую, что меня несправедливо обвиняют в том, что находится вне моего контроля.
Пример поведения: если мужчину спрашивают, где он купил поджаренный им бифштекс, он скажет: «В магазине». Если задать тот же вопрос женщине, она забеспокоится: «А что, он невкусный?». В этом случае женщина воспринимает невинный вопрос как скрытый намек на ее хозяйственные или кулинарные способности. Тот же мужчина может проявить подобное поведение по отношению к спорту: «Оскорбляя «Зенит», ты оскорбляешь меня лично, а ну-ка выйдем, и попробуй повторить то, что ты тут сказал!». Еще один пример: человек проходит мимо группы других людей и слышит их смех; он истолковывает их смех так: «Они смеются надо мной, один из них сказал остальным обо мне что-то смешное» (на самом деле эти люди могли смеяться, например, над анекдотом, который рассказал один из них).
Таким образом, одно из проявлений этой ошибки — истолкование всех замечаний, вопросов и поведения других людей как нападки на ваши взгляды, способности, человеческое достоинство и т.д. Последствия: необоснованное чувство обиды, гнев (и как следствие — портящиеся отношения с окружающими), пустые траты времени и нервов, ограничение возможностей, постоянное чувство вины и т.п.
Что делать: реагировать не машинально, а сначала подумать. Действительно ли замечание относилось к вам (или это было «абстрактное высказывание», или говорили вообще о другом человеке)? Если да, то действительно ли вас хотели покритиковать, или замечание носило какой-то другой характер (например, «обычный вопрос» или «констатация факта»)? Если это была критика, то критиковали вас или то, что вы сделали конкретно сейчас (это разные вещи!)?
Еще одно проявление этой ошибки — склонность брать на себя ответственность за все: за мельчайшую оплошность своих детей, за неправильные действия подчиненных, за смерть близких людей (даже если все, что можно, было сделано, человек все равно может мучить себя чувством вины за то, что не смог предотвратить эту смерть)…
Что делать: убедиться, что вы сделали все, что могли, и не возлагать на себя всю ответственность за все, что происходит в мире. Во многих неприятностях виноваты не Вы (или не только Вы), а кто-то другой, а во многих случаях вообще никто не виноват (просто так сложились обстоятельства).
«Доверие своему пресс-секретарю»
Типичные высказывания:
Из-за своей самонадеянности я попадаю в неприятные ситуации.
Моя уверенность в себе отталкивает людей.
Я уверен, что человек, добившийся успеха в одной области, может точно так же преуспеть в другой. Если человек талантлив, то он талантлив во всем.
В моих промахах виноваты другие.
Добившись успеха, можно отдохнуть и удержаться на достигнутом уровне за счет силы инерции.
«Пресс-секретарь» — это лицо, занимающееся распространением только положительной информации о вас. Это может быть человек (или ряд людей) из вашего окружения: мама (уверенная, что ее ребенок — самый лучший, и постоянно говорящая Вам об этом с детства — пока вы не поверите); друзья (которые нас хвалят, одни — искренне восхищаясь каким-то вашим успехом, другие — из стремления поддержать); подхалимы (знающие, что лестью можно добиться многого)… Но часто роль такого «пресс-секретаря» мы играем для себя сами. Уверенность в себе — это хорошо, но всего должно быть в меру. Излишняя уверенность, перерастающая в самоуверенность, только вредит; например, приводит к неудачам (из-за отсутствия подготовки к какой-то ситуации — такой человек считает, что никакая подготовка ему просто не нужна, он и так справится); также самоуверенность приводит к стремлению избежать ответственность за свои собственные поступки, к стремлению обвинять окружающих во всех своих неудачах: «Совершенно очевидно, что причиной неудачи не могу быть я!» (в результате, во-первых, не разрешатся реально существующие проблемы, во-вторых, испортятся отношения с окружающими).
Еще одна ошибка — «почивание на лаврах», когда человек считает, что ему больше ни к чему доказывать, на что он способен («все и так это знают»). Такая ситуация типична при переходе на другую работу, переезде в другой город, построении отношений с человеком, который не был свидетелем ваших прежних успехов, и т.п. — практически в любой сфере деятельности может сложиться подобная ситуация. На самом деле во всех этих случаях надо снова и снова доказывать, на что вы способны.
