Статьи

Донбасская дорога жизни. Проложит ли Россия гуманитарный коридор на Юго-Восток Украины?

На этой неделе Украина намерена полностью перекрыть границу с Россией. По заявлению и.о. украинского министра обороны Михаила Коваля, соответствующее поручение отдал верховный главнокомандующий ВС Украины, президент Петр Порошенко.


 



 
Коваль сообщил, что военные совместно с пограничниками уже перекрыли 250 км украинско-российской границы, и полное блокирование восточного рубежа – вопрос нескольких дней.

Между тем, в воскресенье, 15 июня, лидер партии «Родина» Алексей Журавлев внес в Госдуму РФ предложение создать гуманитарный коридор в Донбасс. Журавлев предлагает рассмотреть этот вопрос на закрытом заседании, используя в качестве правовой базы федеральный закон № 99 «О защите соотечественников за рубежом».

«Мы не можем и дальше допускать, чтобы гибли люди. Мы обязаны оказать огромную помощь и принять все исчерпывающие меры для того, чтобы прекратить эту войну. Мы обязаны это сделать. Пусть народ Новороссии понимает, что Российская Федерация его не бросит», – сказал лидер «Родины».

Безусловно, создание гуманитарного коридора предполагает обоюдное согласие сторон. Но в данном случае, Киев идею коридора не просто не поддерживает, он желает любыми способами изолировать мятежный Юго-Восток от России.

Например, олигарх и глава Днепропетровской области Игорь Коломойский всерьез предлагает отгородиться от РФ защитной стеной протяженностью две тысячи километров. Проект, который Коломойский представил Порошенко, предусматривает строительство стального забора с колючей проволокой, находящейся под напряжением, а также возведение рвов и установку минных заграждений. Подобные защитные барьеры сооружены на границах Израиля с палестинскими территориями и Сирией, а также вдоль границы США и Мексики. Стоимость проекта Коломойского оценивается в 100 миллионов евро.

Зачем это нужно, понятно из другого заявления Коваля – о создании фильтрационных лагерей для жителей Юго-Востока, которые будут покидать зону спецоперации. По его словам, такие меры необходимы, чтобы ополченцы не смогли скрыться от киевского правосудия. И хотя уполномоченная Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская опровергала эту информацию, создается впечатление: что у Порошенко на уме, то у Коваля – на языке.

В состоянии ли Украина перекрыть границу с Россией, пойдет ли Кремль на создание гуманитарного коридора?

– Говоря о возможности создания гуманитарного коридора необходимо помнить, что российский парламент разрешил президенту Владимиру Путину, в случае необходимости, ввести войска на территорию Украины, – отмечает военный аналитик Виктор Мясников. – Это основание, по которому президентом лично, как верховным главнокомандующим, может принять решение об операции, которая в международном праве называется гуманитарной интервенцией. В этом случае вооруженные силы иностранного государства обеспечивают миссию по спасению мирного населения от геноцида. Решение Путина, конечно, не будет признано законным странами Запада, поскольку против России выступает не Украина, а США и блок НАТО, заинтересованные в том, чтобы занять и контролировать украинскую территорию.

Есть и другой вариант. Гуманитарный коридор могут обеспечить не Вооруженные силы РФ, а силы местного ополчения. Россия в таком случае будет осуществлять лишь прикрытие коридора – например, средствами ПВО.

В любом случае, у России сейчас имеются веские аргументы в пользу усиления защиты российско-украинской границы, поскольку в последнее время происходит очень много провокаций с украинской стороны. Это и залетающие на территорию РФ пули и мины, и недавнее вторжение украинских бронетранспортеров, и регулярные развороты боевых самолетов Украины над российской территорией.

– Как технически может быть организован коридор?

– Главное – обеспечить проходы в блокаде, которую осуществляет сейчас украинская армия в отношении ряда восточно-украинских городов, и дальнейшего движения транспорта вплоть до российско-украинской границы.

