Каждый совершеннолетний гражданин России должен получить бесплатно гектар земли под обустройство своей родовой усадьбы. Соответствующий законопроект на днях внесла фракция КПРФ на рассмотрение Государственной Думы.
Как пояснил заместитель руководителя Центрального комитета партии Валерий Рашкин, предусматривается в дальнейшем передача родовых усадеб по наследству, при этом земельный надел не будет дробиться на доли, и владеть им сможет только один наследник. Важно, что стать собственником сразу двух и более наделов ни у кого не получится. Площадь отводимых земель будет составлять 1-1,1 га, при этом дом и все остальные постоянные постройки не должны занимать более 10-11 соток.
Как указывается в законопроекте, сегодня в собственности частных лиц в стране – а нас 143 миллиона человек – находится всего лишь 7% земельных участков, общая площадь которых достигает 118 млн. га. Предприятиям и компаниям принадлежит лишь 1% угодий в России, что составляет 15 млн. га.
Таким образом, к федеральной и муниципальной собственности относятся все оставшиеся 92% земельных угодий. Распределением должны будут заниматься администрации субъектов федерации и местные власти. Предполагается, что гражданин сможет сам выбрать себе понравившийся участок под усадьбу, однако приоритет будет отдаваться местным жителям.
На сегодняшний день в стране уже имеется несколько тысяч усадеб, которые сгруппированы примерно в две сотни объединений. Однако депутаты полагают, что этот формат надо активно развивать, чтобы остановить вымирание удаленных населенных пунктов, а также поддержание и введение в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель.
С подобной инициативой всего год назад выступали депутаты Госдумы от фракции ЛДПР, которые обещали таким образом вернуть плодородие сельскохозяйственным землям страны, возродить село и обеспечить граждан чистым воздухом и экологичными продуктами питания. Кроме того, либеральные демократы утверждали, что подобный образ жизни мог бы укрепить и возродить институт семьи.
Но тогда эта идея не набрала необходимого числа голосов для получения одобрения в парламенте. И это представляется несправедливым на фоне регулярных сообщений СМИ, что очередной действующий чиновник обзавелся личной усадьбой на подмосковной Рублевке или в районе излюбленного туристами Плеса на Волге.
О выгодах нового предложения рассказал вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев:
— Мне нравится эта идея. Сегодня есть две проблемы, опыт работы с которыми полностью учтен в этом законопроекте. Земли не вынимаются из сельхозоборота, воссоздается уклад девятнадцатого столетия, когда Россия кормила хлебом всю Европу. У нас ведь в ста километрах от Москвы все бывшие колхозные поля уже заросли лесом… А ближний пояс — весь в сидящих друг у друга на голове коттеджах! Да и решать проблему продовольственной безопасности страны необходимо.
Первая проблема связана с замедлением сельхозоборота земель после массовой приватизации. Колхозы раздали свои земли селянам, те их продали или потеряли, а впоследствии часть наиболее привлекательных наделов оказалась застроена. А обрабатываемые угодья, как правило, в России сегодня тяготеют к ближнему поясу вокруг городов – далеко горожане сами ездить не хотят, а местные жители наоборот поуезжали в город. И это неправильно. Ведь, с точки зрения экологии и землепользования, массовое выращивание сельскохозяйственных культур должно вестись на заметном удалении от городской черты.
Кроме того, эта инициатива дает возможность ограничить оборот долей, не делить усадьбы в дальнейшем на сотки, которые в изобилии не понятно для чего выбрасывались бы на рынок, как это происходит сегодня с долями квартир и домов. Я полностью приветствую этот подход.
— У вас в словах сквозит некоторый негатив по отношению к торговле долями…
— Не секрет, что в квартирах сегодня собственник имеет законное право свободно продавать совершенно непонятные и неизвестно кому нужные 2-3 квадратных метра. Точнее, уже хорошо известно кому – криминальным группам. Покупая за сущие копейки у пьяниц или других малозащищенных лиц микроскопическую долю, они получают право прописаться и постоянно находиться на жилплощади, создавая невыносимые условия жизни для остальных совладельцев, понуждая их тем самым к продаже своего жилья за бесценок, поскольку безопасно проживать и комфортно пользоваться им они больше не могут.
Нужен законодательный запрет на подобные продажи долей в квартирах, и очень хорошо, что подобный жесткий запрет изначально вводиться в оборот земельных наделов. Без этого схема по отъему усадеб через скупку малой доли надела широко в масштабах всей страны заработала бы в интересах криминальных кругов!
Подобное законодательство уже работает в некоторых европейских странах: Швейцарии, Германии. Нельзя даже по наследству в Германии получить долю в доме или квартире. Один из наследников – он определяется по согласию или по суду – получает целый объект недвижимости, а у остальных выкупает их доли. Если все наследники неплатежеспособны, то недвижимость продается с торгов, а наследники получают деньги сообразно доле наследства. Такой же механизм надо предусмотреть и при передаче наследуемых родовых гнезд.
— Какие моменты вас смущают в этом предложении?
— Не понятно пока, как будет идти выделение участков. Вокруг Москвы, например, соседние участки могут отличаться в цене в несколько раз, цены баснословные… Вы представляете, какие битвы начнутся за землю, особенно учитывая качество нашей судебной системы? Это уже породило большое неравенство на земле после приватизации, что же будет теперь?
И есть другой момент, потенциально работающий на усиление неравенства. Вот мы говорим об усадьбах как экономическом укладе – но производство девятнадцатого века было немыслимо без крепостных и батраков… Что же теперь к усадьбам и «людишек» приписывать?
— Теперь есть технологические и финансовые возможности зарабатывать на удаленным доступе. Через интернет, фондовый рынок. Можно сидеть в усадьбе семьей, а деньги делать в городе…
— Может быть, это будут фермерские хозяйства. Не знаю, но неравенство будет сразу. Ведь одно дело нести расходы и снимать урожай в Краснодарском крае, другое – в Нечерноземье.
— Эта инициатива в случае ее принятия будет пользоваться очень большим спросом со стороны населения и сможет радикально решить ту свою государственную задачу, ради которой она выдвигалась – поднять сельское хозяйство на новый уровень, возродить заброшенные земли, создать новый формат комфортного проживания за счет семейных гнезд. В этом я вижу смысл и назначение нового закона, — заявляет член комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы Андрей Клычков.
— В больших городах, впрочем, в Санкт-Петербурге, Москве и других городах-миллионниках воплотить эту идею в жизнь будет непросто, может быть, даже невозможно. Но дело, разумеется, не в отсутствии желания у горожан обрести бесплатно угодья. Земли в крупных городах попросту нет. Вот и в рамках выделения земли под садовые участки – а это всего-то несколько соток, отнюдь не гектар – прицельно многодетным семьям (опять же далеко не каждому жителю) мы не можем и близко найти необходимое количество наделов даже на территории Новой Москвы, а она тянется, напомню, до самой Калужской области…
Можно представить, какой будет спрос на удобные и плодородные земли вокруг столицы! Однако без дополнительного соглашения с Московской областью протянуть руки к лежащим за городской чертой угодьям мы не можем. И я сомневаюсь, что областная администрация позволит раздать всю свою территорию на усадьбы москвичам – их ведь в несколько раз больше, чем собственно жителей области…