Доверие своему критику
Типичные утверждения:
Люди сознательно затрагивают именно те области, в которых я особенно чувствителен к критике.
В отношении критики у меня действует шестое чувство.
Я всегда угадываю, когда обо мне говорят.
Негативные замечания ранят меня по-настоящему, иногда я впадаю в депрессию.
Я слышу только негативные замечания и не замечаю похвал.
Я полагаю, все замечания равноценны.
Проявление: повышенная чувствительность к критике в тех областях деятельности, в которых вы чувствуете себя неуверенно. На самом деле нужно понимать, что не все критики мудры и справедливы (даже если это близкие вам люди, которых вы любите и которые любят вас). Люди могут ошибаться. Кроме того, иногда люди критикуют не потому, что вы действительно что-то делаете не так, а потому, что просто хотят испортить вам настроение или стремятся манипулировать вами. Нужно отфильтровывать все критические утверждения, сознательно обрабатывая информацию — действительно ли критические высказывания в ваш адрес справедливы? Полезно почаще задавать себе вопрос: «А судьи кто?». Вовсе не факт, что услышанное вами замечание — непредвзятое мнение человека, который действительно разбирается в ситуации; также не факт, что мнение этого человека заслуживает доверия (в книге «В поисках смысла» венский психиатр Виктор Франкл пытается объяснить, почему некоторые узники нацистских концентрационных лагерей боролись за жизнь, а другие утрачивали волю к жизни; по мнению В.Франкла, различие состояло в том, что смирившиеся принимали нацистский взгляд на их социальный статус — нацисты обращались с ними как с мусором; а те, кто боролся, отказывались чувствовать себя униженными: «С чего бы мне верить таким свиньям, как вы?»).
Серьезным критиком является общественное мнение: «А что скажут все»?. На самом деле «всех» не существует: у разных людей могут быть разные мнения. Даже если затрагивается какой-то момент, который вас тревожит, в большинстве случаев большинство людей не обратит на этот факт внимания, (а если кто-то привлечет их внимание к этому факту, все скоро забудут об этом). Даже если кто-то один продолжит вас критиковать за что-то, он — еще не все человечество. Задайте себе вопрос: а стоит ли его мнение того, чтобы из-за него расстраиваться? Должны ли вы верить критику? Насколько он осведомлен? Не руководствуется ли он скрытыми мотивами, стремясь из вашего унижения извлечь для себя какую-то выгоду?
Еще строже наш внутренний критик, который не только воспринимает всю внешнюю критику как справедливую, но и многое добавляет от себя. Не преувеличивайте своих недостатков и не преуменьшайте достоинств!
Критика иногда бывает полезной, конструктивная критика помогает нам исправить наши ошибки. В то же время иногда критика только считается конструктивной, но на самом деле таковой не является. Фокусируйте внимание на том, что было сказано, а не на эмоциях, которое у вас вызвало это сообщение. Не реагируйте на критику машинально (ни внешне, ни внутренне); сначала подумайте. Если нападающего не стоит слушать, его нападки пусты, их содержание не изменит к лучшему ни вас, ни вашу жизнь, просто пропустите критику мимо ушей. Не спорьте — просто поступайте так, как вам покажется удобнее. Хотя в некоторых случаях критику приходится принимать внешне (иногда это бывает лучшим вариантом), никто не заставляет вас принимать ее внутренне. С другой стороны, если, оценив чужое критическое замечание и поняв, что оно справедливо, вы примете меры к улучшению ситуации, критика окажется полезной. Надо учесть, что критика одного и того же человека в одной ситуации может оказаться полезной, а в другой ситуации ее нужно пропустить мимо ушей; оценивайте каждую ситуацию в отдельности, а не человека в целом.
Максимализм / перфекционизм
Типичные высказывания
Я расстраиваюсь, если мне не удается завершить дело.
Если обо мне говорят, что я «такой как все» или «один из многих», я чувствую себя оскорбленным.
