Япония готовится воевать за рубежом. Во вторник, 1 июля, кабинет министров страны во главе с Синдзо Абэ принял резолюцию, которая позволяет по-новому трактовать 9-ю статью конституции страны, запрещающую создавать собственные вооруженные силы. В резолюции допускается использование сил самообороны Японии за пределами собственной территории для защиты союзников от нападения общего врага. Так, к примеру, Токио сможет прийти на помощь Вашингтону, если американские вооруженные силы подвергнуться нападению со стороны КНДР.
Теперь документ должен утвердить японский парламент, но с этим, видимо, проблем не возникнет. У правящей коалиции – Либерально-демократической партии премьера Абэ и ее союзницы, буддистской «Новой Комэйто» – в парламенте большинство.
Напомним: с 1947 года конституция запрещала Японии участвовать в военных конфликтах и иметь собственную регулярную армию, однако считалось, что Япония как член ООН имеет право на оборону. Это позволило Токио в 1954 году воссоздать ограниченный военный потенциал в виде сил самообороны. И это – довольно ощутимый потенциал.
По оценкам Стокгольмского института защиты мира, Япония обладает пятым по величине военным бюджетом в мире — $59 миллиардов. Ее силы самообороны располагают 769 боевыми самолетами, в также самым мощным флотом в регионе.
По мнению американского военно-политического издания Global Security.org, сферой применения японских сил может быть пространство Восточно-Азиатского региона. Особенно этого опасается Китай, где изменения в японской оборонной доктрине были восприняты негативно. «КНР возражает против планов Японии проводить свою политику путем попыток фабрикации исходящей из Китая угрозы», – заявил во вторник представитель китайского военного ведомства.
Что на деле стоит за военным усилением Японии, и угрожает ли оно России?
– Абэ умело обошел ограничения японской конституции, – отмечает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. – Надо сказать, внести поправки в конституцию Японии довольно трудно: требуется, чтобы изменения поддержали две трети депутатов обеих палат парламента. У правящей коалиции нет такого большинства, кроме того, внутри Японии сильна оппозиция желанию Абэ посылать войска за рубеж. Абэ выбрал обходной путь – изменил трактовку конституции.
«СП»: – Зачем Японии использовать силы самообороны за пределами своей территории?
– Этот шаг лежит в русле общего курса премьера Абэ. Он считает, что Япония должна повышать роль на международной арене, и иметь возможность отстаивать свои интересы собственными силами. В целом, Абэ держит курс на выход из послевоенного режима – тех ограничений, которые были наложены на Японию, прежде всего, США после поражения во Второй мировой.
Эти ограничения как раз отражены в конституции и 9-й статье, которая провозглашает отказ Японии от решения международных споров и конфликтов с помощью силы или угрозы ее применения. Кроме того, в Японии в послевоенное время был принят ряд других ограничений – например, отказ от экспорта оружия.
Абэ, кроме того, считает, что Японию несправедливо обвиняют в грехах, которые она совершила во время агрессии на материке во время Второй мировой. Премьер ищет возможности пересмотреть заявления, сделанные его предшественниками, в частности, премьером Томиити Мураямой в 1995 году, в которых он принес извинения за агрессию Японию, а также за страдания и ущерб, которые Япония нанесла народам Азии. Сейчас Абэ берет откровенный курс на повышение военного потенциала страны.
«СП»: – Получается, Абэ весьма последователен. Помнится, в 2006-м он уже был премьером, и уже тогда добился, чтобы управление сил самообороны было переименовано в министерство обороны…
– Абэ вообще считает, что Япония должна иметь полноценную национальную армию. И неукоснительно движется к этой цели. В декабре 2013 года были приняты новые основные направления оборонной политики Японии – своего рода, новая военная доктрина (поскольку Япония считается пацифистской державой, официально термин «военная доктрина» она не использует). Упор в документе сделан на повышение значения сил самообороны в реализации внешнеполитических интересов. В декабре же были пересмотрена среднесрочная программа развития сил самообороны на 2014-2018 годы. А в начале 2014 года Абэ отказался от ограничений по экспорту оружия, и сейчас Япония становится полноценным экспортером вооружений – а у нее огромный военно-промышленный потенциал.
Наконец, по указанию Абэ был создан совет национальной безопасности – по американскому образцу. Сейчас этот совет должен взять в свои руки реализацию всей внешнеполитической стратегии Японии, которая раньше была раздроблена между МИДом, минобороны, а также министерствами финансов и промышленности.
