Несмотря на военную карательную операцию и провокации так называемой «национальной гвардии» референдум прошел при высокой явке избирателей в обеих республиках и подтвердил де-юре статусы республик. Де-факто, обе республики, особенно Донецкая, подтверждают свое существование успешными оборонительными действиями, начиная с апреля. Перед обеими республиками, находящимися в различных ситуациях, сейчас стоят идентичные задачи. Первоочередным вопросом, который объединяет весь спектр текущих проблем и задач ДНР и ЛНР, является отражение военной агрессии Украины.Решать проблему безопасности, безусловно, следует сообща. Понимают это и в самих республиках. Так, сопредседатель правительства ДНР Денис Пушилин в интервью каналу «Россия 24» заявил: «мы считаем, что нужно идти вместе.
Предварительные переговоры уже проведены. На данный момент надо разобраться, как это будет выглядеть технически» .
Вопрос, впрочем, отнюдь не технический. Текущие рамки сотрудничества во многом предопределят судьбу всего региона. Донецк – явно занимает лидирующие позиции в новообразованном тандеме, вместе с тем, именно на него приходится основное давление со стороны Украины.
Текущий формат в рамках двух независимых республик — промежуточный результат. Консолидация усилий, в первую очередь в сфере внешней безопасности, все больше будет неумолимо сближать республики как минимум к формально конфедеративной организации, с едиными вооруженными силами. Впрочем, этот этап может не потребоваться, если стороны договорятся об объединении в одно государство.
Потенциал единого политического пространства куда больше, чем может показаться на первый взгляд. Однако напрямую увязывается с вопросом текущего статуса карательной операции. В случае, если Украина не выведет свои подразделения с территории ДНР, республики вынуждены будут силовыми методами пытаться изгнать их со своей территории, а в дальнейшем перейти в наступление.
При этом пристальное внимание следует уделить таким ключевым пунктам как Мариуполь, откуда гипотетически, морем можно было бы получать прямую помощь из Крыма, Славянск/Краматорск/Красеноармейск – являющиеся авто и железнодорожными «воротами в Донецк». Деблокада и прочный контроль над этими пунктами позволят не только обеспечить стабильность и безопасность ДНР, но и стать плацдармами для возможных наступательных операций против агрессора для освобождения Одесской, Херсонской, Николаевской, Запорожской, Харьковской областей. В случаи установления контроля и объединения этих регионов в одно федеративное, конфедеративное или унитарное государство, откроются новые возможности для изменения обстановки на всей Украине в более благоприятную сторону.
Пока же подобные перспективы скорее иллюзорны, т.к. силы, задействованные в карательной операции, их вооружение и материально-техническое оснащение, значительно превосходят силы самообороны обеих республик. Слабой стороной украинской группировки является низкая боеспособность, обусловленная текущей реорганизацией армии и отвратительным моральным состоянием практически всех подразделений, за исключением Нацгвардии, которая, однако, не подготовлена и не оснащена для серьезных наступательных операций. Все это создает определенный временной запас для организации государственных институтов, выработки стратеги дальнейших действий.
Из других действий, не требующих отлагательств, следует выделить:
1. Поиск любой возможной помощи, моральной, информационной, материальной, военной. Естественными союзниками в данном вопросе являются: в первую очередь Россия, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия.
2. Обеспечение контроля над границей с РФ и стабильности транспортного коридора от границы до Донецка, через Луганск.
3. Зачистка информационного пространства от украинских СМИ от телевидения до печатных изданий.
4. Партийное строительство, включающее в себя запрет на деятельность любых украинских партий и движений, как одного из многих шагов для построения независимого политического пространства.
5. Вхождение в рублёвую зону и дальнейшая финансово-экономическая интеграция с РФ.
6. Национализация всех украинских предприятий, и выборочная, по отношению к украинским олигархам, проявляющим не лояльное отношение в отношении новых республик.
Суммируя вышеизложенные обстоятельства оценить текущее положение молодых республик возможно как сложное, ввиду военного противостояния с превосходящим противником, но перспективное, т.к. данное противостояние вынуждает республики к форсированной политической интеграции, построению собственных вооруженных сил и финансово — экономической системы, способной обеспечивать ВС и выполнять социальные обязательства перед населением.
Неясной остается перспектива оснащения ВС обеих республик достаточным количеством стрелкового вооружения, не говоря уже о бронетехнике, которая понадобится для обеспечения стабильного контроля над ныне блокированными населенными пунктами и транспортными артериями.
Вопрос о присоединении к России
Вопрос о вхождения республик в состав России, поднятый народными властями на следующий день после референдума, скорее всего не будет решен в краткосрочной перспективе. Учитывая отказ на просьбу президента Путина перенести референдум, понятна довольно сдержанная официальная реакция российского руководства в виде следующего сообщении пресс-службы президента РФ: «В Москве с уважением относятся к волеизъявлению населения Донецкой и Луганской областей и исходят из того, что практическая реализация итогов референдумов пройдет цивилизованным путем, без каких-либо рецидивов насилия, через диалог между представителями Киева, Донецка и Луганска. В интересах налаживания такого диалога приветствуются любые посреднические усилия, в том числе по линии ОБСЕ».
В текущей сложной, но довольно стабильной обстановке в ДНР, у Москвы есть время для определения своей позиции о статусе республик и дальнейших шагов в отношении Украины, чей долг за газ достиг уже 18,5 млрд. долларов .
Возможно, российские власти считают, что отделение южных и восточных регионов скорее деструктивно для общего процесса (см. http://shumilov1989.livejournal.com/768.html). В случае их сохранения в составе Украины, они влияли бы на ситуацию изнутри, и могли бы через отстаивание своих прав, при поддержке России, привести Украину к федерализму, что стало бы несомненным благом, как для граждан этой страны, так и для всех соседей. Федерализация способствовала бы национальному примирению, а в случаи его неудачи – национальному размежеванию, в рамках правового поля, с последующим мирным разделением Украины .
Вхождение новых дотационных территорий в состав РФ в ближайшем будущем выглядит сомнительно, учитывая множество проблем вставших перед РФ после присоединения Крыма и ожидаемую рецессию в первом полугодии 2014г. Следует понимать, что принятие в состав РФ политически незрелых, ДНР и ЛНР, к тому же находящихся в состоянии войны с Украиной, не поспособствует достижению единственно разумной цели России: стабилизации Украины и её экономической самостоятельности существованию в нейтральном политическом и военном статусе.
Источник
1 комментарий
Последнее предложение вызывает изумление :»Единственно разумной цели России: стабилизации Украины и её экономической самостоятельности существованию в нейтральном политическом и военном статусе».Они очень расходятся с целями всех кандидатов в президенты главное для которых вхождение в ЕС и НАТО.Тогда уместен вопрос мы прагматики или фантасты? Полагаем,что сила желания возобладает над реалиями? Наивно.