Новоизбранный президент Петр Порошенко продолжает курс прежней майданной команды. Согласно нему, Украине отводится роль безрассудного геополитического камикадзе, который, прежде чем погибнуть за чуждые евроатлантические ценности, должен нанести максимальный ущерб России. Как сообщил в эфире «Русской службы новостей» заместитель министра обороны Юрий Борисов РФ, Киев отказывается поставлять уже проплаченную оборонную продукцию.
«Фактически на таможне скопились грузы, в большинстве случаев оплаченные и проавансированные до 80%, которые мы не можем получить», рассказал замминистра обороны. Подчиненный Сергея Шойгу также напомнил, что киевские власти еще в марте наложили запрет на поставку военной техники и комплектующих для предприятий российского ОПК. В первую очередь, под удар попадают межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), а именно – Р-36М2 «Воевода», известная на Западе как «Сатана», и авиадвигатели.
А недавно назначенный советником главы Украины Каха Бендукидзе лишний раз доказал, что Михаил Саакашвили не зря пригласил его на работу министром экономики, после того во внешней политике Грузии произошел антироссийский разворот. Оказавшись на майданной Украине в роли советника президента Порошенко, он назвал прекращение поставок в РФ «стратегически правильным решением». «Если этого не сделать, не закрыть поставку вооружения на российский рынок, то это просто глупо», – добавил беглый консультант Мишико.
Помимо поставок, которые затронут стратегические ядерные силы РФ и военную авиацию, Киев грозит «ослепить» и ракеты российского производства. Речь идет о системах наведения для других МБР – SS-25 «Тополь» и SS-19, которые производятся в Харькове. Помимо этого, Россия может недополучить 20% природного урана, который используется в российской гражданской и военной ядерной отрасли. Этот объем поставляется предприятием в Желтых Водах.
Приостановка военно-технического сотрудничества между Москвой и Киевом может создать нам проблемы только в краткосрочной перспективе, считает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.
– Интересно, что когда к власти на Украине пришел г-н Ющенко, ситуация складывалась похожим образом. Тогда никто не озаботился проблемой импортозамещения: решили, как-нибудь договоримся. Но сейчас ситуация такова, что политические соображения ставятся украинской стороной выше экономической выгоды. К такому развитию событий нужно было быть готовыми еще вчера. Тем более, что сигналы уже были.
– В каком сегменте мы наиболее зависимы от продукции украинской «оборонки»?
– В частности, пострадает военно-транспортная авиация. На сегодняшний день «Русланы» это уникальное средство по перевозке крупногабаритных грузов. Аналогов ему в мире нет. С одной стороны, они не так уж часто задействованы. С другой, бывают ситуации, когда без них не обойтись. Конечно, наши компании, которые эксплуатируют «Русланы» будут нести убытки. Но киевское руководство фактически «рубит сук, на котором сидит». Ему и так не хватает денег. «Антонов» зарабатывал исключительно на грузоперевозках. Все остальное шло в убыток. Средний транспортник АН-70 был заложником российско-украинских отношений. Когда они были на высоте, говорили, что самолет вот-вот доведут до ума. И скоро начнутся закупки. Когда в отношениях начинались проблемы, риторика резко менялась. Правда, Минобороны РФ особо не нуждалось в этом самолете. Учитывая характер современных боевых действий, можно спокойно обойтись без такого транспортника. Хотя, у него есть уникальные возможности. Например, садиться на короткие, неподготовленные полосы.
– Есть ли у нас подобные разработки?
– С транспортной авиацией у нас не так плохо. Например, «Ильюшин» может потянуть такие разработки. Минобороны РФ уже заключило контракт на поставку 39 самолетов Ил-476. Это еще докризисная попытка избавиться от зависимости наших Вооруженных сил от Украины.
– Насколько незаменима для наших авиаторов и вертолетчиков продукция «Мотор Сич»?