Лучше я ничего не буду делать, чем возьмусь за работу ниже моего достоинства.
Для меня очень важно, чтобы люди воспринимали меня как человека, ни на йоту не отступающего от стандартов безупречности.
Даже самая незначительная ошибка может испортить мне весь день или даже всю жизнь.
Нужно понять: достичь идеала невозможно. И на Солнце бывают пятна. Кроме того, то, что мы называем идеалом, часто является просто определенной точкой зрения или проявлением вкусов (которые, как известно, у всех разные). Иногда отношение к чему-то как к совершенству со временем уходит в прошлое.
Не переусердствуйте в стремлении к совершенству: стремление к абсолютному совершенству часто тормозит нормальную деятельность, если оно доводится до крайности. Если вам кажется, что в стремлении к совершенству нет мелочей, вы рискуете потратить все отпущенное вам время на какой-нибудь пустяк, в то время как ваша энергия могла быть затрачена с большим толком. Определитесь, что в данный момент для вас наиболее важно, в чем наиболее важно преуспеть, а что может подождать. Определите для себя оптимальный уровень требовательности: нельзя быть совершенно нетребовательным (иначе вы никогда не получите от жизни то, что могли бы получить), но нельзя и скатываться на путь «все или ничего», иначе результатом, скорее всего, будет «ничего». Если вы откладываете важное дело до тех пор, пока в совершенстве все не подготовите, есть довольно большая вероятность того, что дело так никогда и не будет сделано. Если вы решили, что в личной жизни будете дожидаться встречи с человеком, до мельчайших деталей удовлетворяющим всем вашим критериям совершенства, вам, скорее всего, всю жизнь придется провести в одиночестве. Выберите для себя некую «золотую середину» между абсолютной требовательностью и абсолютной нетребовательностью; определитесь, что для вас действительно важно, а что — второстепенно.
Максималист/перфекционист часто стремится избежать позора, в результате отказывается даже браться за дела, в абсолютном успехе которых он не уверен. Ничегонеделание позволяет жить в мире иллюзий: «Все, что я делаю, у меня получается». Но если вы не будете вообще ничего делать — дело никогда не будет сделано. Иногда важнее сделать дело «хоть как-нибудь», когда невыполнение дела причинит больше вреда, чем его неидеальное выполнение. В то же время если вы будете делать дела, которые у вас выходят не идеально, вы можете «повысить квалификацию» и в следующий раз то же дело выйдет у вас лучше (в результате в конце концов вы достигнете пусть и не абстрактного «идеала», но той «золотой середины», которую вы должны для себя обозначить).
Нельзя объять необъятное. Если вы хотите добиться «абсолютного успеха» во всем (буквально во всем), вам не хватит на это всей жизни (даже если вы проживете двести лет). Определите для себя достижимый уровень успешности, выделите те области, в которых вы хотите добиться успеха в первую очередь (не может быть первоочередным сразу все). Никто не мешает вам повысить требования к себе после того, как вы достигнете первоначально поставленных целей.
Если вы хотите сделать что-то идеально, но уверены, что не получится, попробуйте несколько снизить стандарты. Двигайтесь к цели постепенно, шаг за шагом, лишь немного поднимая планку по мере того, как осилите предыдущий уровень; каждый раз ставьте перед собой выполнимые задачи. Не откусывайте больше, чем сможете проглотить (иначе попросту «подавитесь» непосильной задачей). Если вы поняли, что это уже произошло, ничего страшного нет в том, чтобы признать: на данном этапе мне под силу только часть задачи.
Будьте гибкими. Существует не один путь к одной и той же цели. Выберите свой путь. Придерживайтесь собственных принципов и руководствуйтесь собственными критериями, и позволяйте себе менять эти критерии в зависимости от ситуации.
Позволяйте себе иногда расслабиться — не обязательно постоянно быть совершенством (или, что точнее, демонстрировать окружающим, что Вы — «совершенство во всех отношениях»). Вы имеете право расслабиться.
Иногда вы оказываете себе услугу, оказывая услугу кому-то другому. Если выигрывает другой человек, а вы проигрываете, это может обернуться в конечном счете выигрышем для вас (возможно, в какой-то другой области). Если у вас есть какой-то недостаток, он может обернуться достоинством, неудача — удачей. Смотрите на вещи философски.
Главное, что стоит запомнить: во многих случаях «что-то» лучше, чем «ничего».
Болезненное сравнение
Типичные высказывания:
По сравнению с другими я — неудачник.
Во мне силен дух соревнования.
Я расстраиваюсь, когда слышу об успехах других людей.
Я падаю духом оттого, что нахожусь не там, где должен был быть.
Мне кажется, что если хочешь добиться успеха, надо постоянно сравнивать себя с другими.
Мы часто сравниваем себя с другими, и иногда эти сравнения приносят нам негативные эмоции. Мы сравниваем себя с теми, кто имеет больше нас, и гораздо реже — с теми, кто имеет меньше, чем мы. Мы невольно сравниваем себя с теми, у кого есть то, чего на не хватает, а то, что у нас есть, воспринимаем как должное (хотя если мы этого лишимся, мы почувствуем, насколько важно это для нас было: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем»). Особенно болезненны сравнения с теми, кто является нашими конкурентами в той или иной области: например, можно искренне восхищаться игрой знаменитого скрипача, если вы никогда не играли на скрипке, и испытывать зависть, если вы много лет играли на скрипке, но не добились той же известности. Разумеется, чем больше для нас значит эта сфера жизни, тем болезненнее будет сравнение, если оно не в нашу пользу. Иногда мы сравниваем себя — какие мы сейчас, с тем, какими мы были в прошлом, и если сравнение не в пользу «сейчас» хотя бы по какому-то параметру — расстраиваемся. Еще мы можем сравнивать свою жизнь с мечтой, которой не суждено было осуществиться («если бы я тогда… то сейчас все было бы по-другому»). Кроме этого, окружающие могут производить невыгодные для нас сравнения и ставить вас в известность о полученных результатах.
Сравнения, которые оказываются не в вашу пользу, могут быть полезными: они могут подтолкнуть вас к действиям в направлении улучшения ситуации, быть стимулом стремления к успеху. С другой стороны, сравнения могут быть и разрушительными; все зависит от вашего восприятия, негативные сравнения могут нанести ущерб вашему чувству уверенности в себе, деформировать образ мыслей: в таком случае вы можете опустить руки, прекратить попытки добиться цели и откатываетесь далеко назад. Некоторые люди в таких случаях стремятся навредить другим вместо того, чтобы помочь себе.
[Вспомнился анекдот, который существует в множестве вариантов, но суть одна, поэтому расскажу только один вариант. Находит мужик бутылку, а в бутылке — джинн. С двумя «эн». И этот джинн предлагает выполнить три желания мужика, но при одном условии: все, что получит этот мужик, получит и его сосед, но в двукратном размере.
— Мое первое желание: хочу миллион долларов!
— Будет исполнено, мой повелитель: тебе миллион долларов, а соседу — два миллиона.
— Еще хочу виллу на Канарах. Двухэтажную.
— Исполнено: тебе вилла двухэтажная, а соседу — четырехэтажная.
— И третье мое желание. Хочу инфаркт. Ма-аленький такой инфарктик!]
Иногда желание быть лучше другого удовлетворяется за счет нанесения материального ущерба (прямо или косвенно), но чаще такие люди просто стремятся принизить других, чтобы показать себя «лучше их» (это результат гипертрофированного комплекса неполноценности).
Иногда стремление ни в чем не уступать кому-то приводит к «гонке за лидером», которая выматывает все силы и доставляет массу неприятностей.
Что делать? Для начала отмести все ошибочные сопоставления. Определите, что конкретно вы сравниваете. Точно ли вам известно, что у других людей нет проблем, что им все легко дается? Иногда мы просто додумываем «факты». Также мы часто подчеркиваем все хорошее у «конкурента» и игнорируем плохое, тогда как по отношению к себе поступаем с точностью до наоборот, игнорируя хорошее и учитывая плохое. Даже в одной и той же сфере жизни каждая ситуация имеет и плюсы, и минусы, и для того, чтобы сделать объективное сравнение, нужно изучить все стороны вопроса. Кроме того, нужно определиться с критериями. Что в каждой конкретной ситуации означает «лучше», а что «хуже»? А может быть, ни одна ситуация не лучше другой — просто они разные?
