Экономика и Финансы

Три процента Силуанова. Налог с продаж будут оплачивать из своего кармана малоимущие граждане

Правительство не знает, как залатать дыры в бюджетах регионов. И вот нашлось мудрое решение — регионы могут получить право вводить налог с продаж уже с 2015 года. Об этом сообщил на днях министр финансов Антон Силуанов. По его словам, решение о введении налога сейчас обсуждается в правительстве.

«Мы договорились с Госдумой о возможности принятия налоговых законов в начале работы после каникул, и в течение лета у нас есть время для обсуждения вопросов повышения доходной базы бюджетов субъектов РФ», — передает заявление Силуанова на брифинге по итогам заседания правительства агентство РИА «Новости». По его словам, у правительства «есть все законодательные возможности для того, чтобы принять решения по налогам, которые будут введены в следующем году».



Цена вопроса такова: по оценке Минфина, в результате введения налога с продаж, размером в 3% от стоимости товара, региональные бюджеты могут получить до 200 млрд рублей ежегодных дополнительных доходов. Да вот беда, дефицит бюджетов регионов оценивается не в миллиардах, а уже в триллионах рублей, и эти деньги им будут как мертвому припарка. Зато этот налог ощутимо ударит по карману покупателей, для которых все товары станут дороже. А так как в регионах основная масса населения – малоимущие граждане, то для них повышение цен на товары первой необходимости станет весьма чувствительным.

Кроме того, судя по прошлому опыту, основная прибыль от налога будет собираться в регионах, где есть крупные розничные сети, таких как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, которые и без того не бедствуют. К примеру, по данным ФНС, в 2013 году в федеральный бюджет поступило от Москвы 562,8 млрд рублей НДС. Как подсчитали эксперты, это означает, что при обложении аналогичной налоговой базы 3%-ным налогом с продаж, столичные власти могут собрать более 90 млрд рублей дополнительно.

Так что бедным регионам это не поможет, да и с администрированием могут возникнуть проблемы, указывает директор по региональным финансам Fitch Ratings Владимир Редькин. Ведь для того, чтобы он был эффективным, этим налогом должна быть фактически охвачена каждая торговая точка, а их очень много – налоговиков не хватит за всеми уследить. Поэтому гораздо разумнее было бы просто оставить часть НДС в регионах, как это было раньше, считает эксперт.

Кстати, и Минэкономразвития тоже выступило против этой идеи: по мнению ведомства, введение в регионах налога с продаж, одновременно с действующим в стране НДС, значительно усилит налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, который и так полуживой. И к тому же, разгонит инфляцию, которая сейчас уже подскочила до 7,8%, даже в официальных отчетах правительства, при планировавшихся 5,5%, а в реальности достигает 12% по некоторым видам товаров.

Есть здесь и еще один нюанс: возможность введения налога с продаж не зафиксирована в «Основных направлениях налоговой политики на 2015—2017 годы». Как считает замминистра экономразвития Сергей Беляков, это может сильно осложнить законодательное прохождение инициативы. Он тоже считает, что совмещение НДС и налога с продаж одновременно вызовет рост налогов в экономике и потребительских цен.

В общем, несмотря на постоянные заявления Минфина о том, что у правительства нет необходимости в повышении фискальной нагрузки, она все равно растет. И особенно это заметно на региональном уровне. Например, по мнению экспертов, налоговую нагрузку в регионах значительно увеличивает перевод коммерческой недвижимости на уплату налога на имущество, рассчитанного по близкой к рыночной кадастровой стоимости.

По мнению консультанта Экономической экспертной группы Александры Суслиной, эти «три процента Силуанова» наглядно свидетельствуют о том, что бюджетная система России действительно находится в весьма плачевном состоянии. Ведь если власти предполагают даже возможность введения дополнительных налогов, то это явно означает, что денег больше взять просто неоткуда. А о том, чтобы повышать эффективность экономики для получения тех же 200 млрд рублей, правительство даже не задумывается.

— Не далее как в прошлом году и премьер господин Медведев, и его первый зам господин Шувалов в один голос убеждали общественность, что до 2018 года никаких новых налогов вводить не планируется, — комментирует «СП» специалист в области государственного управления экономикой, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. — Впрочем, в начале этого года правительство через депутатов Госдумы уже прощупывало общественную почву на предмет введения прогрессивной шкалы НДФЛ, ну да ладно. Но как согласуется очередной — не последний, не надейтесь — силуановский перл с обещаниями начальства — бог весть.

— Говорят, что этот налог вводить двойное налогоообложение, в чем это заключается?

— Дело в том, что налог с продаж — налог косвенный, берущийся не в лоб, с доходов налогоплательщика, как те же НДФЛ или налог на прибыль, а в виде надбавки к цене продукции или к тарифу. В результате получается, что с одного и того же товара или услуги покупатель будет платить два вида косвенных налогов — и НДС, и налог с продаж. Нонсенс. Это все равно, что облагать одну и ту же зарплату двумя одинаковыми по смыслу налогами — НДФЛ и, скажем, каким–нибудь налогом на жизнь.

— Некоторые эксперты утверждают, что введение этого налога разгонит волну инфляции, это так?

— Нет, не думайте, что после введения налога с продаж вырастет инфляция. Цены не изменятся, просто на кассе с нас будут драть дополнительные 3%. Цены не увеличатся — кошельки похудеют.

— Насколько законно введение налога с продаж?

— Помнится, на заре «нулевых годов» Конституционный суд РФ признал старый налог с продаж антиконституционным, поскольку его уплачивали физлица в статусе как простых граждан, так и индивидуальных предпринимателей – которые в те времена назывались ПБОЮЛ (предприниматель без юридического лица — ред.). И выходило, что один и тот же товар для предприятий среднего бизнеса — ООО (общество с ограниченной ответственностью — ред.) стоил меньше, чем для предпринимателей малого бизнеса — ПБОЮЛ. Получалась налоговая коллизия, способа обойти которую в Минфине, похоже, пока так и не придумали.

— А это поможет заткнуть дыры в региональных бюджетах?

— Не поможет. Минфин кормит начальников «сладкими» 200 миллиардами дополнительных рублей для катастрофически дефицитных региональных бюджетов. Для сведения: это приблизительно 1,5% от суммарных расходов федерального бюджета, и менее 1% от бюджета консолидированного (федеральный бюджет плюс региональные). А снизить бюрократические аппетиты, значит, никак? Что ж, готовьтесь. Рано или поздно налог с продаж все же появится. Мы еще натерпимся от этих «крепких государственников».

Тем временем, в России уже есть опыт обложения налогом с продаж. После короткого периода существования в 1991 году, он был снова введен в 1998 году. Тогда регионы получили право вводить налог по ставке от 0 до 5%, в результате в большинстве из них была установлена максимальная ставка налога.

Конституционный суд РФ дважды признавал налог неконституционным — в 2001 и в 2003 году, потому что параллельно с НДС, он фактически приводит к ситуации двойного налогообложения. В итоге налог был отменен в 2004 году.

Параллельное введение двух налогов не только неправильно, но и опасно для экономики страны. По мнению бизнес-омбудсмена Бориса Титова, «сегодня мы и так достигли того предела, когда любое увеличение налогов попросту приведет к снижению доходов бюджета. «Если мы повысим налоги — предприятия начнут закрываться и уходить дальше в тень. Сейчас конечно ситуация лучше, но мы можем легко откатиться в девяностые годы», — заявил бизнес-омбудсмен.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.