Уже через несколько месяцев вся Украина может превратиться в территорию хаоса и террора
С каждым днём военной операции на Юго-Востоке Украины множится число её жертв. Как множатся и сомнения: способна ли разболтанная машина украинской армии справиться с отрядами ополченцев? Возможно, с этим связано и высказывание новоизбранного президента Украины Петра Порошенко о том, что боевые действия на Донбассе необходимо прекратить в течение недели. Правда, при этом по-прежнему неясно как это сделать?. Ведь даже на федерализацию Украины Порошенко не согласен.
Между тем, уже с 1 июля в стране в очередной раз резко вырастут коммунальные платежи, что станет сильным ударом для большинства украинцев. Недовольство действиями нынешней власти усиливается уже и в центральных и западных областях «незалежной». Связано это не в последнюю очередь с тем, что сюда приходит всё больше «похоронок». Кроме того, на Западной Украине растёт ощущение, что свержение Януковича не дало этому региону никаких преференций.
Поэтому рассуждения популярного блоггера Анатолия Эль Мюрида о повсеместно создаваемых на Украине так называемых территориальных войсках самообороны выглядят весьма логично.
«…Наиболее одиозные батальоны, которые на слуху – так называемые частные армии олигархов «Днепр», «Азов», «Донбасс». Но параллельно существуют и «Ровно» (о завершении его формирования объявлено 21 мая), «Киев-1» (который уже 7 мая прибыл в Одессу поддерживать порядок после массового убийства людей в Доме профсоюзов, так как местный батальон «Шторм» был еще не сформирован, а на милицию хунта и не рассчитывает).
Созданы батальоны «Харьков» и «Слобожанщина», которые доведут до общей численности в 900 человек, а также «Винница», сформированная 21 апреля и так далее.
Однако смысл в этой системе заложен весьма большой. Задача всех этих «львовов», «слобожанщин» и «днепров» – не борьба с «сепаратистами». Как там выйдет с Донбассом – вилами по воде писано. А вот подготовка к зиме – вопрос серьезный. И не только в хозяйственном отношении.
История показывает, что государство террора и насилия практически невозможно разрушить изнутри. Фашистская Германия, современные США – прекрасный пример. Это страны, в которых невозможно даже представить себе внутренние волнения, способные изменить существующий строй.
Киев не изобретает велосипед, он делает то же самое, исходя из своих скудных возможностей и специфики. Территориальные зондеркоманды вполне способны подавить любой неорганизованный бунт в своей области.
Численность харьковских зондеркоманд в 900 человек вполне достаточна для выполнения такой задачи. Особенно если понимать, что никаких ограничений на насилие больше не будет…»
Насколько вероятно, что уже через несколько месяцев вся Украина станет территорией хаоса и террора?
— Украина сейчас представляет собой полураспавшееся, практически — феодальное государство, где каждая область и даже район может претендовать на то, чтобы не подчиняться Киеву, – говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — К осени там будут нарастать социально-экономические проблемы. Это связано как с ведением дорогостоящих боевых действий, так и с разрушением традиционных экономических связей с Россией. Уже сейчас увеличивается число производств, которые по этой причине остановили работу или находятся на грани закрытия.
Неудивительно, что нарастает недовольство среди населения Западной и Центральной Украины. Если вы видите, что выбранное вами правительство и президент неэффективны и ведут страну к экономической и политической катастрофе, то вы, конечно, выйдете протестовать против него.
— Означает ли заявление Порошенко о необходимости в течение недели остановить военные действия на Востоке Украины, что он понял пагубность затягивания военных действий для всей страны?
— Дело в том, что именно военные действия против «сепаратистов» позволяют Порошенко поддерживать свою актуальность в качестве президента Украины. И эта ситуация будет сохраняться на протяжении ещё нескольких месяцев. Потому что прекращение вооружённой агрессии против Донбасса тут же поставит Порошенко перед необходимостью искать сложные компромиссы с его представителями. При том, что в самом Донбассе после пролитой крови далеко не все захотят пойти на какие-либо уступки киевской власти. Кроме того, как только прекратятся боевые действия, на первый план выйдут запущенные экономические проблемы, и их надо будет решать, уже не ссылаясь на трудности войны. А в условиях той разрухи, которая усиливается на Украине, именно на экономике можно гораздо быстрей «сломать шею», чем на борьбе с «сепаратизмом» и «агрессией России».
— Насколько верно предположение, что операция на Востоке Украины нужна Киеву так же для того, чтобы в ходе неё погибли наиболее пассионарные и просто неугодные для властей радикалы «Правого сектора»?
— «Правый сектор» давно доставляет беспокойство киевской верхушке. Профашистский имидж сторонников Дмитрия Яроша мешает тому же Порошенко выглядеть респектабельно в глазах США и Евросоюза. Однако отделаться от радикалов нацистского толка сегодня крайне непросто. «Правый сектор» — хоть и экстремистская, но наиболее решительная сила, которая готова поддерживать режим Порошенко до последнего. Отчасти потому, что Ярош понимает, что с падением нынешней власти будет сильно подорваны и позиции самого «Правого сектора».
Участие в боях на Юго-Востоке с одной стороны может ослабить нацистские украинские группировки, с другой стороны придаст им определённый героический ореол в глазах сторонников. В любом случае украинские власти будут пытаться свести влияние «Правого сектора» к минимуму.
