Международный валютный фонд продлил до 9 июля переговоры о втором транше финансовой помощи Украине. Решение об очередной порции финансового допинга для «незалежной», погруженной в анархию гражданского противостояния, будет зависеть от общего состояния экономики и кредитоспособности Киева. Напомним, в апреле МВФ посулил майданным властям двухлетний кредит в размере $17 млрд. После чего был перечислен первый транш размером в $3,2 млрд.
Однако реальность превзошла худшие ожидания. Экономика Украины рушится из-за продолжающейся с мая войны на Юго-Востоке. Многое будет зависеть от выполнения госбюджета, который был утвержден с прогнозным сокращением ВВП на 3%. Специалисты МВФ более пессимистичны – падение может составить 5%. В свою очередь, Европейский банк реконструкции и развития пророчит все 7%. Камнем преткновения может стать вопрос об увеличении согласованного с Фондом предельного дефицита госбюджета.
До сих пор навязанные западными заемщиками меры приносили в основном отрицательные результаты. Под давлением МВФ киевским властям пришлось урезать запланированные расходы. Что вылилось, в частности, в сокращение числа бюджетников, замораживание размера зарплат и социальных выплат, повышение тарифов на газ, отопление и электроэнергию, девальвацию гривны. При этом продолжение т.н. «АТО» фактически заблокировало работу значительной части промышленных предприятий бывших Донецкой и Луганской областей. Всемирный банк взял на себя часть расходов по поддержанию социальной сферы Украины. В минувшую пятницу на заседании совета директоров этой структуры был утвержден заем в размере $300 млн. на реализацию проекта «Модернизация системы социальной поддержки населения Украины».
Впрочем, заявленная «модернизация» скорее всего, выльется в дальнейшее повышение тарифов, сокращение субсидий на транспорт и реструктуризацию банковского сектора.
Приняв условия МВФ и подписав соглашение об ассоциации с ЕС, Украина лишила себя экономического суверенитета, считает старший аналитик ИК «Риком-Траст»Владислав Жуковский.
– Киев протянет ровно столько, сколько ему будут давать деньги либо на Западе, либо на Востоке. Восточный (российский) «кран» майданные деятели сами перекрыли. Осталось только ходить на поклон в Брюссель, в Вашингтон, договариваться со Всемирным банком и Международным валютным фондом.
– Как отразится на сальдо платежного баланса Украины разрыв торговых отношений и кооперационных связей с Россией?
– Если брать Юго-Восток, то три четверти производимых здесь товарных потоков шло на российский рынок. Аналогичный вклад Россия вносила и в инвестирование юго-восточных регионов Украины. В наибольшей мере пострадали станкостроение, оборонка и приборостроение. В западных регионах и центре ситуация попроще. Потому что они и так находятся в состоянии тотальной деиндустриализации и офшоризации. Восток Украины страдает сильнее, что показывают первые пять месяцев текущего года. На территории бывших Донецкой и Луганской областей по экспортным поставкам спад составляет 20-30%. При сокращении промышленного производства на 15%. Это обусловлено боевыми действиями и срывом поставок на российский рынок.
– Состоится ли торговый прорыв в Евросоюз после подписания соглашения об ассоциации?
– Это несбыточная красивая сказка, которую сочинила западная пропаганда. Что касается кредитов МВФ и Всемирного банка, то здесь есть две проблемы. В текущем году Украине нужно $35-40 млрд. для того, чтобы стабилизировать бюджетную систему. Плюс необходимы средства для сбалансирования платежного баланса по статье инвестиционных доходов. Поскольку чистые инвестиционные убытки украинского государства в этом году достигают $10 млрд. Покрытие дефицита внешней торговли потребует еще $10-12 млрд. Не говоря уже о том, что просели поступления от соотечественников, которые работают за рубежом. Опять же, преимущественно в России. Вместо обычных $10-11 приток сократится до $5-6 млрд.
Экономика Украины, по большому счету, находится в руинах, о ней просто забыли в ходе больших геополитических игр против России. Складывается такое впечатление, что на Украине повторяется российская ситуация 1990-х, когда в разгар экономической «гайдаровщины» вымирал и деградировал реальный сектор экономики. Учитывая, что администрации русофобов (включая «многовекторного» Януковича) на Украине сменяли одна другую на протяжении последних 20 лет, Россия не много потеряет, если перестанет субсидировать враждебно настроенное государство.
– В середине июля на Украину нагрянет очередная инспекция МВФ. Что, по-вашему, «покажет вскрытие»?
– Утешительного будет мало. Особенно с точки зрения устойчивости валютно-финансовой системы и кредитоспособности Украины. Не факт, что по результатам проверки МВФ решится выделить следующий транш. Предоставление помощи, скорее всего, увяжут с удержанием под контролем Юго-Востока. Собственно говоря, представители МВФ говорили об этом еще в апреле-мае. Так что эскалация напряженности и решение Киева идти ва-банк во многом объясняется позицией международных институтов, которые толкнули Украину на путь гражданской войны.
