Статьи

«Незалежный» забор. Украинские власти не оставляют планов перекрыть границу с РФ

В начале этой недели, 16 июня, под председательством президента Петра Порошенко состоялось заседание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), на котором были приняты решения об усиленном режиме на границе с Россией, односторонней демаркации и даже о возведении инженерных сооружений. «Светлая» идея построить стену между Украиной и Россией принадлежит губернатору Днепропетровской области Игорю Коломойскому, который с такими планами все больше напоминает карикатурного Доктора Зло, вот только результаты его деятельности совсем не смешные. Коломойский предложил соорудить вдоль границы сплошной металлический забор со рвами и колючей проволокой под напряжением.


 



 
Стоимость строительства губернатор оценил в 100 млн. евро, причем оплатить это 1920-километровое удовольствие пообещал сам. Напомним, что когда в марте Игорь Коломойский похвастал тем, что на собственные средства заправил украинскую армию, оказалось, что Минобороны просто заключило контракт с его предприятием «Укрнафта» на 188 млн. грн. (почти 650 млн. рублей).

За день до заседания СНБО и.о. министра обороны Михаил Коваль также пообещал перекрыть восточную границу Украины. Москва потребовала объяснений, и выяснилось, что министр говорил все же не о полном запрете на перемещение, а о том, чтобы взять под контроль все участки границы. В пятницу, 20 июня, украинским военным это, якобы, удалось. Спикер Верховной Рады Александр Турчинов на сессии торжественно заявил о том, что подразделения Вооруженных сил подошли к населенному пункту Изварино в Луганской области и фактически завершили операцию по перекрытию границы. Правда, в тот же день спикер информационного центра СНБО Владимир Чеповой в эфире одного из украинских каналов опроверг эту информацию, заявив, что о полном контроле говорить пока не приходится, есть лишь позитивная динамика.

В пятницу же президент Петр Порошенко презентовал свой мирный план, состоящий из 15 пунктов. Видимо, вследствие того, что ему изо всех сил нужно продемонстрировать свое миролюбие, разговоры о полном перекрытии границы с РФ временно поутихли. Украинский политолог Виктор Пироженко считает, что новый президент сейчас пытается несколько дистанцироваться от радикального крыла украинской власти, от которого и исходят подобные идеи.

«Если под перекрытием границы подразумевать полную остановку движения поездов, самолетов, перемещение людей, то в нынешней ситуации, даже при всем безумии киевской власти, это вряд ли возможно, — говорит Виктор Пироженко. — Тем более что режим Порошенко, хотя бы внешне, делает какие-то попытки нормализации отношений с РФ. О рвах и стенах говорят в основном национал-радикалы, деятели неонацистского плана, но их нельзя воспринимать серьезно. При временном режиме эти люди, вроде главы СНБО Парубия, имели влияние, но сейчас их постепенно отстраняют от «руля». Порошенко пытается уходить от явной открытой конфронтации, и хотя доверять ему особо нельзя, очевидно, что он пытается наладить хоть какой-то диалог. При полном перекрытии границы невозможно не только ее пересечение гражданами, но и любая торговля. А при том уровне кооперации, который существует между нашими странами, это грозит остановкой производств, закрытием предприятий, сотнями тысяч безработных, миллионными потерями бюджета. Мне кажется, сам Порошенко это понимает и не хочет этого перекрытия.

— Инициатором возведения укрепления является и Игорь Коломойский. Как вы считаете, не удастся ли ему навязать президенту свою линию?

— Еще неизвестно, чем это кончится, но ясно, что впереди столкновение Коломойского с государственной машиной. Мне кажется, что все его потуги выступить в качестве реального правителя Украины успехом не увенчаются. Что бы он там о себе не говорил, его не воспринимают даже в родном Днепропетровске, не говоря уже о Востоке Украины, где население плохо относится к его фашистским выходкам. Он не имеет никакого бизнеса в России, поэтому у него нет оснований заботиться о поддержании хороших отношений с РФ, финансовых потерь из-за возможного перекрытия границы он не боится. Не менее важно и то, что в морально-этическом плане – это абсолютно циничный человек, ему плевать на население. Подобные инициативы о строительстве стены отражают его внутренне психологическое состояние, их нужно объяснять с точки зрения психиатрии. Они говорят о подавленности и испуге, ведь Днепропетровская область, по сути, находится в прифронтовой зоне. Личные интересы Коломойского сегодня расходятся с интересами новых властей Украины, даже при всей их антироссийской направленности.

— Значит, вы считаете, что режим Порошенко избрал умеренную линию и настроен на диалог с Кремлем вместо открытой конфронтации?

— Не совсем так. С самого Порошенко спрос небольшой. Пока власть находится в руках тройки Байден-Нуланд-Пайетт (вице-президент США, помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии и посол США на Украине – прим. «СП»), о самостоятельности Порошенко речи быть не может. Сейчас он старается действовать в своей антироссийской политике более умно, не так топорно, как временные власти, пытается устранить истеричные нотки. Ведь бандеровцы, которых привел к власти майдан, принципиально взяли курс на провоцирование Кремля своими безумными шагами. Их главной задачей было вызвать столкновения, которые окончательно рассорили бы два народа, поэтому не было таких шагов, на которые бы они не пошли ради этого.

Они были готовы на любое безумие, любые трупы, чтобы только сеять ненависть между украинцами и русскими. Большую роль в этом сыграла и монополия на информацию, которую они установили. Власть, которая пришла в результате выборов, придерживается другой методы. Если с их стороны последуют антироссийские шаги, они будут более продуманными, и не будут являться самоцелью, так как главная цель – обеспечение американских интересов, а направленность против России – только одна из составляющих. У бандеровцев же именно «антироссийскость» является идеей фикс, главным смыслом всей их политики.

— Если все же допустить, что в двусторонних отношениях между Россией и Украиной случится еще более серьезный кризис и граница будет перекрыта, как это скажется на миллионах украинцев, которые живут и работают в РФ?

— Осложнение режима пересечения границы со стороны Украины уже существует, оно было принято еще при режиме Турчинова. Это жесткий режим пересечения для одиноких мужчин, усиленные досмотры, немотивированные высылки. Все это уже есть, и усложнять нет смысла, дальше только полное перекрытие, но я уверен, что его не будет. Россия пока не идет на ответные меры, очевидно чувствуя большую ответственность за украинских граждан, в том числе русскоязычных, которые бегут с Юго-Востока, из зоны боевых действий. Да и в дальнейшем не вижу оснований для того, чтобы Москва отвечала адекватно на действия Киева. В России политическая власть не заражена украинофобией, в отличие от украинской, которая русофобией заражена, да и вообще откровенно находится под влиянием нацистских группировок».

В отличие от Виктора Пироженко Роман Травин, директор Восточноукраинского центра стратегических инициатив из Харькова допускает, что Киев может пойти на частичное перекрытие границы. «Думаю, такое решение в принципе возможно, — говорит он. — По крайней мере, по отношению к гражданам Российской Федерации. Так, на днях, на одном из пограничных пунктов пропуска в Харьковской области украинской стороной без предупреждения был ограничен въезд для россиян. Но запрет на въезд для граждан РФ на Украину вряд ли будет тотальным, скорее всего, какие-то исключения будут. Более того, даже если такое решение и будет принято, оно окажется крайне непопулярным в приграничных регионах и через не очень продолжительное время будет отменено.

Здесь миллионы людей имеют родных и близких по другую сторону границы, налажена масса деловых контактов и недовольство будет таким, что не замечать его действующая власть не сможет. Если же вопреки здравому смыслу граница будет перекрыта полностью, в том числе для граждан Украины, то это в нынешних условиях может привести к гуманитарной катастрофе, ведь уже сегодня Харьковщина с трудом справляется с наплывом беженцев, значительная часть которых сразу транзитом едет в Россию. Ничего хорошего не принесет это решение и для украинских «заробитчан»: масса технических неудобств, для многих потеря заработка, в каких-то случаях это может стать личной драмой. Сегодня об этих людях в Киеве не думают».