Абэ, обосновывая курс на военную самостоятельность, указывает на напряженность в Азиатско-Тихоокеанском регионе и вызовы японской безопасности. В их числе – рост военного потенциала Китая и непрозрачность его военного бюджета, и ракетно-ядерные проблемы Северной Кореи. Премьер Абэ, конечно, понимает, что пока Япония не может превратиться в самостоятельную ядерную державу, и потому не может отказаться от американского ядерного зонтика. В стратегии национальной безопасности Японии прописано, что США остаются краеугольным камнем во внешней политики Японии.
Но теперь японцы готовы подставить американцам еще и плечо. До сих пор договор о взаимной безопасности США и Японии предполагал, что Япония будет взаимодействовать с вооруженными силами США лишь в случае угрозы нападения на японские острова. Новая интерпретация конституции предполагает, что Япония может участвовать в совместных военных действиях с США в других регионах мира.
«СП»: – Как конкретно может выглядеть японская поддержка?
– Япония сможет обеспечивать тыловую поддержку американского ВМФ в военных операциях, а при необходимости – и сбивать северокорейские баллистические ракеты с ядерными боеголовками, если они будут направлены в сторону Соединенных Штатов. Американцев это вполне устраивает. Япония по-прежнему остается ключевой ячейкой в сети американских договоров о безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
«СП»: – А Китай военное усиление Японии не одобряет?
– Заявление Китая, в котором он осуждает действий Японии, было сделано спустя считанные часы после принятие резолюции кабинетом Абэ. Китайцы рассматривают такие шаги как возрождение японского милитаризма. Не в восторге от японцев и Южная Корея.
«СП»: – Что означает курс на милитаризацию Японии для России?
– США, поддерживая Японию, по сути, пытаются создать в регионе Восточное НАТО. Для России это плохая новость – российский Дальний Восток является частью региона, в котором происходит военное усиление Японии. Думаю, наши стратеги без особого восторга восприняли известие о готовности Страны Восходящего Солнца воевать за рубежом.
Есть еще важный момент. Япония, усиливая военное сотрудничество с США, намерена развивать и взаимодействие в сфере противоракетной обороны. Для России – это самый тревожный момент. Не далее, как в ноябре 2013 года в Токио состоялась первая встреча Россия-Япония в новом формате 2+2 (с каждой стороны участвовали по два министра – обороны и иностранных дел). На ней РФ впервые заявила, что ее тревожит вопрос японской ПРО.
Это на самом деле так. Мы же видим, что делается в Европе по части ПРО – американцы размещают ее элементы, несмотря на наши протесты. Если такая же система будет развернута еще и на Дальнем Востоке, США создадут глобальную систему по сдерживанию России и ее стратегического ракетно-ядерного потенциала.
У нас ядерные ракетоносцы базируются в Охотском море, и если в Японии будет развернута американская ПРО, она позволит сбивать наши баллистические ракеты, направленные в сторону США, еще на траектории взлета. Это очень опасная для нас перспектива…
– Конституция Японии – самая унизительная среди конституций стран мира, – считает академик Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. – Ее для японцев фактически писали американцы после Второй мировой, и поставили Японии жесткие рамки. Япония, по сути, стала неотъемлемой частью американской военно-политической стратегии, сателлитом США.
Японцы эту унизительность хорошо чувствуют. По крайней мере, военная элита – в свое время я лично встречался с японскими генералами – руководителями управления национальной безопасности. Где-то подспудно японцы хотели бы иметь самостоятельность в военных вопросах.
С другой стороны, обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе действительно накаляется, и японцы хотели бы иметь страховку от нарастающего военного потенциала Китая. Наконец, политическая стратегия США предусматривает создание балансов против нарастающих центров силы. Скажем, Великобритания – это противовес Германии, нам сейчас в качестве противовеса подсунули Украину. А Японию американцы пестуют как контрбаланс военной мощи Китая, и как главного конкурента Поднебесной.
России в этой ситуации необходимо выстраивать собственную систему балансов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Нам невыгодно, чтобы решающее превосходство в регионе имела китайская армия – это обязательно приведет к усилению агрессивных наступательных тенденций КНР. РФ следует работать в треугольнике Россия–Япония–Индия, который и будет противовесом Китаю.
Но одновременно надо работать и с самим Китаем. Это должна быть гибкая стратегия. Китайцы должны знать, что мы будет развивать отношения с Японией, будем осуществлять военное сотрудничество с Индией и Вьетнамом. Это будет сдерживать устремленность КНР в нашу сторону
Нам нужны многовекторные отношения в регионе. Поэтому и резко выступать против Японии нам не с руки, и давать преимущество Китаю нежелательно…