Я бы сказал, что кредиты МВФ имеют не столько экономический, сколько военно-политический характер. Если Киев потеряет Донецк и Луганск, это больше 20% торгового потенциала Украины. Эти области генерируют львиную долю экспортно-валютной выручки. В прошлом году профицит бюджета Донецкой области (до того, как заработанные средства были изъяты в пользу центра) составил $10 млрд. При этом в целом у Киева наблюдался внешнеторговый дефицит в районе $15 млрд. Можно сказать, что Донецк на две трети финансировал избыточное потребление импорта всей остальной Украиной.
В МВФ работают неглупые люди. Они прекрасно понимают, что без Донецка и Луганска Украина не сможет вернуть кредит. Это спровоцирует дальнейшую экономическую дезинтеграцию, бегство капитала и хронический дефицит ликвидности (как гривневой, так и долларовой). Учитывая, что только в текущем году нужно погасить миллиардные долги, это почти катастрофа. Если Украина потеряет экспортные внешнеторговые потоки, все окончательно рухнет.
МВФ, как и Всемирный банк, это не благотворительные организации, напоминает главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.
– Если они предоставляют помощь, то на весьма жестких условиях. Причем они диктуются странами Запада. Поскольку решающий голос в МВФ принадлежит им. Достаточно сравнить, какой квотой голосов располагают США или Россия с Китаем. Так что деньги, которые выделяет МВФ, имеют четкую политическую подоплеку. Они предполагают взятие заемщиком на себя обязательства проводить прозападную ультралиберальную политику.
– Какие директивы международного финансового сообщества пришлось выполнить Киеву?
– В частности, были обложены дополнительными налогами депозиты граждан, урезаны зарплаты и пенсии. После того как Украины подсела на кредитную иглу, ее будут дергать за ниточки, требуя все новых уступок. Тем более что пространство для маневра у Киева отсутствует. Поскольку идет сокращение внешней торговли с Россией, доходы Киева резко проседают. А, значит, следующие транши будут оговариваться новыми условиями. Тогда гражданам Украины придется не то, что «затягивать пояса», а вовсе «класть зубы на полку».
Как нетрудно догадаться, первый транш в $3 млрд. Киев потратил на военные нужды. Пока проводится милитаристская линия, команда Порошенко будет «сжигать в пепле войны» любые средства, которые будут поступать. Ведь нужно и ремонтировать военную технику, и платить деньги участникам т.н. АТО.
– Означает ли это, что на Украине возможен социальный Майдан?
– Первой ласточкой стали акции на Крещатике против повышения тарифов на услуги ЖКХ. Пока это еще цветочки, ягодки начнутся по мере приближения зимнего периода. Тогда украинский блеф, что они смогут обойтись собственным газом, станет очевидным для всех. Украина вернулась в ситуацию начала 1990-х годов, когда она жила от одного транша до другого. Если же переводы средств «вспомоществования» будут задерживаться, политическая элита «незалежной» будет находиться в подвешенном состоянии. Возможно, глобальная финансовая корпорация этого только и хочет. Поскольку это позволяет ей добиваться все больших политических уступок от руководства Украины. Можно предположить, что выдача очередного транша теперь будет увязываться со сменой состава правительства, решением проводить или не проводить выборы, принятием Радой документов в сфере внешней политики.
– О чем идет речь?
– Возможно, Запад будет добиваться полного выхода Украины из состава СНГ и полного разрыва отношений с Россией.
– Могут ли майданные власти повторить трюк своих предшественников, которые с переменным успехом пытались интегрироваться в «цивилизованный мир» за счет России?
– Это будет зависеть от позиции Кремля. Если Москва будет продолжать линию, которую мы имели в 1990-е и «нулевые» годы, то это вполне возможно. Фактически Москва тогда оплатила становление украинской государственности. Я имею в виду, что Киев всегда воровал российский газ. И что мы получили взамен?! То, что легко дается, дорого не ценится. Если продолжать нашу прежнюю политику, мы будем оплачивать разрыв с Украиной из собственного кармана.
Судя по всему, киевское руководство взяло курс на полный разрыв отношений с «Газпромом». Надеюсь, это вынудит нашу газовую корпорацию более трезво взглянуть на вещи. И, может быть, применить те меры санкционного характера, на которые раньше не решались. В противном случае иски будут идти со стороны Европы и западных производителей. Потому что договоры с европейскими потребителями составлены таким образом, что события на Украине не могут рассматриваться как форс-мажор. Надеюсь, всё это вынудит «Газпром» проводить более жесткую линию в отношении Киева.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня