Что делать России, если украинский газопровод будет взорван боевиками Яроша
«Украинская сторона согласилась взять в проработку, если так можно сказать, для согласования с руководством Украины вопрос о том, что на этой неделе будет заплачено 2 миллиарда долларов за поставку газа. Ну, это хотя бы что-то. Россия ждет, что Украина до пятницы погасит часть долга», — заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер в интервью телеканалу «Россия 24».
Однако, киевские власти, едва посулив России двухмиллиардную долларовую «морковку», тут же отказались от своих слов. Мало того, их риторика стала жесткой, как никогда в последние недели.
«Мы хотим услышать ответ от России в вопросе возвращения Украине 2,2 миллиарда кубических метров газа, которые Россия украла через «Черноморнефтегаз» на территории Автономной Республики Крым. А это ни много ни мало по цене российского Газпрома 1 миллиард американских долларов», — цитирует РБК слова премьер-министра Украины Арсения Яценюка.
Представители НАК «Нафтогаз Украины» заявили о том, что прошедшие в Берлине переговоры не дали результата из-за «неконструктивной позиции» России.
На первый взгляд, ничего нового. Очередные «газовые препирательства» Киева с целью, как можно больше сбить цену за российский газ и оттянуть неприятный момент платить по счетам. Однако на этот раз они идут на фоне гражданской войны на Востоке Украины, которая с каждым днём становится всё более ожесточённой и кровавой.
В этой связи посулы Украины заплатить за газ наводят на мысль, что таким образом киевская хунта пытается удержать Россию от «слишком решительной помощи» Донбассу, а на самом деле платить никто не собирается.
Мало того, ситуация на Востоке Украины выходит из-под контроля любой власти, и не исключено, что найдутся «майданутые» активисты, которые попытаются воплотить в жизнь угрозу экс-кандидата в президенты Украины Дмитрия Яроша «взорвать газопровод».
Готова ли к такому повороту событий Россия и сколь велики будут при этом экономические потери?
— От действий украинских переговорщиков на самом деле попахивает шантажом, — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – Но причина жёстких заявлений несколько иная. Многие из действующих переговорщиков по газу с украинской стороны – списанные лётчики. Порошенко скоро заменит их, скорей всего.
Поэтому они не уполномочены принимать важных решений. То, что Украина в итоге заплатит – велики есть. Я бы даже сказал, что они велики. Конечно, процесс этот может затянуться. Важно, что Еврокомиссия сейчас заняла российскую позицию в отношении последовательности решения проблемы – сначала выплата задолженности Украины по газу, а потому уже переговоры о новой цене голубого топлива. Так как ЕС сейчас один из спонсоров киевского режима, я думаю, к его мнению Украина внимательно прислушается.
Что касается шантажа, то подобный стиль ведения переговоров, к сожалению, стал нормой для украинской стороны уже много лет назад.
Вариант, что Украина опять включит «заднюю скорость», сильно затянет переговоры о цене за газ, маловероятен. Такое поведение ударит, в том числе и по самой «незалежной». Тот же Евросоюз может проявить большое недовольство по этому поводу.
— Почему в таком случае у Яценюка появился такой жёсткий тон в переговорах с Россией?
— Украина всегда ведёт себя подобным образом: чем хуже дела в экономике, тем более грозные заявления в адрес России звучат из Киева. Ультиматумы «Газпрому», так или иначе, ставили практически все правительства «незалежной» за последние 10 лет. Нам постоянно грозили судами, арестами имущества и т.д. Это такой стиль ведения переговоров стороны, которая чувствует себя слабее. То есть всё как в «пацанских» разборках – слабый пытается запугать «крутыми» друзьями и громким голосом. Но мы уже не раз это проходили, и на этот раз тоже, надеюсь, не испугаемся.
— Однако на этот раз переговоры по газу идут на фоне настоящей войны на Востоке Украины. Если мы вынуждены будем ввести войска, как изменится ход переговоров «по газу»?
— Я бы разводил эти два вопроса. Пока, кстати, и будущий президент Украины Пётр Порошенко не склонен политизировать газовый вопрос. Конечно, ввод российских миротворческих сил на Донбасс вполне может стать поводом для очередной затяжки переговоров. Они поставят вопрос о «компенсации» за потерянные территории или найдут ещё какой-то предлог не платить.
— Что в таком случае может произойти?
