Вечером в четверг, 19 июня, комиссар ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле опубликовал «с целью широкого общественного обсуждения» проект «дорожной карты» по реализации соглашения об ассоциации ЕС и Украины. 27 июня, в Брюсселе, президент Петр Порошенко подпишет экономическую часть этого документа.
Из «дорожной карты» следует, что ЕС готов предложить более масштабную интеграцию с Украиной, чем, например, с ассоциированной Турцией. Причем большая часть инициатив — это внутренние реформы, более масштабные, чем в Грузии в 2005 году.
Ключевое требование «карты» – проведение до осени этого года «всеобъемлющей конституционной реформы». Она включает в себя децентрализацию власти и «делегирование значительной части президентских полномочий территориальным общинам и местным советам». Также будет проведена реформа местной и судебной власти. На места будут переданы, в частности, полномочия по решению вопроса использования русского языка.
Частью движения к ЕС объявлена и начавшаяся в мае реформа госслужбы, полицейского сектора и органов безопасности, включая реформу прокуратуры уже в 2014 году. Отдельно обозначена кооперация Украины и ЕС в области борьбы с коррупцией, а также программа улучшения делового и инвестиционного климата.
Среди мер «экономической поддержки», в дополнение к стабилизационному кредиту МВФ, Еврокомиссия (ЕК) обещает в 2014 году выделить €1,61 млрд. и техническую помощь в «модернизации» Бюджетного кодекса и налогового администрирования. Этот же раздел содержит пункт, предполагающий развитие восточных и южных регионов путем финансирования специальных программ.
Экономический блок является базой соглашения об экономической ассоциации. Он касается внешней торговли и ее администрирования (в рамках создания зоны свободной торговли ЕС и Украины), а также энергетики. Планируется устранение барьеров во взаимной торговле, содействие в приведении украинских требований к качеству продукции к европейским стандартам, оснащение лабораторий. В газовой сфере предполагается разделение «Нафтогаза Украины», его контракт с европейским Eustream, а также соглашения по газовому реверсу с Венгрией и Польшей.
Раздел, посвященный сельскому хозяйству, предполагает подтягивание к нормам ЕК законодательства об обороте сельхозземель, кадастре и требований к качеству продукции — причем, уже в 2014-2016 годах. При этом Украина должна будет отменить систему разрешений на импорт животноводческой продукции, а ЕК, «где это возможно»,— открыть рынок для украинской сельскохозяйственной продукции.
На реформирование Украины отпущено €11,2 млрд., которые должны предоставить европейские институты развития и меценаты «донорской платформы». Первый транш «безвозвратной помощи» в размере €250 млн. Киев уже получил 16 мая.
Способна ли конституционная реформа ослабить градус гражданского противостояния на Украине? К чему на деле приведет реализация «дорожной карты»?
– «Дорожная карта» обещает Юго-Востоку не совсем понятную децентрализацию власти, аморфные права местным общинам, размытые обещания решить вопрос с использованием русского языка – по сути, это цветы, которые ЕС пытается предложить тяжелобольному, – отмечает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько. – Принципиального значения эти предложения не имеют, поскольку они должны быть закреплены на конституционном уровне, и киевским властям давным-давно следовало сказать, как именно они будут закреплены.
На мой взгляд, политический блок «карты» может быть реализован только при одном условии – федеративном переустройстве Украины. У Европы такая модель перед глазами: Федеративная Республика Германия. В ФРГ разные земли обладают реально различными правами и широкими полномочиями. Но для Украины федеративная модель даже не рассматривается – об этом сразу после инаугурации заявил новоизбранный президент Петр Порошенко.
В свою очередь, премьер Донецкой народной республики Александр Бородай отметил, что заявление Порошенко о будущем Украины как унитарного государства ДНР не интересует, и что «переговоры с Киевом начнутся лишь тогда, когда нога последнего украинского солдата покинет нашу землю».
На мой взгляд, политический блок «дорожной карты» – не более чем красивый жест Евросоюза, призванный прикрыть нынешнюю «миротворческую» деятельность Порошенко на Юго-Востоке. Это значит, что к снижению напряженности в стране конституционная реформа не приведет. Напротив, противостояние могут подхлестнуть трудности в экономике, с которыми Украина неизбежно столкнется в ходе реализации пакета реформ.
– Почему вы так думаете?
– «Карта» в плане экономической интеграции предлагает Порошенко нечто большее, чем прежде предлагала Виктору Януковичу. Но принципиальных изменений экономический блок не претерпел. Например, сейчас речь идет о том, что украинскую сельхозпродукцию подтянут к нормам Еврокомиссии, и некоторые украинские продукты будут допущены на европейский рынок. Но проблема в том, что квота этих поставок, скорее всего, будет крайне незначительной.
