В Мире

Организация объединенных наци. «Правый сектор» Яроша и «Свобода» Тягнибока могут слиться в единую политическую силу

Лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош не исключает возможности слияния своей партии со «Свободой» Олега Тягнибока, которая после политического переворота на Украине входит в правящую коалицию.

— Я не исключаю, что «Свобода» и «Правый сектор» в будущем могут стать одной политической силой. В любом случае у нас нет никаких враждебных отношений, и мы можем в перспективе рассматривать любые конструкции: политические, партийные. Будем работать в том направлении, чтобы националистическое движение было полностью единым, — заявил Ярош в эфире «Первого национального» телеканала Украины.

— Дело в том, что для нас каких-то больших таких разногласий, конечно же, нет. Возможно, мы в каких-то вопросах, например, в экономическом блоке, занимаем другую позицию. Или в вопросах, например, насильственной украинизации, — добавил лидер «Правого сектора».

Эксперты «СП» скептически оценивают перспективы единого националистического движения. Однако, как показывает практика, на Украине возможно все. Например, кто мог предположить, что на парламентских выборах 2010 года «Свобода» получит в целом по Украине 10,44% голосов избирателей, ведь четырьмя годами раньше она набрала всего лишь 0,36%? Кто несколько лет назад мог представить, что националисты из общепризнанных политических маргиналов после победы Майдана почти мгновенно превратятся в главных заправил в украинских парламенте?

Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков, говоря о слияние националистических сил, сравнивает современную Украину с гитлеровской Германией.

— В свое время гитлеровская партия тоже была маленькой, и даже — карликовой. Потом она разрасталась, в том числе за счет правых сил, которые помогали ей сначала финансово, а потом становились непосредственно членами NSDAP (национал-социалистической рабочей партии Германии – прим. автора). Потом ее поддержал президент Гинденбург, который фактически отдал власть Гитлеру.

То есть, когда сливаются правые националистические силы, как правило, это дает дополнительный толчок к усилению правых, потом ультранационалистических, а затем и откровенно нацистских сил. Это мы видели на примере Германии, сегодня мы это видим на примере Украины.

Наверняка в слиянии «Правого сектора» и «Свободы» будут участвовать финансово-промышленные круги, которые все это проспонсируют. Такая подпитка даст еще больше возможностей для пропаганды их идей и через СМИ, и через боевиков, и через карательные операции. Такой шаг, кстати, невыгоден украинскому народу, потому что он получит ту власть, которую, выходя изначально на Майдан, видеть у руля страны не хотел.

— Если говорить об исторических параллелях, то раньше, когда сливались националистические движения, как решался вопрос о внутреннем лидерстве?

— Смотрите: была организация Эрнста Рема, которая помогала нацистам и выступала на первых ролях в качестве боевиков. Но потом Рема убрали, а лидером партии стал Гитлер. То есть, во главе националистов всегда встает человек, более изощренный и искушенный в политике, более наглый, агрессивный и хитрый в жизни. Я бы сказал — тот, у кого лучше нюх на власть. Гитлер, да и тот же Бандера, ради власти готовы были идти до конца.

По мнению крымского политолога Андрея Никифорова, «Свобода» на фоне «Правого сектора» в последнее время в значительной степени «просела» на политической сцене.

— Но «Правый сектор» тоже не сможет перетянуть всё на себя. Поэтому неонацистам нужен альянс, который будет функционировать под брендом «Правого сектора». То, что эти силы сливаются или могут слиться воедино – неудивительно. Знаете, в канализационных трубах потоки тоже сливаются. В результате получается дурнопахнущая, весьма ядовитая, но однородная масса. Вот что-то подобное может произойти и на Украине.

Я напомню, что «Свобода» — это всеукраинское объединение. То есть, партия создана из нескольких организаций. Так же и «Правый сектор», который объединил в себе несколько радикальных группировок – «Патриот Украины», УНА-УНСО, «Білий Молот» и «Карпатська Січ». Таким образом, и «Свобода», и «Правый сектор» сами по себе уже сложные структуры. Поэтому нет ничего удивительного, что они пытаются найти между собой точки соприкосновения.

Но здесь, как и всегда в украинской политике, на первый план выходит самый больной и острый вопрос – вопрос лидерства. Украинская политика глубоко персонифицирована, поэтому как уживутся в одной берлоге Ярош и Тягнибок, сказать трудно. Впрочем, это их проблемы, у нормальных людей много своих забот. В том числе, надо решить, что с этим отребьем все-таки делать.

Бывший советник (2006—2010) главы Секретариата президента Виктора Ющенко, политолог Вадим Карасев убежден, что заявление Яроша о возможном слиянии «Правого сектора» со «Свободой» напрямую связано с выборами 25 мая.