— Мы это уже проходили. В конце концов, мы прекратим поставки газа для Украины, а она начнёт выбирать тот газ, который идёт в Европу. Потом начинаются классические трёхсторонние разборки с участием ЕС, кто прав, кто виноват. Естественно, что, чем ближе будет зима, тем сильнее будут накаляться страсти. Поэтому, сомневаюсь, что новое руководство Украины захочет загонять страну в такое положение, из которого не так много выходов.
— Однако ситуация может просто выйти из-под контроля любых властей, в том числе киевских. Есть ли у нас какая-то подстраховка на тот случай, если, скажем, найдутся неадекватные группировки в том же «Правом секторе», которые взорвут газопровод?
— Заявления «неадекватных людей» о том, что они собираются взрывать газопровод, мы уже слышали. Но они таким образом навредят не столько России, сколько самой Украине, поскольку оставят многие предприятия без газа. Не говоря уже о том, что такой «неадекват» сильно не понравится Европе.
— Это рассуждения с позиции логики. Однако, логичные доводы сегодня на Украине многие не слышат… Страна на грани хаоса. Мы сможем с помощью «Северного потока» и газопровода на территории Белоруссии как-то смягчить свои потери от прекращения поставок через Украину?
— Да, именно смягчить. Есть сценарий, который уже прорабатывался. Мы увеличиваем пропуск газа по «Северному потоку», потом по европейским трубопроводам газ закачивается в газовые хранилища Европы по максимуму. Таким образом, создаётся резерв газа на некоторое время. Но это выход – самое большее на полгода. При этом надо понимать, что любой даже не очень длительный перебой поставок газа сильно аукнется с наступлением холодов. Это сложный технологический процесс и за один день поставку всего необходимого Европе голубого топлива не произведёшь, при всём желании.
— Украине европейцы дали денег и сказали: «Расплатитесь с «Газпромом», — говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Украинцы не хотят этих денег отдавать России, а хотят тратить на то, что считают нужным. Поэтому и начинается выдвижение разных условий. Дескать, 2 миллиарда долларов – это будет предоплата за будущие поставки. А за прошлое – суд ещё покажет, должны мы вам или нет.
Что касается Донбасса, то тут напрямую никто не говорит о каком-то торге. Хотя косвенно происходящее там, я думаю, сказывается на переговорах.
— Почему в последние дни со стороны украинских политических деятелей звучат столь жёсткие заявления в отношении России по газовому вопросу?
— А что им остаётся? Они озвучивают ту позицию, которая, прямо скажем, выгодна их заокеанским хозяевам. США заинтересованы в жёсткой конфронтации России и Украины. А как это отразиться собственно на Украине и рядовых украинцах, американцев мало волнует.
— Могут ли радикалы, не подчиняющиеся Киеву, взорвать трубопровод в Европу и каковы будут последствия?
— Надо понимать, что людям непосвящённым полностью взорвать трубопровод довольно трудно. Он состоит из нескольких ниток. Надо знать, какие трубы магистральные, какие – периферийные и т.д. У отмороженных радикалов на это точно не хватит мозгов. Это должен быть инженер, который знает систему изнутри. При этом в таком повороте событий не заинтересованы ни в России, ни на Украине. Потому что даже члены «Правого сектора» прекрасно понимают, что тут же трубопровод попытаются взять под контроль ЕС и Россия.
— То есть вариант подрыва украинского газопровода, и прекращения транзита надолго исключён?
— Этого исключать нельзя ни в коем случае. Поскольку надо понимать, что есть разница между Европой и США. Европейцы, хотя и находятся в политическом аспекте под контролем США, но за свои экономические интересы держатся довольно жёстко. Если европейские компании лишаться дешёвого российского газа, они будут использовать все возможные рычаги давления на свои правительства, чтобы ничего подобного больше не повторилось. Американцам, со своей стороны, выгодно раздувать конфликт до такой степени, чтобы на Украине взрывались газопроводы. Это позволит им в ещё большей степени держать в зависимости Старый Свет. Поэтому, повторяю, исключать ничего нельзя.
— Велики ли будут наши потери, если сработает наихудший сценарий?
— По итогам прошлого года около половины всего газа, поставленного в Европу, шло через территорию Украины. Надо понимать, что зимы в этом году практически не было, поэтому в европейских хранилищах осталось довольно много газа. И в ближайшие месяцы Европа могла бы вообще обойтись без нашего газа. Но если европейцы встретят наступление холодов с пустыми газохранилищами, проблемы будут уже зимой. Рассчитать потери России в данном случае очень сложно, потому что всё зависит от сцепления множества факторов. В любом случае, речь идёт о миллиардах долларов.