Нацгвардия Украины применила разрывные боеприпасы при обстреле жилого сектора в Луганской области, заявили представители местного ополчения. Если это правда, речь идет о тяжелом международном преступлении. Как разрывные пули, которые не производились в СССР, могли оказаться на Украине?
Ополченцы Луганской народной республики заявляют, что украинские вооруженные формирования применили при обстреле населенного пункта Рубежное разрывные пули, запрещенные международными соглашениями.
«По жилому сектору начали стрелять разрывными пулями. Люди попрятались по подвалам», – сказал представитель ополчения, слова которого приводит РИА «Новости».
«Видимо, Нацгвардия не знает, что разрывные пули запрещены международной конвенцией»,– добавил он. По словам ополченца, в результате этого обстрела обошлось без пострадавших.
Разрывные пули содержат внутри оболочки взрывчатое вещество, при попадании в человека взрываются и наносят ранения, как правило, несовместимые с жизнью. Еще в XIX веке применение таких боеприпасов было признано не обусловленным военной необходимостью, а страдания и увечья, наносимые без необходимости, – варварством. Этот тип боеприпасов, а также некоторые другие (например, расширяющиеся или экспансивные, о применении которых также заявляли ополченцы Юго-Востока Украины) были запрещены Гаагскими конвенциями и декларациями. Кроме того, зачастую разрывными пулями называют экспансивные и фрагментирующие пули, которые также запрещены.
В пресс-службе украинской Нацгвардии от разрывных пуль поспешили откреститься. «Нацгвардия не имеет на вооружении никаких разрывных пуль, обычные пули есть», – заявил представитель пресс-службы.
Однако жители и ополченцы Донбасса уже не первый раз свидетельствуют о применении запрещенных боеприпасов участвующими в карательной операции боевиками. Еще в апреле сторонники федерализации остановили в Славянске автобус с иностранными дипломатами, поскольку их сопровождали офицеры украинского генштаба. Как заявлял в интервью «народный мэр» Славянска Вячеслав Пономарев, в автобусе был обнаружен «экспансивный боеприпас», запрещенный международной конвенцией к использованию (пуля «дум-дум», расширяющаяся после столкновения, так же как и разрывные, такие боеприпасы запрещены конвенцией). «Так что все в порядке, все задержаны правильно. Теперь мы будем разбираться», – заверил Пономарев.
В мае в репортаже телеканала НТВ ополченцы Славянска рассказали о боеприпасах, найденных после обстрела их блокпоста снайперами. Они утверждали, что это разрывные пули, вероятно, немецкого производства.
«Такими боеприпасами обстреливают нас со стороны Карачуна, они отличаются от боеприпасов украинской армии. Те, которые мы нашли здесь, наносят максимальное количество увечий, заходят в тело и разрывают плоть изнутри. Нас обстреливают из западного оружия, то есть наши винтовки не могут стрелять по дальности, они нас могут обрабатывать с двух километров такими боеприпасами», – рассказал один из ополченцев.
Генерал-полковник Анатолий Ситнов, занимавший в 1990-е годы должность замминистра обороны, начальника вооружения Российской армии, заявил, что разрывные боеприпасы не разрабатывались советской промышленностью и на оставшихся с советских времен складах их быть не могло.
«В советское время промышленность выпускала: бронебойные пули, зажигательные, трассирующие, с тяжелым сердечником, с легким сердечником и повышенной скорости. Все. Гаагской конвенцией запрещено применение пуль типа «дум-дум» и разрывных. Главное условие: пуля не должна делиться на фрагменты в теле пораженного противника. Должна быть «гуманная пробоина»– пробили тебя, и все. А когда она разрывается, перемалывает грудную клетку человека, это называется варварство»,– сказал он.
«У тех армий, которые пользуются советским и российским вооружением, разрывных пуль нет. Советское правительство и российское правительство вплоть до настоящего времени не применяет разрывные боеприпасы в стрелковом оружии»,– добавил генерал.
«Эти боеприпасы могут быть в наличии у подразделений, не входящих в вооруженные силы»,– отметил Ситнов. «Их может применять частная военная компания: она не подпадает под Женевскую конвенцию. Даже если их взяли в плен и расстреляли, за это ничего не будет, потому что они не могут носить статуса пленного, они не представляют государства. Нацгвардия, наемники могли получить из-за рубежа такие боеприпасы»,– считает он.
По мнению зампредседателя комитета Госдумы России по обороне Франца Клинцевича, зарубежные боеприпасы с разрывными пулями могли попасть на территорию Украины из Грузии или через Польшу.
«Вообще надо понимать, сегодня у украинской армии успех есть оттого, что там работают иностранные представители. Не исключено, что подобные вещи там ввозятся. Но если это пришло из Грузии или через Польшу, то это, как правило, какие-то секретные договоренности. Поставки могли быть через спецслужбы и только на вооружение этих ортодоксов-националистов из «Правого сектора», потому что армии запрещено иметь такие боеприпасы на вооружении»,– сказал депутат.
Клинцевич, возглавляющий Российский союз ветеранов Афганистана, отметил, что во время афганской войны отмечались случаи применения моджахедами разрывных пуль против военнослужащих Советской армии, но «это не распространенная практика».
«После попадания такой пули люди практически не выживают. Она разрушается при столкновении, и из одного получается четыре поражающих элемента»,– отметил он.
По словам парламентария, заявления о применении запрещенных боеприпасов необходимо проверить, но, если эта информация подтвердится, он намерен привлекать к этому внимание международной общественности.
«Меня это заинтересовало, и я обращу внимание на эту проблему. К сожалению, пока у меня нет фактов, подтверждающих заявления о применении этих пуль. Все надо проверять, чтобы мы не поддались на специально организованную провокацию. Они (зарубежные спецслужбы) ведут нечестную игру, с ними нельзя вести серьезный разговор без проверки. К сожалению, мы поставлены в такие условия, причем не украинцами, а зарубежными спецслужбами, которые не очень довольны завершающим этапом своей операции. Так называемая операция «Украина» у них пошла не по плану. Они проигрывают», – заключил Клинцевич.