– Пока мы сохраняем достаточно высокую зависимость. Фактически вся вертолетная техника, которая создается и уже эксплуатируется, работает на двигателях «Мотор Сич». Одних только ударных боевых вертолетов по программе вооружений Россия намерена построить 1000 единиц до 2020 года. Это огромная цифра. Недавно был построен завод компании «Климов» в Ленинградской области. «Петербургские моторы» позиционируются как «наш ответ «Мотор Сич». Но даже при серьезных вложениях, эти мощности позволяют давать максимум половину от того, что нам нужно. Так «Климов» пока не может в полной мере восполнить возникшую брешь. С другой стороны, руководство «Мотор Сич» само не заинтересовано в том, чтобы прерывать сотрудничество.
– Едва ли это веский аргумент для майданных властей, поведение которых определяют совсем другие мотивы.
– Это сложный вопрос. Не думаю, что новоизбранный президент захочет восстановить против себя еще и Запорожскую область. Угробить конкурентоспособное производство, конечно, нетрудно. Проблема в том, что увольнение разом 28-ми тысяч человек только подольет масла в разгоревшийся социальный огонь на Украине. Это еще не считая людей, которые косвенно кормятся с производства авиадвигателей. Нетрудно себе представить, как они отреагируют. Это будет еще один очаг напряженности. Тем более, что отношение подавляющего большинства жителей Украины к происходящему в Луганске и Донецке я бы назвал «вооруженным нейтралитетом». Причем, общественное мнение все больше склоняется в пользу Юго-Востока.
– Какие еще технологические цепочки между РФ и Украиной находятся под угрозой?
– Мы в достаточно высокой степени зависим от поставок газотурбинных установок, которые производятся на предприятиях компании «Зоря-Машпроект». Речь идет о двигателях для надводных кораблей. Мы сейчас как раз активно пытаемся усилить черноморскую группировку в связи с воссоединением России и Крыма. Так что это потеря в контексте нашего огромного гособоронзаказа.
– Есть ли ниши в продукции ОПК, где мы неуязвимы?
– Например, танковое производство у нас свое. В плане производства истребителей мы по многим аспектам не зависим от Украины. Зато, испытываем зависимость от других зарубежных партнеров, с которыми в свете последних событий у нас тоже начинаются проблемы. Самое уязвимое место это авионика. Здесь у нас серьезные контракты с французами. К своей чести Париж занимает довольно четкую и внятную позицию. Стремясь не потерять нас, как экономических партнеров.
Тем не менее, США и НАТО давят на них, как понятно из истории с продажей «Мистралей». С Францией у нас также есть совместное производство тепловизоров для наших танков. Год назад я был на этом предприятии. Французы радовались тому, что наше сотрудничество продвигается. Сегодня эти контракты находятся под вопросом. В результате растет возмущение по поводу вмешательства США и НАТО.
– Производство авионики никогда не было нашим коньком. Какой выход можно найти из этой ситуации?
– В критической ситуации всегда нужно искать нестандартные ходы. Вице-премьер Дмитрий Рогозин справедливо обращает внимание, что украинский оборонно-промышленный комплекс производит продукцию 70-80х годов. То есть эксплуатирует еще советские разработки. Зачем восстанавливать морально устаревшее производство в РФ, когда проще и разумнее сделать что-то новое.
– А соответствующий потенциал для этого имеется? Пока действительно инновационные разработки вроде истребителя пятого поколения Т-50 или «Булавы» даются нашей «оборонке» с большим трудом и переменным успехом.
– Россия это великая страна. И это не пафос, а констатация факта. В критические моменты наша научная и конструкторская мысль порой творит чудеса. Уже прозвучала цифра, что нам необходимо три года, чтобы создать мощности по импортозамещению только по украинскому направлению.
– Насколько реально приобретать нужную технику или комплектующие через третьи страны. Например, через Китай, который скупает по всему миру лицензии на выпуск военной продукции.