Не решена и главная проблема – что будет после подписания экономической части соглашения с украинской промышленностью? В нормальной экономике именно промышленность – авиационная и космическая отрасли, тяжелое машиностроение – является основным источником роста ВВП. На Украине все эти отрасли будут уничтожены, поскольку Евросоюзу они просто не нужны.
– На реформирование Украины отпущено €11,2 млрд. Этого достаточно, чтобы смягчить негативные последствия реформ?
– Явно недостаточно. По оценкам экспертов, Украине единовременно требуется около 35 млрд. долларов, чтобы просто удержать экономику на плаву. Думаю, можно с уверенностью говорить, что украинскую экономику ожидает ощутимый спад, едва РФ закроет свой рынок для украинской продукции под предлогом защиты его от реэкспорта европейских товаров. В том, что Россия пойдет на такой шаг – сомневаться не приходится.
Украина нужна Евросоюзу исключительно как экономическое топливо – как рынок сбыта для европейских товаров и рынок дешевой рабочей силы. Скорее всего, через полгода-год после подписания Порошенко экономической части соглашения экономика Украины столкнется со значительными трудностями, и это поставит страну на грань нового политического кризиса.
– Украине предлагается пройти путем стран Восточной Европы образца 1990-х, – уверен доцент кафедры европейской интеграции МГИМО (У) МИД России Александр Тэвдой-Бурмули. – Евросоюз, открывая двери перед странами Восточного блока, в первую очередь модернизировал их политические структуры и полностью переформатировал правоохранительные и судебные органы. Украина – очередной масштабный проект ЕС такого же рода.
Правда, переформатировать Украину куда сложнее, чем другие страны Центральной и Восточной Европы. Она крупнее по территории, и в ней намного больше проблем. Да, если следовать «дорожной карте», через три-пять лет на Украине будет изменена структура управления, а многие государственные институты созданы заново, с нуля. Но это – в теории. На практике с переформатированием могут возникнуть трудности, – прежде всего, из-за конфликта на Юго-Востоке.
На Левобережье конфликт развивается уже по собственной внутренней логике. Значительная часть населения Юго-Востока крайне ожесточена против Киева, и потому любые попытки Порошенко выстроить отношения с «мятежными» регионами будут восприниматься с недоверием.
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов российский фактор, который будет оказывать центробежное влияние на Левобережную Украину. Поэтому я не исключаю, что конституционная реформа, заявленная в «дорожной карте», Юго-Восток вообще не затронет. Да, она создает гарантии для местного самоуправления, для языковой политики. Но остается открытым вопрос, устроят ли эти инициативы жителей Юго-Востока теперь, когда противостояние зашло уже очень далеко.
– Как отразятся реформы на экономике Украины?
– Здесь неизбежны негативные процессы. Так, значительная часть украинской сельхозпродукции будет Европе не нужна. Аграрная политика Евросоюза гарантирует его самообеспечение продовольствием с помощью жестких протекционистских мер. Но достигается это жестким планированием. В Брюсселе решают, какая страна выращивает ту или иную культуру, и дают ей на это дотации. Остальных просто вышвыривают с рынка.
В этом смысле показательна – и неутешительна – судьба восточноевропейских стран. Например, Латвия лишилась выхода на сельскохозяйственный европейский рынок, хотя у нее был чрезвычайно развит аграрный сектор. Деградировал сельскохозяйственный сектор Венгрии – просто потому, что был не нужен Брюсселю. Думаю, такая же судьба ждет Украину.
Что до украинской промышленности, значительная ее часть устарела. На европейском рынке она неконкурентоспособна.
Словом, негативных экономических последствий в сближении Украины с ЕС намного больше, чем возможных политических плюсов. Именно на этом сыграла Россия осенью прошлого года, дав тем самым Януковичу аргумент, чтобы не подписывать соглашение об ассоциации с ЕС – доказала, что евроинтеграция несет для Украины реальные экономические риски.
Сейчас эти риски возвращаются, но у Украины нет выбора: она оттолкнулась от России и идет на Запад. В условиях, когда отношения по линии Запад-РФ резко обострились, Запад готов дать Киеву больше, чем планировал ранее. Но и Украине придется за сближение с Евросоюзом дорого заплатить – банкротством экономики и ростом безработицы. А это чревато возникновением зон социального бедствия и новым витком напряженности в украинском обществе…