Оценивайте ситуацию в целом, а не отдельные моменты. На каждый плюс найдется свой минус, а на каждый минус — свой плюс.
Определите, что для вас на самом деле важно в этой жизни. Может быть, ваши «неуспехи» по сравнению с другими лежат в сфере жизни, которая хотя и значима для вас, но не настолько значима, как другие сферы жизни, в которых вы преуспели? Если даже вы уверены, что сравнение не в вашу пользу, задайте себе вопрос: «Ну и что?»
Цените то, что имеете. Если в какой-то момент вы потеряете что-то, наличие чего сейчас кажется вам естественным, вы можете понять, насколько для вас это было на самом деле важно. Если подумать, что для вас на самом деле является важным (в том числе — чего вы не хотели бы лишиться), окажется, что вы имеете гораздо больше, чем может показаться.
Вообще лучше поменьше сравнивать (за исключением случаев, когда вы выбираете себе ориентир для саморазвития). Жизнь сразу станет намного легче.
«Что, если…»
Типичные высказывания:
Мир, знаете ли, очень опасное место.
Если не хочешь иметь неприятностей, соблюдай осторожность в словах и делах.
Не люблю пользоваться случаем.
Я упустил хорошую возможность, потому что побоялся рискнуть.
Я избегаю предпринимать какие-то действия из боязни травмы или неудачи.
У человека с синдромом «Что, если…» есть страх перед катастрофой, как и у человека с синдромом «Маленького Цыпленка». Но если «Маленький Цыпленок» уверен, что страшное уже случилось или вот-вот произойдет, то человек с синдромом «Что, если…» все внимание сосредоточивает на том, что катаклизм может произойти. Мысли автоматически сменяют друг друга, автоматически сочиняется «документальный роман ужасов». Это как бы «тревога взаймы»: вы не знаете всех обстоятельств, вы не знаете, как закончится дело, но начинаете воображать самое худшее. Помимо того, что этот синдром парализует вас, лишает способности делать что-либо, портит настроение, люди, страдающие этим синдромом, не решаются идти на риск (их пугают возможные негативные последствия самого худшего варианта развития событий, не давая осознать преимущества, которые они обретут в слечае успеха). В лучшем случае человек при этом не приобретает ничего; в худшем — может потерять и то, что имеет. Например, люди часто откладывают посещение врача, опасаясь, что доктор подтвердит их худшие опасения; в результате они лишают себя возможности получить правильный диагноз, запускают болезнь, она становится трудноизлечимой или неизлечимой. Очень больно терять человека, зная, что его жизнь можно было спасти, обратись он к врачу хотя бы чуть-чуть раньше.
Мышление «Что, если…» не всегда ошибочно. Его можно и нужно использовать в реалистическом плане. Во многих случаях способность заблаговременно определять потенциальные проблемы позволяет лучше подготовиться к их решению. Если вы заранее определите все возможные негативные исходы и подготовитесь к ним, будущее не будет вас беспокоить в такой степени.
Что делать, чтобы избежать негативного влияния «что, если…»? Задавать себе вопросы, уточняющие ситуацию. Насколько вероятен тот негативный исход, который пришел вам в голову? (иногда оказывается, что это вообще невозможно, просто вы сразу не учли все обстоятельства). Если это действительно случится, что нужно будет сделать, чтобы исправить ситуацию? Если вы выполните все эти действия по исправлению ситуации, будет ли для вас итог приемлемым? (в большинстве случаев так оно и оказывается). Избегая риска, не подвергаете ли вы еще большему риску свое здоровье, карьеру, личную жизнь и вообще свое счастье?
Иногда бывает полезно изменить направление мыслей. Вместо того, чтобы думать «Что, если самолет упадет?», думайте: «Что, если он прилетит слишком рано?». Можно воспользоваться различными методами релаксации: найти интересную книгу, которая отвлечет вас от тревожных мыслей, заняться аутотренингом (при этом вы будете вынуждены мысленно сконцентрироваться на физическом расслаблении, это отвлечет ваши мысли от тревожной темы, а физическое расслабление будет способствовать расслаблению эмоциональному). Можно просто заняться какими-то делами (обязательно такими, которые требуют умственного сосредоточения — т.е. такие, которые нельзя выполнять чисто механически).
Еще способ избавиться от мыслей, которые делают вас несчастными: отложить беспокойство на потом. Например, если хирург перед операцией получает неприятное сообщение из налоговой инспекции, он скажет себе: «Мне сейчас не до этого, мне надо думать только о том, что происходит в операционной».
«Ты должен»
Типичные фразы:
Я испытываю чувство вины из-за того, что должен был что-то сделать в прошлом, но не сделал.
Я считаю, что надо жить по правилам.
Оглядываясь на прожитую жизнь, я вижу больше неудач, нежели успехов.
На меня давит необходимость поступать правильно.
Меня угнетает необходимость сделать все дела.
Во многих случаях слова «ты должен», «я должен» положительно влияют на нашу жизнь — жизнь каждого человека и общества в целом. Однако при неправильном использовании эти слова могут принести массу неприятностей.
Категоричное «должно быть так, а не иначе» становится опасным в следующих случаях:
- когда вы не можете выполнить то, что «должны», и у вас появляется чувство вины или несостоятельности;
- когда вы сделали (или не сделали) что-то в прошлом, и сейчас вас терзают сожаления;
- когда другие сделали (или не сделали) то, что должны были, и вас это обидело или рассердило;
- когда вы делаете то, что «должны», но в глубине души жалеете о своем поступке, испытываете чувство вины;
- когда вы собираетесь сделать что-то такое, чего делать «не должны», и потому переживаете чувство вины, тревогу и стресс одновременно;
- когда то, во что вы верите (ваше «должно быть так, а не иначе»), вступает в конфликт с тем, во что верят окружающие.
Нужно определиться, что мы имеем в виду, говоря «должен». Иногда это на самом деле означает «было бы хорошо, если бы…» или «возможно, это будет так». Мы нередко подменяем словом «должен» совсем другие понятия.
Нет на свете такого «долга», над которым нельзя было бы поразмыслить. Почему, собственно, должен»? Даже если есть обоснование правилу, все равно могут найтись исключения из него. Например, вы должны соблюдать ограничения скорости на дороге. А что если нужено срочно доставить пострадавшего человека в больницу, а дорога свободна?
Проанализируйте, что случится, если вы выполните то, что «должны», и что случится, если не выполните. Любое действие (или бездействие) влечет за собой определнные последствия, но они могут быть совсем не такими, какие вы автоматически представляли себе.
Если речь идет о каком-то событии в прошлом, когда вы «должны были» поступить определенным образом, а поступили по-другому, извлеките урок из ситуации, сделайте выводы на будущее, если нужно — постарайтесь исправить сделанную ошибку, а затем забудьте о происшедшем. Не копайтесь в прошлом, лучше сконцентрируйтесь на настоящем.
Понятия о «долге» разных людей могут вступать в конфликт. Это могут быть убеждения, касающиеся самых разных вещей: от глобальных моральных принципов до того, как правильно жарить яичницу. Если убеждения касаются каких-то действительно важных вещей, вы можете принять право другого человека думать по-иному (если его убеждения не нарушают каких-то общечеловеческих норм и никак практически не затрагивают лично вас); или попытаться переубедить этого человека, руководствуясь не бездумным «должен», а конкретными объяснениями, почему следует поступать именно так (кстати, возможно, в ходе дискуссии вы сами измените свою точку зрения; может быть, вы примете его точку зрения, может быть, он примет вашу точку зрения, а возможно, вы оба придете к какому-то новому, третьему решению). В некоторых же случаях могут иметь право на одновременное существование различные точки зрения на то, «как должно быть». Или вообще вопрос не стоит длительного обсуждения — если как следует подумать. Задайте себе вопрос: почему важно, чтобы все было именно так, «как должно быть»? Кто сказал, что все должно быть именно так? Действительно ли «так должно быть», или вы сами себе придумали это «должен» (а может быть, вам его навязали)?
