Власти ДНР намерены выплачивать денежное довольствие ополченцам, которые принимают участие в боевых действиях. Как заявил один из лидеров республики Игорь Стрелков, пополнившие армейские ряды бойцы смогут рассчитывать на выплаты размером от пяти до восьми тысяч гривен (14,6 — 23,5 тыс. руб.).
«Хотелось бы сказать, что многие готовы были бы вступить в ополчение, если бы была гарантия для семей. Сейчас такая гарантия будет, начиная с этого месяца, ополченцам планируется выплачивать достаточно серьезные, ну по местным меркам, суммы, то есть от пяти до восьми тысяч гривен. Мы планируем с июля месяца ввести оплату. (…) То есть мы будем создавать контрактную армию», — пояснил Стрелков в интервью «Первому республиканскому телеканалу».
Многие наблюдатели обращают внимание, что это решение было озвучено на фоне последних заявлений киевского руководства, которое взяло курс на милитаризацию экономики страны. По признанию Петра Порошенко, майданные власти сократят расходы на науку ради увеличения финансирования производства вооружений. Одновременно Киев продолжает наращивать группировку украинских войск, которая сужает кольцо вокруг Луганска и Донецка. В среду появились сообщения о бое, который начался в районе села Паньковка, расположенном в 16 км к северо-востоку от Луганска.
Помимо не прекращающихся попыток выбить ополченцев с КПП на границе с Россией, украинские военные стремятся изолировать друг от друга столицы ДНР и ЛНР. В публичных выступлениях киевские политики отрицают наличие планов по применению осадной артиллерии и авиации. Однако 9 июля жители Донецка стали свидетелями авианалета, в ходе которого украинский штурмовик Су-25 сбросил две бомбы на Петровский район города, где находится угольная шахта. К счастью, на этот раз обошлось без человеческих жертв. Украинские СМИ объяснили последствия бомбардировки взрывом метана на шахте.
Стоит добавить, что помимо создания контрактной армии руководство ДНР отреагирует на изменение ситуации введением военного положения на территориях, которые расположены рядом с местами дислокации киевских силовиков. В Донецке и в других городах будут созданы комендатуры.
Создание профессиональной армии – необходимый этап в процессе построения любого государства, отмечает военный эксперт Виктор Мясников.
– Достаточно вспомнить историю советского государства, которое переживало аналогичный период в 1918 году. Вначале была создана Красная гвардия, в которую вступали добровольцы. Многие не имели никакой военной подготовки. Как следствие, части красногвардейцев несли большие потери. А когда начался полноценный призыв, обнаружилось, что люди не спешат вступать в ряды Красной армии. По той простой причине, что их семьи оставались без кормильцев. И были обречены на голод, если женщины не могли найти работу.
Поэтому Советская власть вскоре ввела довольствие для военнослужащих. Не всегда денежное – иногда в виде продовольственного пайка. А деньги получали в той валюте, которая имела хождение на линии фронта (зачастую царскими деньгами). Потому что в прифронтовой полосе местное население не признавало советских купюр.
В Новороссии денежное довольствие выплачивается в гривнах. Это единственно возможное решение – многие взяли бы оружие, чтобы защищать свою землю, но не могут бросить на произвол судьбы семьи. В отличие от Славянска, в Донецке деньги имеются. Я думаю, власти ДНР не зря пока не национализируют местные предприятия Рината Ахметова, которого Киев обвиняет в финансировании «террористов».
– Ахметов сознательно ведет двойную игру?
– Есть основания полагать, что на средства его компаний частично финансируется батальон «Восток». По большому счету, у «серого кардинала» Донецка и нет другого выбора. Потому что отказ перечислять налоги в бюджет ДНР может привести к потере им своих активов. Понятно, что хозяева могут пытаться уклоняться от налогообложения и выводить доходы. Это как в случае с банками – в филиалы поступает директива, и банкоматы блокируются. Но в отличие от банка, где наличных денег может не быть, а есть лишь пустой офис, предприятия работают и производят продукцию. Если отчисления прекращаются, эти структуры могут быть национализированы. Тогда уже все средства, вырученные за произведенную продукцию, централизовано пойдут в казну республики, а не на счета олигарха.
В свое время Ахметов начал создавать батальоны, в которые записывали рабочих его предприятий. Предполагалось взять под контроль города, в которых находятся ахметовские заводы, комбинаты и фабрики. Закончилось это тем, что эти формирования влились в ополчение. После этого разговор о национализации заводов Ахметова затих. А в последнее время он сделал ряд знаковых заявлений. В частности, заявил о том, что нельзя бомбить Донбасс.
– Какие еще меры необходимо предпринять, чтобы Новороссия получила полноценную регулярную армию? Чем в этом плане может помочь Россия?
