В Мире

НАТО готовится к решающей схватке

Что может противопоставить Россия новой концепции развития североатлантического альянса

НАТО готовится принять новую концепцию развития. Она предполагает повышение эффективности сил быстрого реагирования и усиление коллективной обороны. Как пишет «Коммерсант», новая стратегия попала в повестку дня состоявшейся в Брюсселе встречи глав внешнеполитических ведомств государств-участников альянса. Как говорил ранее генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, организация извлекла уроки из истории с присоединением Крыма к России и нынешних событий на Украине.

В 2012 году в Чикаго была одобрена концепция развития альянса под названием «Умная оборона». Она предполагала, что каждая страна берет на себя определенные обязательства по коллективной обороне. Тем самым государства могли сэкономить, не дублируя друг друга при покупке вооружений. Но жизнь показала, что система не работает эффективно из-за разных представлений стран о возможных угрозах. Сейчас у членов альянса разночтений, видимо, не осталось. После событий на Украине все единодушны в том, что главная угроза Западу исходит именно от России. Не случайно, вопрос о размораживании прерванного сотрудничества между НАТО и нашей страной на встрече в Брюсселе даже не обсуждался.



Никого уже не удивляет, что главы МИД североатлантических стран всю ответственность за происходящее на Украине возложили на Россию и особо привечали посланца из Киева. Нашу страну уже не считают больше партнером. Более того, поражены и явно раздосадованы тем, как быстро и без единого выстрела Россия присоединила Крым. В то время как одобряемая Западом карательная операция на Юго-Востоке затягивается и уже привела к многочисленным жертвам.

Но стоит ли ожидать в ближайшее время каких-то активных действий НАТО по отношению к нашей стране? С одной стороны, вряд ли в руководстве военного альянса найдутся горячие головы, готовые на прямой вооруженный конфликт. С другой, – новые стратегии принимают не только с целью повысить накал дискуссий.

– Под новой концепцией НАТО я вижу не столько план, сколько созданный информационный фон вокруг Украины, – говорит заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор Павел Золотарев. – Стратегия позволяет США заставить своих европейских партнеров больше тратить на коллективную оборону. Ведь другие государства альянса ограничили оборонные расходы суммами меньше двух процентов ВВП. Сколько не стучали кулаком по столу в «вашингтонском обкоме», добиться увеличения трат не могли.

Что касается создания сил быстрого реагирования, то это для НАТО реальная задача. Сейчас ставка делается не на сухопутные войска, а на более удобные для применения в нынешних условиях виды вооруженных сил. Если посмотреть на действия американцев в Ираке, то там они ориентируются на создание небольших мобильных групп. Всё большую важность приобретают отряды быстрого реагирования, что, кстати, не требует больших затрат. В современных конфликтах такие подразделения наиболее востребованы.

 – Но нападать на НАТО вроде никто не собирается.

– На НАТО никто не собирается нападать. Но это вовсе не значит, что ни на кого не собирается нападать НАТО. И мы видим, что свои силы альянс весьма широко использует в мире.

– Можно ли прогнозировать рост активности НАТО вблизи наших границ?

– Альянс уже давно вышел за зону своей ответственности и действует на постсоветском пространстве. Просто активность не лежит в рамках применения вооруженных сил.

События на Украине НАТО использует как повод для усиления своего влияния, другая задача – отдалить Россию от других стран.

Начальник отдела оборонной политики Российского института стратегических исследований Григорий Тищенко главную угрозу со стороны НАТО видит в создании альянсом военных союзов в других регионах мира:

– Мы видим, что возникает всё больше «экспедиционных войн». Соответственно, экспедиционным силам уделяется большее внимание. США хотят, чтобы в спецоперациях участвовали и их союзники. Пока их приходится принуждать к этому силой. Но Соединенные Штаты пытаются втянуть в развязываемые ими конфликты и другие государства. Именно с этим связан новый подход НАТО к строительству своих вооруженных сил.

Стратегия «Умная оборона» предполагала финансирование нужд альянса не только США, но и другими странами. Но этот план рухнул. Кроме Америки и ее близких союзников в Восточной Европе, все другие страны НАТО сокращали оборонные расходы.

 – Чем новая стратегия НАТО может быть опасной для нашей страны?

– Она опасна тем, что НАТО вовлекает в свою деятельность всё большее число государств. Альянс расширяет партнерство с Японией, идет разговор о создании «мини-НАТО» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но пока эти попытки не удались из-за сопротивления Китая и России. Помимо этого, партнерство НАТО развивает с монархиями Персидского залива. Нам это грозит тем, что будут более масштабными региональные конфликты вблизи нашей территории.

– Чем Россия может ответить на подобные сценарии?

– Прежде всего, усилением коллективной обороны в границах ОДКБ. Нам надо развивать военное сотрудничество в рамках ШОС, чего очень опасаются Соединенные Штаты и их союзники по НАТО. Важно, чтобы идущее сейчас перевооружение наших Вооруженных сил шло быстро.

– Но противостояние с НАТО идет еще и на информационном поле.

– Да, информационные войны усиливаются. Вообще, все «горячие» войны начинаются сегодня с медиа. Рассмусен признал, что сейчас в случае с Крымом альянс проиграл России информационную войну. Полуостров был присоединен к нашей стране без применения военной силы, а именно за счет наших информационных средств.

 – В НАТО говорят об уроках Крыма.

– Уроки они из этой истории извлекут. США пытаются «построить» всех своих союзников и наладить взаимодействие между ними в рамках альянса. Как показывают те же самые события на Украине, члены НАТО действуют в разнобой. Там столкнулись интересы Германии и США. Берлин мечтал заполучить украинские рынки для ЕС, а Вашингтон хотел оторвать Украину от России. К тому же, у американцев есть свои финансовые интересы в виде планов по добыче сланцевого газа.

