Вызовы, стоящие перед Донецкой и Луганской народными республиками, — приняты. Жизнеспособность созданной Федеративной республики Новороссия (ФРН) во многом будет зависеть именно от скорости, а главное, успешности государственного строительства.
Защитись от хаоса — создай государство
На Украине по итогам государственного переворота, как мы уже неоднократно писали, произошёл демонтаж государства. Теперь все земли Украины, кроме Крыма, представляют собой территорию без государства с присущими ему атрибутами в виде налоговой, пенсионной, правоохранительной, здравоохранительной и прочих систем.
В Донецкой и Луганской народных республиках ситуация дополнительно усугубляется фактом состоявшихся референдумов. Народная воля, воплощённая в голосовании, превращает власть из региональной в местную. Иными словами, «безвластие» (если рассматривать ситуацию через украинский фокус) наступает тут гораздо раньше.
Ключевой целью для республик является обеспечение безопасности. Всё остальное в условиях внешней агрессии и разгула криминалитета отходит на второй план. И, осознавая вызовы, руководство республик начало процесс государственного строительства.
Создание органов государственного управления
В силу лучшей организации и большей угрозы безопасности процесс создания органов государственной власти оказался более успешным на территории ДНР. Так, в первую неделю после референдума в ДНР разработана конституция и созданы:
1. Верховный совет, состоящий из 150 депутатов;
2. Совет национальной безопасности;
3. Кабинет Министров;
4. Министерства.
В Луганске же пока нет явных успехов в деле выстраивания органов, неподконтрольных киевской власти. Всё пока сводится к попыткам усмирить криминалитет и привлечь на свою сторону хозяйственников. Отчасти виной этому стал сам характер восстания в области: освободительное движение началось снизу, без координации с местными политиками, понимающими принципы функционирования органов государственной власти. Таким образом, в связке ДНР и ЛНР, составляющих ФРН, Луганск оказывается в положении ведомого субъекта.
Ключевыми задачами (помимо процесса объединения) являются:
1. Создание полноценной армии для противостояния Киеву;
2. Реанимация правоохранительных органов, усиление их ополченцами и борьба с криминалитетом;
3. Очистка новых органов власти от лояльных олигархату политиков и чиновников;
4. Устранение противоречий между ЛНР и ДНР, а также их представителями;
5. Национализация активов олигархов и разворот бюджетных потоков в сторону Донецка и Луганска.
Ни о какой полноценной работе донецкого Минобразования или создания аналога пенсионного фонда говорить не приходится: для их функционирования просто нет денег, кадров и времени.
Дополнительно ситуация усугубляется тягой руководства республик к вечевой демократии: решение о переподчинении пунктов пропуска на границе ДНР с РФ принималось на митинге, аналогичным образом в ЛНР принято решение о назначении своего главы МВД. Подобный способ принятия решений был актуален при недостатке легитимности до проведения референдумов. Теперь же решения необходимо принимать быстро и чётко, не ожидая народного одобрения по воскресеньям.
И если кадровые вопросы ещё кое-как решаются, то куда сложнее и неоднозначнее ситуация с моделью экономики в республиках.
Признает или не признает: вот в чём вопрос
Возможность построения независимой от Киева экономики на базе ДНР и ЛНР напрямую зависит от признания Россией данных государственных образований. Признание в данном случае тождественно открытию рынка России для товаров из Донбасса.
Таким образом, есть два сценария развития экономики ФРН.
Сценарий № 1: Признание со стороны России. В таком случае РФ открывает свои рынки и соглашается покупать донбасские товары. Следовательно, придётся или создавать свою валюту, так как Киев оставит Донбасс без гривны, или же вводить в оборот российский рубль, а затем отстраивать свою налоговую, таможенную системы, привлекая российских управленцев. Предприятия будут национализированы. Остро встанет вопрос с кадрами: большинство предприятий Донбасса так или иначе принадлежат олигархам, управляют же ими нанятые менеджеры. При национализации предприятия данные кадры покинут рабочие места. Придётся находить новые рынки сбыта и налаживать кооперационные связи с альтернативными, не украинскими, поставщиками сырья и товаров.
Сценарий № 2: Нет признания — нет рынка и экономики. Своих кадров для создания худо-бедно функционирующего государства при отсутствии поддержки из России у Новороссии нет. Слишком масштабна задача, а делу государственного строительства не учат ни в одном из украинских вузов, мало того, немногие чиновники обладают подобными навыками.
Пока же Российская Федерация ограничилась простой констатацией факта успешного проведения референдума. Признать ДНР и ЛНР — означает с головой погрузиться в омут последовавших бы после признания проблем. Во-первых, Россия оказывается втянутой в гражданскую войну на Украине и будет вынуждена если не брать на себя ответственность за деятельность ополчения, то отвечать на упрёки Запада в поддержке ФРН. Запад же получит отличный шанс обвинить Россию во всех смертных грехах вплоть до поддержки терроризма. Наш противник такой шанс не упустит. Потому, полагаю, признания не будет. Не будет и экономики на Донбассе, а значит…
Война до победного конца и точка
Экономика Донбасса умрёт, впрочем, как и экономика Украины. Шахтёрам больше не придётся вести переговоры с администрацией шахт о повышении заработной платы, так как производство остановится. Аналогичная ситуация будет во всех сферах экономики. Произойдёт ли это по внутренним причинам или же Киев объявит дефолт после выборов — не суть важно. Важно то, что ополчение под командованием Стрелкова получит при таком варианте развития событий массу новых бойцов, у которых не будет никакого варианта, кроме войны на передовой за лучшее будущее.
Запасы продовольствия и топлива на Донбассе быстро иссякнут, и во весь рост встанет проблема гуманитарной катастрофы. Впрочем, до неё может и не дойти при наличии в границе «окон», через которые пойдёт поставка всего необходимого.
В таком случае гражданская война на Украине остаётся проблемой жителей самой Украины, ну и, естественно, соседних государств. В Восточной Европе же возникает своё Сомали размером в 600 на 900 км, на территории которого будут определяться контуры будущего миропорядка.
А гражданам Украины предстоит пройти курс излечения от безразличия к своему будущему и погрузиться в пучину хаоса.