Главный вывод по проблеме «Ты должен…»: думать — полезно.
«Да, но…»
Типичные высказывания:
Мне безразлично мнение окружающих.
Люди упрекают меня в том, что я не умею слушать.
Когда меня просят что-то сделать, я ощетиниваюсь.
Я считаю, что все должно делаться по-моему или не делаться вовсе.
Я склонен откладывать даже очень важные дела и весьма медлителен.
«Да, но…» — образ мышления, который начинается признанием положительных сторон явления, а заканчивается негативным замечанием, которое сводит на нет все положительное.
Словосочетание «Да, но…» может употребляться в выражениях, имеющих чисто информационное значение: «Да, я пойду с тобой в кино, но не во вторник, в этот день я работаю допоздна». Другой контекст, когда употребление «да, но…» мотивированно: сначала минус, а потом плюс. Например: «Да, сейчас у меня не получилось, но потом я сделаю гораздо лучше». Проблемы начинаются, когда подтверждается что-то положительное, а после слова «но» идет негатив. Для человека, мыслящего в категориях «да, но…» (в негативном смысле), пределов в поисках негативного почти не существует.
Один из вариантов: неверие в собственные силы. В таком случае выражение «Да, но…» — выражение собственного бессилия, оправдание перед самим собой и перед окружающими, или попытка увернуться от ответственности.
Иногда «Да, но…» — это завуалированное «нет» (возможность отказать под благовидным предлогом). Многие люди просто не умеют говорить «нет». Иногда «Да, но…» — это способ проявить недовольство или принизииь другого человека (чтобы возвыситься за его счет).
«Изнутри» (в процессе использования) словосочетание «Да, но…» часто воспринимается как попытка объективно оценить ситуацию, учесть все возможные трудности.
Что делать? Прислушаться к собственным мыслям. Не уходите ли вы от попытки достигнуть желаемой цели? Не отталкиваете ли других людей, отвергая их доводы? Что вам нужно: найти оправдание сложившейся ситуации или исправить ее?
Если вам кажется, что есть непреодолимые препятствия на пути к цели, подумайте, а так ли они непреодолимы? Не преувеличиваете ли вы их значение? Нельзя ли обойти эти препятствия? А может быть, есть другой путь, на котором вообще не будет этих препятствий? Попробуйте использовать метод мозгового штурма, записав сначала все возможные варианты выхода из сложившейся ситуации (какими бы глупыми они вам ни показались), и только после этого приводите доводы «за» и «против» каждого из вариантов.
Чтобы выбраться из болота «ничего-не-поделаешь», разбейте задачу на отдельные небольшие пункты, продумайте каждый в отдельности и выполняйте их по очереди. Рассматривайте проблемы в порядке их поступления.
Переформулируйте предолжение. Например, не противопоставляйте факты. Вместо «да, но…» используйте «И» (вместо «Да, действительно А, но ведь В!» используйте структуру «А и В», так будет психологически легче делать выводы относительно того, как поступить в такой ситуации). В других случаях хорошим является вариант использования структуры «Да, В, но ведь А!» (например, вместо «Да, он интересный собеседник, но его голос меня раздражает» будет «Да, его голос меня раздражает, но он — интересный собеседник»).
Иногда у нас есть привычка вытаскивать на свет негативные аспекты, которые на самом деле не так уж и важны. В таком случае лучше о них просто умолчать (это позволит улучшить отношения с окружающими). Вместо «Да, пирог вкусный. Жаль, что подгорел» получим: «Да, пирог вкусный» (и все!).
Если вы твердо хотите сказать «нет» — говорите «нет». Если нужно, объясните, почему вы говорите «нет», а не «да». Потому что фраза «да, но…», используемая в таких ситуациях, вводит собеседника в заблуждение (что может привести к недоразумениям); могут испортиться отношения с этим человеком (если вы снова и снова будете подыскивать оправдания тому, что не говорите ни «да», ни «нет»). А может быть, на очередную фразу собеседника вы не найдете приличного оправдания, которое можно будет сказать, после «но» — тогда вам придется согласиться с тем, с чем вы решительно не хотите соглашаться.