Нам надо быть готовым к обострению конфликтов. Поэтому надо наращивать свое информационное присутствие в мире. Как видим, начались провокации в США против нашего телеканала Russian Today. Хотят сократить российское влияние в информационном пространстве за рубежом.

Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов полагает, что Россия сможет противостоять угрозам со стороны НАТО, если будет действовать асимметрично:

– Мы видим, что Россия сейчас становится объектом внешней агрессии. Вся пропагандистская работа Запада вокруг событий на Украине построена настолько жестко, что не предполагает конструктивного диалога. Значит, речь идет об открытом противоборстве.

На Украине сейчас началась агрессия против всего «Русского мира». Воюющие против ополченцев силы формировались за счет многомиллиардных вложений Запада, действуют под его политическим и военным руководством. Риторика украинских политиков указывает на то, что противостояние в их стране направлено против нас, а конфликт должен скоро переместиться в Россию.

Новая концепция развития НАТО должен превратить альянс во всемирную полицейскую организацию. Построение нового мирового порядка связано не только с построением единой финансовой и правовой системы, но и с формированием единой репрессивной машины. Новый курс НАТО только показывает желание построить мировое государство. Главная агрессия сейчас направлена против «Русского мира», значит, для нас в новой концепции НАТО заключена непосредственная угроза.

– Какие уроки преподнесла Россия альянсу во время присоединения Крыма?

– События в Крыму, как сейчас становится совершенно очевидным, были неожиданностью для НАТО. Там не учли роль общественных настроений на полуострове. Альянс рассчитывал, что в Крыму начнется резня. Но у людей в памяти был опыт Ливии и Сирии, поэтому они решили действовать на упреждение. Крым должен был стать главной точкой силовой конфронтации на Украине. Но сценарий дал сбой. Видимо, в НАТО учтут этот опыт.

– Есть ли другие острые точки вблизи наших границ, где НАТО гипотетически может применить свои силы быстрого реагирования, о которых говорится в новой концепции альянса?

– НАТО хотели отреагировать в Крыму. Их флот уже был в Черном море, в случае начала кровопролития планировалась высадка войск альянса. Но сценарий был нарушен.

Другие точки рядом с нами есть. Прежде всего, на Украине. Это Закарпатье, где лидеры русинов поддерживают действия Донецкой и Луганской народных республик. Происходящее на юго-востоке Украины может перекинуться на запад страны. Конечно, не останется в стороне Молдавия.

 – То есть, за новым планом кроется не только желание Штатов заставить раскошелиться своих европейских союзников на коллективную оборону?

– Результатами военной мощи НАТО пользуются далеко не все участники альянса. За военные авантюры США расплачивается Европа. И экономически, и тем, что вынуждена принимать у себя потоки мигрантов из «горячих точек».

Соединенные Штаты умышленно берут на себя основное бремя расходов НАТО. Тем более, для Вашингтона это не расходы в чистом виде, а печатание новых долговых расписок в виде долларов. Долларов уже столько в мире, что не важно, сколько их выпустить еще, они всё равно ничем не обеспечены. США пока сохраняют таким образом лидирующую роль и идут по своему плану переустройства мира. А переустройство мира спишет все долги, так что можно делать новые заимствования и проводить свой курс, не взирая ни на что.

 – Что может противопоставить планам НАТО наша страна?

– Прежде всего, нам надо создать собственную глобальную информационную систему. Для этого нужна только воля политических руководителей и сравнительно небольшие средства. Это будет не просто антисимметричный ответ НАТО, но и укрепление наших позиций на главном направлении.

Сейчас мы видим новый передел мира, который осуществляется с помощью революций. Но революции сопровождаются гражданскими войнами. А в гражданской войне люди делятся не по государственной принадлежности, а в зависимости от убеждений. Поэтому главное поле битвы в гражданской войне находится в сфере идеологии. Борьба идет за настроения людей.

Сейчас стоит нам сбить с украинского общества навязанный ему дурман пропаганды, как воевать украинцам будет просто не с кем. Ведь настоящий враг Украины находится далеко за пределами этой страны. Конфликт там идет в интересах мировой олигархии.

Недаром в планах киевских властей устроить в Донбассе фильтрационные лагеря. Лояльных режиму собираются расселить по другим регионам, а о судьбе нелояльных остается только догадываться. То есть, там идет зачистка территории от людей. Их земля уже отдана в концессию американским компаниям, которые собираются там добывать сланцевый газ. Геноцид русских идет в интересах американских фирм. Если эту мысль донести до сознания украинцев, то там не нашлось бы желающих воевать против Юго-Востока.

– От нападения НАТО Россию защищает «ядерный щит», сами мы нападать на альянс тем более не собираемся. Может, новая концепция НАТО ставит своей целью контроль над ситуацией в других регионах мира?

– Конечно, такие регионы как Ближний Восток важны для НАТО. Но «главный приз» в мировой войне это Россия. С ее ресурсами и географическим положением. Действия НАТО направлены, прежде всего, против нас.

И ядерное оружие нам не поможет. Нас никто и не собирается бомбить. Да и Западу не нужна у нас зараженная территория, тут собираются жить. В России есть большие запасы природных ресурсов и питьевой воды, здесь большие экологические ресурсы в виде лесов.

НАТО не будет на нас нападать военным путем, просто постараются взять под контроль нашу территорию. Так ведь Запад и действует на Украине. С помощью войск на эту страну никто не нападал. Но Украина сегодня фактически под прямым внешним управлением, идет инсценированная извне полицейская операция на Юго-Востоке. То же может быть и у нас. Десант к нам не высадится, а в зависимость наша страна попадет.

Источник

По теме:

1 комментарий

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.