— У Тягнибока и Яроша полный провал на этих выборах. Рейтинг Яроша перед выборами — 0,7%, , Тягнибока — 1,5%. Поэтому для того, чтобы выжить в условиях послереволюционного времени, им надо объединяться. Иначе они сгинут оба. Вопрос в другом – кому это выгодно? Американцам — для того, чтобы правые подталкивали центристские власти к правому курсу? России, которой выгодно пугать российского обывателя правым экстремизмом в нашей стране? В любом случае будет интересный поворот в политике и в судьбе Украины…

Сейчас, видимо, украинцы сделали ставку на центризм. Они устали от радикалов. Обратите внимание: коммунисты тоже сходят со сцены. Симоненко даже снялся с выборов, его рейтинг всего 2% процента. Но и Тягнибок недалеко ушел…

В случае объединения «Правого сектора» со «Свободой» очевидно, что такое политическое движение может возглавить только Тягнибок. Потому что Ярош абсолютно неопытен в политике. Да и вообще он – человек случайный, «пузырь» медийный и политический, который раздула пропаганда. И который скоро лопнет, если уже не лопнул…

Однако глава украинского движения «Славянская гвардия» Владимир Рогов уверен, что лидер «Правого сектора» своё заявление сделал как для украинских радикалов, так и для их американских спонсоров.

— Это выгодно Ярошу по той причине, что любой призыв к консолидации сил накануне выборов дает бонус тому, кто его сделал. Чаще всего подобные мысли озвучивают не с целью объединения, а для того, чтобы показать электоральной базе, что их лидер готов к интеграции со своими идейными соратниками. Ясно, что Ярош и Тягнибок топчутся на одном ультраправом поле, которое на самом деле украинским народом не так широко поддерживается, хотя украинские СМИ в поте лица пытаются убедить нас в обратном. В реальности уровень поддержки этих политиков в народе колеблется в рамках статистической погрешности.

Поэтому для «своих» Ярош этим заявлением сказал: ради идеи я готов протянуть руку Тягнибоку, невзирая на наши разногласия. А такие разногласия часто выливаются в физические столкновения, которые происходят между «правосеками» и самообороной Майдана, представителями боевого крыла «Свободы».

Что касается внешней направленности слов Яроша, то для начала обратим внимание на следующий факт, о котором много писали СМИ. Так, визу для недавнего визита одного из координаторов «Правого сектора» Андрея Артеменко в Вашингтон оформлял лично посол США в Киеве Джеффри Пайетт. Тогда во время встречи госдепартамент предлагал Артеменко финансирование в пределах 5–10 млн. долларов. Кстати сказать, это не самые маленькие деньги для Украины. Особенно для такой маргинальной политической силы, как «Правый сектор»…

Всем известно, что США никогда не прощают политикам, которых они взрастили, стремления играть в собственную игру. Поэтому, на мой взгляд, заявление Яроша – это своего рода страховка от силового воздействия со стороны США, мол, я готов и к объединению, и к игре по тем правилам, которые ваш госдепартамент навязывает.

Здесь интересный момент: в мае этого года Обама встречался и с лидером сирийской оппозиции Ахмедом аль-Джарбой, который получил от американского президента еще 27 млн, причем до этого поддержка уже была оказана в размере 280 млн долларов…

Таким образом, получается, что для США сирийские боевики ценнее и важнее боевиков украинских. Это говорит, во-первых, об уровне эффективности экстремистов «незалежной», а, во-вторых, о том, что США сейчас на Украине делает больше акцент на рукопожатных политиков типа Порошенко, которого они уже назначили президентом Украины.

Заместитель председателя института стран СНГ Владимир Жарихин, говоря о перспективах единого националистического движения, считает, что при воплощении этой идеи в жизнь, неминуем конфликт с новым главой государства.

— Если они сольются, то получится неофашистская партия, которая будет иметь достаточно ограниченную популярность среди населения. Рейтинг Тягнибока с тех пор, когда «Свобода» в последний раз участвовала в парламентских выборах, упал, что называется, ниже плинтуса. На словах радикализм «Свободы» обыватели как-то поддерживали, но когда они увидели ее радикализм в деле, очень многие просто отвернулись.

Но я бы не стал категорично утверждать, что Ярош и Тягнибок – это политические трупы. Однако любой будущий президент Украины, независимо от того, признает его Россия или нет, будет обладать реальной властью в стране. И для него альтернативные вооруженные формирования будут помехой. Он будет стараться их разоружить. Думаю, неминуем конфликт нового главы государства с украинскими националистами. И достаточно жесткий.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.