Роман Травин рассказал, что те ограничения, которые уже действуют для россиян при пересечении украинской границы, ведут к серьезным убыткам для экономики, поэтому представить, что будет в случае усиления этих мер, сложно. «Ограничения для граждан России уже больно ударили по торговле и сфере услуг, — рассказывает эксперт. — Так, доля покупателей-россиян на харьковском рынке «Барабашово» – одном из крупнейших на Украине – была очень существенной. И все без исключения торговцы жалуются, что отток россиян сильно ударил по бизнесу. Аналогичная ситуация и в торговых центрах. Снижение продаж ударило и по многим производителям, в первую очередь по швейным и обувным цехам, которых в Харькове немало. То же самое в сфере услуг: белгородцы традиционно ездили к нам в город не только на шоппинг, но и отдыхать в клубах и ресторанах, сегодня многие заведения стоят полупустые. Пострадал и автосервис, у нас ремонт и обслуживание машин заметно дешевле, чем в РФ и многие россияне этим пользовались. Список можно продолжать, и это мы говорим только о результатах от ограничений для граждан. Если же будет надолго ограничен вывоз товаров из Украины – это просто убьет остатки украинской промышленности. Ограничения на ввоз некоторых товаров из России тоже остановит целый ряд производств.

 — Насколько реалистичны планы по сооружению на границе заборов, рвов и прочих укреплений, о которых любят говорить украинские политики вроде Игоря Коломойского?

— Думаю, появление таких «памятников бюджетным деньгам» вполне возможно. Желающих освоить бюджеты у нас всегда хватает. Другое дело, что КПД таких сооружений не будет особенно высоким. Тем более что есть серьезные сомнения в способности украинского государства сегодня полноценно реализовать такой проект».

Скептически к перспективе возведения «Великой украинской стены» относится и эксперт Александр Дудчак. «Скорее всего, эту стену захочет возвести Россия – во избежание перехода террористических групп и просто неорганизованных групп искателей пропитания, а такие, к огромному сожалению, появятся. Но, естественно, никто это делать не будет. Всерьез эту идею Коломойского воспринимать не стоит. Это просто пиар. И не слишком умный».

— Что касается перекрытия границы, сделать это силами ВСУ — практически нерешаемая задача. Граница слишком протяженная, к тому же, вряд ли с этим согласится ополчение ЛНР и ДНР. Да и украинские пограничники уже не однажды сами уходили на территорию России, чтобы не участвовать в боевых действиях против соотечественников. Для Киева в полном и перекрытии на «вход» и «выход» нет необходимости – очевидно, есть планы максимально выдавить население с территорий восточной Украины. Действия ВСУ создают впечатление, что происходит зачистка территории. Это создаст проблемы в России – с размещением, трудоустройством, медицинским обеспечением, позволит ликвидировать базу для возможной партизанской войны. Возможно, есть планы по заселению территорий более «лояльным» населением западных областей. Впрочем, сложно поверить, что кто-то из западных областей изъявит желание переехать на Восток.

— Не станет ли возможное перекрытие границы с Россией смертельным ударом для украинской экономики?

— Экономике Украины уже хуже не будет, так как хуже некуда. О ней или хорошо, или никак. Экономике уже нанесен непоправимый ущерб. Но до дна мы еще опустились – в процессе, доедаем нажитое. Летом дачники сделают запасы – это поможет как-то протянуть несколько холодных месяцев. Кроме перекрытия географических, государственных границ, перекрыты экономические связи. Если экономическая кооперация каким-то чудом не будет восстановлена, то наукоемкие производства просто отомрут, как вид на Украине. Восстановить производство ракет или авиации будет невозможно. А это означает превращение страны в отсталую, аграрную колонию на окраине цивилизации.

— Как оценивать идею украинского руководства об односторонней демаркации границы, ведь даже по международному праву Россия не обязана ее признавать?

— Создается впечатление, что руководство страны ищет новые поводы для конфликта. Проблемы с газом, как и многие другие, созданы искусственно. А теперь придумывают новые проблемы, ведь одностороння демаркация границы – чистой воды провокация. Создается информационный повод для усиления противоречий. Вряд ли эта идея родилась в Киеве. Очевидно, это очередная оригинальная идея Вашингтона.

Для простых украинцев, где бы они ни жили, на Востоке или на Западе, эта война – колоссальная трагедия. Трагедия, для которой совершенно не было естественного повода. Проблему создали и раздули, превращать мух в слонов – технология, отработанная во многих странах мира. Родители, получившие 18-летних детей в гробах с Востока, не хотели такой судьбы ни своим детям, ни донбасским. Перекрытие границ лишит многих источника заработка – даже по самым скромным подсчетам, в Украину перечисляли до 7 млрд. долл. в год украинцы, работающие в РФ. При этом, как ни странно, но в России нет ненависти к украинцам. Зато есть сочувствие. Можно только порадоваться, что в России не транслируют украинские ТВ-каналы.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.