Полезные советы
Чтобы избежать ошибок мышления, можно использовать специальные методики. Среди них:
- Определение значения слов. Нужно задать себе вопрос: «Какое значение для меня имеет это слово или событие?». «Какое значение это слово или событие имеет для моего собеседника?» (иногда эти значения разные, что приводит к непониманию, и как результат — к конфликтам).
- Сомнения в обоснованности выводов.
- Распределение ответственности. Ответ на вопрос «Кто виноват?» — чаще всего неоднозначный, за что-то в каждой сложившейся ситуации ответственны вы, за что-то — друие люди. Попробуйте определить, за что вы ответственны в данной ситуации, за что — нет.
- Отмена катастрофы. Вопрос: «Что самое плохое может меня ждать впереди?» (возможно, вы осознаете, что этого вообще никогда не случится, или что это не будет концом света)
- Поиск альтернативы. Взгляните на ситуацию с различных точек зрения. Выработайте альтернативные объяснения происходящему (вам не обязательно принимать эту точку зрения, но посмотреть на проблему с этой точки зрения нужно). Продумайте разообразные варианты развития событий и различные варианты своих действий в каждой из этих ситуаций.
- Сравнение преимуществ и недостатков. Лучше письменно, в таблице 2х2 (два варианта, для каждого из них нужно рассмотреть как плюсы, так и минусы).
- «И что тогда?». Задавайте себе этот вопрос; после ответа на него снова задайте этот же вопрос. Получится примерно такая цепочка (латинскими буквами обозначены факты и следствия из них): «Случится А. — И что тогда? — Произойдет B. — И что тогда? — А тогда C. — И что тогда? — D». (и так далее). Ситуация может после такого детального разбора оказаться не настолько беспросветной, как казалось вначале.
- Сверхпреувеличение. Мы склонны преувеличивать негативные последствия событий; хороший метод справиться с подавленным настроением — еще большее преувеличение, доведение до абсурда.
- Десятибалльная шкала. Если вы думаете относительно сложившейся ситуации: «Ну что может быть хуже?», установите для себя систему координат. Определите относительную величину неприятностей (что хуже и насколько — или «во сколько раз»).
- Превращение неприятностей в преимущества.
- Новое представление о себе. Вместо того, чтобы смаковать свои промахи, постарайтесь предствить себе удачное развитие событий. Измените представление о себе.
- Репетиция положительного образа. Мысленно отрабатывайте новую модель поведения.
- Самоинструктаж. Задайте себе конкретные установки, правила, требования. Распишите все по пунктам: что вам нужно сделать, в какой последовательности (можно письменно). Разбейте свои действия на достаточно мелкие шаги. Четко формулируйте, чего вы хотите добиться и что вы для этого (конкретно!) будете делать.
- Самоотвлечение. Если у вас в голове крутятся мысли, которые вас расстраивают, отвлекитесь на что-нибудь другое.
- Игра в адвоката. Когда вы судите себя (или кого-то другого) слишком строго, проверьте, пристутсвует ли на воображаемом процессе адвокат. Если нет, сами беритесь за выполнение его обязанностей.
Важно помнить: недостаточно понять суть своих ошибок. Не менее важно заставить себя прекратить совершать их.
По мотивам книги:
Артур Фридман, Роуз Девульф. 10 глупейших ошибок, которые совершают люди. — Спб: ПИТЕР, 2002. — 224 с.
На данной странице приведен не полный текст книги и не ее фрагменты, а краткое изложение основных идей («своими словами»).
Книгу А. Фридмана, Р. Девульф «10 глупейших ошибок, которые совершают люди» изучала и выделяла основные идеи Инга Кесс (май 2005 г.).
Среди основных идей книги ненароком могли оказаться мои мысли по поводу прочитанного. Вероятнее всего, так оно и есть.
Большая часть советов проверена на эффективность — всё работает :).
При заимствовании материалов сделайте, пожалуйста, ссылку на Растрепанный Блокнот