Ополчение Донецкой и Луганской народных республик контролирует в данный момент около 250 километров границы – там и следует организовать коридор. Закрыть такую брешь украинская армия не в состоянии, для этого банально нет ресурсов – иначе придется снимать войска, которые блокируют Донецк, Луганск и Славянск.

– Получается, угроза Киева перекрыть в течение неделю границу с Россией – блеф?

– Думаю, всерьез воспринимать ее не стоит. Но украинские каратели способны перекрыть дороги блокпостами. Собственно, именно это сейчас происходит. С блокпостов и обстреливают автобусы с беженцами, направляющиеся в Россию. Как раз эту проблему нужно решать, если речь идет о выводе населения Юго-Востока на территорию РФ.

– Чего добивается Киев, пытаясь перекрыть границу с Россией?

– Загнать население Юго-Востока в фильтрационные лагеря, чтобы затем депортировать в разные регионы Украины, а на освободившееся место переселить «западенцев», лояльных центральной власти.

Думаю, при желании Россия может воспрепятствовать этим планам, и обеспечить гуманитарный коридор для жителей Донецкой и Луганской областей. Вопрос только в наличие политической воли.

– И каковы шансы, что эта воля будет проявлена?

– Я бы сказал, 50 на 50. Но Украина делает все, чтобы спровоцировать Россию на принятие решения по гуманитарному коридору. Это и ультимативный тон в переговорах по газу, и нападение на российское посольство в Киеве. Я не исключаю новых провокаций со стороны киевских властей, – возможно, кровавых.

В этом случае Кремль может принять меры для спасения населения Юго-Востока, которые не будут выглядеть, как открытая агрессия.

– Кремль находится в сложной ситуации, – уверен доцент кафедры европейской интеграции МГИМО (У) МИД России Александр Тэвдой-Бурмули.– С одной стороны, значительная часть элиты и россиян считают, что Россия должна поддерживать ополченцев народных республик, и спасать мирное население Донбасса. С другой, Запад четко обозначил красную линию, которую Россия не должна переходить: прямое военное вмешательство в украинский конфликт.

Но сейчас возникло новое обстоятельство, которое меняет расклад сил, и играет на руку Кремлю: это ситуация в Ираке. США будут вынуждены решать иракский вопрос оперативно, в течение ближайших трех-четырех недель. Ирак – это тектонический сдвиг, который может разрушить всю налаженную инфраструктуру американского сотрудничества с киевскими властями. В результате, интенсивность вовлечения американцев в украинский конфликт, безусловно, снизится.

Ирак означает изменение баланса сил в регионе. Сейчас там резко усиливаются саудовцы. Против них США придется играть вместе с Ираном, что будет крайне резко восприниматься в Израиле. Вообще, нынешняя ситуация на Ближнем Востоке для США становится проблемой номер один, тут не до Украины.

Если Кремль захочет воспользоваться моментом, он сможет сыграть на обострение на Левобережье – в частности, пойти на создание гуманитарного коридора…

– Для организации коридора могут быть задействованы силы МЧС России, – считает заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько. – В данной ситуации это не будет ни вторжением на территорию Украины, ни применением против нее российских Вооруженных сил.

Вопрос о коридоре для жителей Донецкой и Луганской областей возник закономерно – в связи с нарастающим потоком беженцев с территории Украины. Только за минувшее воскресенье их прибыло 13,5 тысяч человек.

Вместе с тем, украинские каратели действуют все более жестоко. Так, в ночь на минувшее воскресенье они обстреляли из артиллерии Амвросиевку (Донецкая область), которая не имеет военного значения для ополченцев. На мой взгляд, это был демонстративный расстрел населения Донбасса, которое премьер Арсений Яценюк уже вполне откровенно назвал «недочеловеками» (заявление было размещено на сайте посольства Украины в США, но затем отредактировано). Это говорит об одном: для киевской хунты все население Донбасса является враждебным и сепаратистским, а значит, гуманитарный коридор действительно необходим…

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.