Без этого все украинские солдаты, воюющие на Юго-Востоке Украины, являются преступниками
И. о. замглавы администрации президента Украины Андрей Сенченко убежден, что в Донецкой и Луганской областях необходимо ввести военное положение.
— Я думаю, что новый президент ответственно отнесется к своей роли как президента, гаранта конституции, верховного главнокомандующего. Он в этой роли будет в субботу. Думаю, что он воспримет ситуацию на Донбассе как военную агрессию и введет военное положение на территории Донецкой и Луганской областей, — заявил Сенченко. Отметив, что режим антитеррористической операции (АТО) уже исчерпал свои возможности по нейтрализации ополченцев.
С таким же «решительным» заявлением выступил один из лидеров Майдана, глава националистической партии «Свобода» Олег Тягнибок.
— Требуем от Верховной Рады введения военного положения в Донецкой и Луганской областях, а также добровольной эвакуации населения данного региона, — объявил он, добавив, что его партия уже подготовила и внесла в Раду соответствующий законопроект.
— Также необходимо на государственном уровне перекрыть все границы с Россией, отменив с федерацией (РФ – прим. автора) безвизовый режим, — заметил Тягнибок.
Фракции «Батькивщина» тоже поддержала идею введения военного положения в Луганской и Донецкой областях, но с оговоркой, что решение зависит от новоизбранного президента Порошенко.
Правда, и.о. президента и спикер парламента Александр Турчинов критично отнесся к этой идее, отметив, что военное положение ничего не решит. Однако вероятность того, что Петр Порошенко может ввести военное положение на Юго-Востоке Украины, есть. В пользу этого говорит тот факт, что сразу же после выборов президента, прошедших 25 мая, вроде бы приостановленная активная фаза АТО возобновилась вновь.
По мнению президента Центра системного анализа и прогнозирования Ростислава Ищенко, с точки зрения логики украинским властям после инаугурации Порошенко ничто не мешает ввести на Юго-Востоке военное положение.
— Конституционная процедура предусматривает, что военное положение вводится сроком не более чем на два месяца по представлению президента. То есть он получает предложение от Совета национальной безопасности и обороны Украины, после чего вносит представление в Верховную Раду, которая в течение двух суток должна его либо утвердить, либо отклонить. Но тут есть ряд моментов. Во-первых, украинская конституция Киевом уже давно нарушается. Во-вторых, не совсем понятно, какая конституция сейчас действует на Украине.
Вообще это положение может вводиться в отдельных регионах. Это опять-таки определяет президент, который вносит представление в Раду, в котором прописывает, каким образом и на каких территориях вводится соответствующий режим.
Во время военного положения, как известно, не проводятся выборы, а военные получают возможность действовать на территории собственного государства, использую весь свой арсенал. Власть, по сути, переходит к силовикам.
Весьма вероятно, что Порошенко подпишет соответствующий указ.
До выборов ввести военное положение было нельзя — в этих условиях никакие выборы не проводятся. Но 25 мая уже прошло, а военнослужащие, которые сегодня находятся на Востоке Украины, продолжают действовать вне конституционного поля, и, по сути, являются военными преступниками. Так как конституция запрещает применять армию внутри страны без введения военного положения.
Однако Киеву кроме легитимизации применения войск этот документ ничего не даст. Потому что он уже применил все силы, которые были в его распоряжении, включая боевую авиацию. Не задействованы разве только системы залпового огня. Поэтому подписание или неподписание очередной бумажки ничего к боевым возможностям украинского войска не добавит.
— Введение военного положения развязывает руки армии. Но, по сути, на Украине у нее и без того они развязаны, — говорит бывший командующий 58-й армией Северо-Кавказского военного округа (СКВО) генерал-лейтенанта Анатолий Хрулев. — Просто тогда Киев закроет территории ДНР и ЛНР для прессы, и будет творить все, что угодно. В таком случае России будет сложно давить на Запад, указывая на бесчинства украинской власти, зафиксированные нашими журналистами… Но, честно говоря, хочется спросить нынешнюю украинскую власть: неужели она думает, что ей это все сойдет с рук? За подобного рода преступления рано или поздно придется отвечать. Ведь это сегодня Порошенко — президент. Завтра, может статься, он будет никто. Однако людям-то память не сотрешь.
Бывший командующий 58-й армией, генерал-лейтенант Виктор Соболев говорит, что украинская армия разложена, поэтому хоть вводи военное положение, хоть не вводи — она не способна «зачистить» территории Донецкой и Луганской областей, где проживают порядка 7 миллионов человек.
— Теоретически Киев мог бы «пробить коридор» к границе с Россией. Но даже в случае успеха, если их «броня» не будет сожжена из РПГ, войска надо постоянно снабжать продуктами питания, топливом, боеприпасами. Что проблематично в условиях партизанской войны, когда местное население настроено против украинской армии. Поэтому если нынешняя украинская власть захочет «закрыть» границу с Россией, то, прежде всего они постараются «зачистить» Донецк и Луганск.
Чтобы подавить всякое сопротивление в ДНР и ЛНР, чтобы оккупировать Донецкую и Луганскую области нужно не менее 60-70 тысяч солдат, обученных боевым действиям в городских условиях и на пересеченной местности. Плюс нужна поддержка артиллерии, бронетехники и авиации. А чтобы обучить людей тактике боестолкновений и ведению боя в вышеперечисленных условиях, нужен год, а то и полтора. Сейчас Украина таким войском не располагает: нацгвардия и другие националисты только и могут, что избивать и жечь безоружное мирное население, как это было в Одессе.
Что касается расклада сил, то сейчас армия Киева и ополченцы Юго-Востока находятся примерно в равных условиях: и те, и другие плохо подготовлены. Скажем, тот же Болотов — он лишь старший сержант Воздушно-десантных войск. И не более того. К тому же украинское войско лучше вооружено, в том смысле, что у него есть артиллерия, «броня» и авиация. Но, если дать время Киеву, то американские специалисты за год-полтора сделают из «правосеков» обученных бойцов, и тогда не поздоровится не только Юго-Востоку, но и России, которая получит на своей границе многолетний военный конфликт.
На мой взгляд, нам бесполезно взывать к справедливости в Совбезе ООН и в ОБСЕ, призывать Украину вернуться к женевским договоренностям. Надо действовать. Во-первых, помочь ДНР и ЛНР оружием и добровольцами. Во-вторых, жестко напомнить Киеву, что геноцид русского населения на Украине приведет к вводу российских войск на Юго-Восток, на что Совет Федерации уже дал свое разрешение. Хотя я считаю, что после событий в Одессе мы уже должны были это сделать…
Эксперт ассоциации независимых военных политологов Александр Перенджиев говорит, что ведение военного положения выгодно свежеизбранному президенту Порошенко по нескольким причинам.
— Нельзя исключать, что в после инаугурации Порошено может ввести военное положение, но не только на Юго-Востоке, а по всей стране. Дело в том, что это «автоматом» повлечет за собой ликвидацию всех демократических институтов в Украине, поскольку деятельность партий, да и вообще вся политическая деятельность в таком случае будет запрещена. К тому же, как мы знаем, некоторые олигархи Украины имеют свои собственные вооруженные формирования, которые Порошенко хотел бы контролировать. Введение военного положения могло бы ему в этом плане помочь, поскольку предусматривает вариант подавления не только ополченцев на Юго-Востоке, но и других потенциальных «врагов» главнокомандующего.