– Тогда мы попадем в еще большую зависимость. Мало нам Украины, что ли. В политическом и военном истеблишменте и так растет обеспокоенность по поводу увеличения зависимости от военного импорта. С одной стороны, это отражает общемировые тенденции. Сегодня уже никто не производит в одиночку всю номенклатуру военной продукции. Так или иначе, все идут на кооперацию. Тем более, что это гораздо дешевле. И мы здесь не исключение. Но ключевые производственные компоненты необходимо удерживать под собственным контролем. Что доказывает нынешняя ситуация.
Для того, чтобы решить проблему с двигателями, у нас даже была создана специальная вертикально интегрированная структура – «Объединенная двигателестроительная корпорация». С какой стати сегодня, в критической ситуации мы должны наступать на те грабли, которые способствовали ее возникновению?
– Может ли Россия подготовить симметричный ответ Киеву? В конце концов, мы занимаем львиную долю мирового рынка титана, необходимого для авиапрома. Боевые машины, которые с воздуха «утюжат» Юго-Восток, тоже произведены российскими компаниями.
– Это вертолеты и самолеты советской сборки. В течение 23 лет украинское руководство активно уничтожало собственную армию. Не было модернизации, не проводились учения. Соответственно, сегодня в рамках т.н. АТО задействовано все, что только может летать и ездить. Ополченцы понемногу уничтожают эти остатки военной техники, а восполнить потери будет достаточно сложно. Когда в зоне боевых действий оказались вертолеты в раскраске ООН, это был вопиющий случай. В свое время их использовали для миротворческих миссий в Африке.
Что касается титана, то основной его потребитель это США. На Украине производства как такового уже давно нет. Основная специализация это поставка комплектующих и обслуживание старой техники. Для ремонта и модернизации много титана не требуется.
– Какие цели преследует Киев, а, точнее, стоящие за ним силы, вводя военно-техническое эмбарго?
– Ведущую роль играет политический фактор. Запад использует Украину для того, чтобы нанести удар по военно-промышленному потенциалу России. Сегодня практически весь украинский бюджет и иностранные денежные транши уходят на т.н. «антитеррористическую операцию». Плюс придется погашать газовый долг перед Москвой. Хотя эти деньги нам придется буквально выгрызать. Что касается поддержания обороноспособности, то такой задачи, по-видимому, уже не стоит. Не случайно Порошенко заявил, что Украина нуждается в помощи со стороны НАТО. С другой стороны, членство в альянсе Киеву по известным причинам не светит.
В краткосрочной перспективе Россия понесет экономические потери на импортозамещении. Но Украина теряет гораздо больше. Пару лет без поставок в Россию и украинский ОПК тотально деградирует. В странах НАТО его продукция не востребована (хотя бы по причине других стандартов). С Китаем вариант не пройдет. Пекин больше ориентируется на Москву, чем на Киев. Хотя бы в силу их несопоставимого геополитического и экономического веса. Рисковать российско-китайскими выгодными контрактами ради Украины никто не будет. Кстати говоря, поставлять на Украину вооружение НАТО едва ли решится. Это даст России серьезный козырь в той геополитической игре, которая разворачивается вокруг Украины. Открытая поддержка Западом одной из сторон гражданского конфликта в этой стране приведет к очень серьезной конфронтации. Потому что тогда американское оружие будет убивать жителей Юго-Востока.
Введенный майданным руководством запрет на ремонт и техническое обслуживание ракет РС-20 (Воевода/Сатана) способен доставить временные трудности с точки зрения поддержания нашего стратегического ядерного потенциала, указывает советский и российский учёный-ракетостроитель, ректор Военмеха в 1987—2002 гг. Юрий Савельев.
– По совокупности тактико-технических параметров это до сих пор самая мощная МБР в мире. Последняя такая ракета была произведена в днепропетровском КБ «Южное» в 1990 году. Срок их эксплуатации неоднократно продлевался, сейчас на боевом дежурстве осталось примерно 50 штук. При этом заводской гарантийный срок составляет 12 лет. Это жидкотопливная ракета, которая заправлена агрессивными топливными компонентами и окислителем. Получается, эти ракеты выслужили уже два срока. Их дальнейшая эксплуатация уже опасна для личного состава. Тем не менее, было намерение продлить срок эксплуатации еще на восемь лет. До сих пор комплектующие изготавливались на «Южмаше», плюс специалисты с предприятия занимались техническим обслуживанием уже имеющихся комплексов.