Есть небольшая вероятность, что избежать серьёзных потрясений на территории всей Украины поможет ЕС. Однако, как мы видим, Запад крайне скупо финансирует киевский режим. Этих средств едва хватает на то, чтобы экономика Украины балансировала на грани краха.
— Предпосылки того, что Центр и Запад Украины стоит перед лицом нового витка гражданского противостояния, наблюдаются уже сейчас, — считает заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько. – Люди недовольны как нарастанием социально-экономических проблем, так и проводимой на Востоке страны военной операцией.
Действительно, создаваемые сейчас батальоны Нацгвардии могут использоваться против подавления выступлений недовольных по всей стране.
Сами по себе эти батальоны представляют из себя откровенных наёмников, либо людей, которые лично преданы кому-то из лидеров украинского неонацизма. К ним могут присоединиться и откровенные головорезы из мусульманского мира, которые без всякого сожаления будут уничтожать чуждое им ментально население. Как показывает практика, в Ираке или Сирии пришлые боевики ведут себя куда более жестоко, чем местные.
Уже ясно, что Европа всерьёз не будет поддерживать Украину, потому что это слишком тяжёлый балласт для неё. Усилится поток беженцев и гастарбайтеров из всех областей Украины, затронутых войной, и есть все основания думать, что единственная страна, которая будет принимать и тех, и других, станет Россия.
— Понимает ли Порошенко, что продолжение военных действий губительно для Украины?
— Я читал подсчёты специалистов, которые говорят, что каждый день войны обходится Украине в 3 миллиона долларов. Не говоря уже о сотнях людей, гибнущих непонятно ради чего: то ли евроинтеграции, то ли торжества украинской олигархии.
Уже сегодня многие на Украине этим недовольны и в Киеве идут митинги с антивоенными лозунгами. Я не вижу, что у Порошенко есть какие-то реальные предложения по урегулированию ситуации. Он говорит что-то невнятное о децентрализации, о каком-то особом статусе русского языка. Что он хочет? Предоставить жителям Луганской и Донецкой областей больше прав, чтобы они остались в составе Украины? Но почему тогда говорит о невозможности федерализации страны?
И если, как он сам заявил, Порошенко не хочет говорить с «полевыми командирами» на Востоке Украины. Тогда с кем говорить: с донецким губернатором Сергеем Тарутой, которого поставили из Киева, и который не представляет населения Донецкой республики?
Таким образом, становится ясно, что прекратить войну за неделю, как этого якобы хочет Порошенко, можно только полностью уничтожив все очаги сопротивления на Донбассе. Но и этого, похоже, армия, подчиняющаяся Киеву, сегодня сделать не может. Для этого ей придётся уничтожить большую часть из семи миллионов жителей Донбасса. А это даже при тех индульгенциях, которые получил Порошенко от Запада, невозможно.
— А, может быть, военная операция нужна киевской власти для того, чтобы максимально ослабить и обескровить своих очень беспокойных союзников в лице «Правого сектора»?
— На мой взгляд, это сомнительно. Если бы хотели расправиться с радикалами таким способом, то просто бросали бы их на ополченцев без поддержки авиации и систем залпового огня «Град». Киевская власть и «Правый сектор» управляются из одного и того же кабинета. Их хозяева сейчас не заинтересованы в уничтожении националистических и неонацистских украинских группировок.
— У Порошенко после инаугурации всего два варианта действий, — говорит украинский политолог Сергей Слободчук. – Первый – радикальное подавление всех несогласных на Востоке страны. Однако каждый день военной операции там убеждает, что нынешняя киевская власть просто неспособна подавить сопротивление с помощью армии. Это значит, что инициатива переходит к внешним игрокам. И в этом случае президент Порошенко должен сам для себя решить, будет ли он пешкой в руках этих игроков или попробует стать хотя бы отчасти самостоятельным «шахматным королём», попытавшись перевести противостояние в переговорное русло. Он должен найти умеренных представителей Юго-Востока, с которыми можно было бы решать вопрос устройства страны, расширения полномочий местного самоуправления. Тем более, что у нас уже лет 15 многие политики говорили о необходимости децентрализации. Так давайте всё же от слов перейдём к делу.
— На самом ли деле растёт недовольство военной операцией на Востоке страны в западных и центральных регионах страны?
— В первую очередь недовольство затронуло западные регионы. И связано оно не только с проведением АТО, и увеличением числа погибших. Недовольство началось ещё раньше. Украинские СМИ об этом стараются не говорить, но ещё с весны в Львовской области люди протестуют против назначенного им из Киева губернатора от партии «Свобода». Об этом молчат именно потому, что Запад страны – базовый для нынешней власти регион. И если станет ясно, что и там сильны протестные настроения, у граждан Украины возникнет ещё больше вопросов к тому, кого же представляет, и что контролирует нынешняя киевская власть.
Уже с 1 июля резко поднимут коммунальные платежи, кроме того, хотят всё-таки ввести налог на банковские сбережения граждан, заморозить или урезать зарплаты бюджетникам. Всё это только усилит недовольство людей и может привести к стихийным выступлениям. В первую очередь на Западной Украине.