– К чему это может привести?
– К тому, что нам придется демонтировать оставшиеся 50 единиц Воеводы в течение ближайших 3-5 лет. На смену им придет российская PC-24 «Ярс». Это твердотопливная ракета с разделяющейся головной частью с тремя боеголовками. К тому же речь идет о маневрирующих ядерных зарядах. Это большой шаг вперед, вряд ли у кого-то сегодня есть нечто подобное. Но РС-24 мы выпускаем не так много. Компенсировать да 3-5 лет выпадающие 50 ракет не представляется возможным. Это нанесет серьезный, хотя и не критический удар по нашей оборонной достаточности. Есть планы увеличить производство «Ярсов» на Воткинском заводе в полтора раза. В таком случае мы сможем компенсировать выбытие старых систем, которые все равно через восемь лет пришлось бы демонтировать.
По словам бывшего главкома ВВС Петра Дейнекина угроза Киева разорвать связи с Москвой в военно-технической сфере, что больнее всего ударит по самому украинскому ОПК, вызывает у него удивление.
– По-настоящему меня задевает и, я бы даже сказал, возмущает, другое. То, что украинские военнослужащие, проходившие боевую подготовку в наших учебных заведениях, сегодня командуют боевой авиацией, которая наносит т.н. «высокоточные» удары по гражданским объектам и по мирному населению. Что уже привело к большому количеству жертв.
Проблема поставок украинских комплектующих предприятиям российского ОПК стоит не на первом месте. Всякого рода «Бендукидзе» приходят и уходят, а общая история и экономические связи между двумя странами остаются. В рамках СССР действительно существовала теснейшая кооперация республик в оборонной промышленности. Например, комплектующие для знаменитых «Русланов» (АН-148, АН-158) и других «антоновских» машин изготавливались на сотне предприятий бывшего СССР. Включая нынешние российские производства. Не думаю, что заводы «Мотор Сич» играют ключевую роль и незаменимы в этом конгломерате. Грузинский товарищ, который стал советником майданного «вождя» еще не созрел для того, чтобы давать такие распоряжения. Потому что от этого зависят судьбы сотен тысяч человек, которые работают в тесной кооперации с Россией.
– Насколько реально решить проблему импортозамещения в такой высокотехнологичной сфере?
– Я уверен, что здравый смысл все же победит. И мы возродим те традиционные связи между российским и украинским авиапромом, которые нарабатывались десятилетиями. Украинскому руководству не привыкать «вставлять нам палки в колеса». Ни с одним государством из числа бывших республик Советского Союза у нас не было таких проблем при разделе военного имущества и техники, как с Украиной. Те же прибалты сами все отдавали, лишь бы мы поскорее ушли. С Казахстаном, Белоруссией и другими республиками либо вообще не было проблем, либо ситуация разрешалась цивилизованно. Потому что только таким образом можно было выжить в той непростой ситуации. И только украинская сторона вела себя предельно жестко.
Подыгрывая США, Киев тогда уничтожил стратегическую авиацию на собственных аэродромах. Нынешний президента США Барак Обама в свое время посещал базу стратегических бомбардировщиков в городе Прилуки (Черниговская область). Тогда американцы не пожалели инвестировать большие средства в то, чтобы уничтожить эти самолеты. Сегодня Вашингтон опять разыгрывает ту же самую карту, чтобы нанести удар по российской авиапромышленности. Россия без производственной базы не останется. Тем более, что у нас происходит активное технологическое перевооружение авиапрома. Через некоторое время наши самолеты и вертолеты будут летать на отечественных моторах, которые по надежности и экономичности не уступят тем изделиям, которые выпускает «Мотор Сич». Так что пусть киевские власти перестанут нас шантажировать, а лучше сядут за стол переговоров. Такие вопросы нужно решать трезво, по-деловому, в интересах обеих сторон.