– Самое главное — это поднять дисциплину и неукоснительно соблюдать принцип единоначалия. Вся армейская структура должна управляться сверху до низу. Также необходимо наладить связь и снабжение. Такая же исполнительская дисциплина должна поддерживаться во всех властных структурах. Нельзя допускать наличия неуправляемых анклавов на своей территории. Там, где действуют «самостийные» ополченцы, которые в условиях анархии и безвластия могут позволять себе все, что угодно. Что касается России, то ополченцы не зря удерживают контроль над куском границы, за который каждый день идут бои. Это не только возможность организовать выход для беженцев, но и канал тылового обеспечения.
– Насколько непризнанные республики самодостаточны в военном плане?
– Мирная жизнь в Луганске и Донецке не нарушена. Люди ходят на работу, предприятия производят продукцию, продолжается торговля. Правда, в силу притока беженцев из Славянска, Краматорска и других захваченных Киевом мест, не исключено введение карточного снабжения. В то же время работают Луганский патронный завод и донецкий химзавод, производящий взрывчатку. Немаловажно, что берутся под контроль оставшиеся воинские части. В основном это подразделения внутренних войск, ПВО, склады и базы снабжения, где сохранились вооружения и военная техника. Пока проблем с боеприпасами у ополченцев не наблюдается.
– В последние дни в силу вынужденных обстоятельств им пришлось перебросить значительную часть сил в республиканские столицы. Как это отразится на военной обстановке?
– В этом есть позитивные моменты. Дело в том, что у города-миллионника огромный периметр. План по зачистке Новороссии предусматривает блокаду и изоляцию Донецка и Луганска. С тем, чтобы постепенно привести их к покорности путем бомбардировок. Но при таком огромном периметре крайне трудно создать глухое блокирующее оцепление. Даже из полностью окруженного Славянска колонна ополченцев вышла достаточно легко, пробившись через единственный блокпост. Дальше около 100 км они шли, не встречая никакого сопротивления. Думаю, охват Донецка и Луганска будет еще более «пунктирным». Собрав силы в кулак, ополченцы будут достаточно легко прорывать оцепление, переходя в контрнаступление. Такие атаки они проводят, как правило, в ночное время.
Киев будет применять тяжелую военную технику, бомбить города. Хотя самолетов у него становится все меньше. В Славянске обстрел шел с горы Карачун, в Донецке и Луганске у киевских силовиков такой доминирующей точки нет. В этом смысле их позиции в чистом поле достаточно уязвимы. На каждый залп из гаубицы украинские военные могут получить ответный огонь.
– Применение авиации может стать «красной линией» для вмешательства в конфликт России?
– Наше руководство достаточно четко обозначило свою позицию. Москва не будет вмешиваться напрямую, но и не станет мешать Новороссии. То есть не будет идти на поводу у США и Европы, подталкивая ополчение к разоружению и сдаче. Хотя на фоне происходящего (чего стоят только обстрелы наших пограничных пунктов боевиками нацгвардии) более активные действия России выглядели бы адекватно. Понятно, что это провокации, связанные с попыткой вовлечь Москву напрямую в конфликт.
Сопредседатель Народного фронта Новороссии Константин Долгов:
– Ополченцы пока успешно противостоят украинской армейской машине и карательным батальонам. Причем каждый из украинских военных получает денежное довольствие. Оно может быть небольшим в регулярных частях. А может и весьма существенным, как у наемников Коломойского. Ополченцы же до сего момента сражались за идею на голом энтузиазме. При этом они держали Славянск, Краматорск и другие города, покинув их только по приказу. То, о чем сказал Стрелков, это логичный шаг, который позволит укрепить обороноспособность народных республик. В любой армии людям, которые рискуют жизнью, выплачивают довольствие.
– Будет ли это способствовать притоку новобранцев в ряды ополченцев?
– Думаю, да. Потому что в виду тяжелой экономической ситуации в Донбассе, наши воины должны быть уверены в том, что их семьи будут накормлены. Понимая это, мужчины Донбасса станут активнее записываться в ополчение.
– Как скажется появление новых военных расходных статей в бюджете на экономике ДНР и ЛНР?
– Это вполне посильное финансовое бремя, которое нам приходится нести в условиях войны. Донбасс — один из богатейших регионов бывшей Украины. Думаю, проблем с выплатой денежного довольствия ополченцам не возникнет. Наша главная задача на сегодня – защитить результаты референдума о самоопределении. В сложившейся ситуации это можно сделать только с оружием в руках. Иначе часть жителей молодых республик просто уничтожат, а остальные будут подвергаться унижениям. Тем более что представители украинских властей уже поговаривают о создании концентрационных лагерей. Здесь не до экономии.
– Будет ли экономика Новороссии перестраиваться на мобилизационный лад в условиях фактического военного положения?
– Ради сохранения жизни людей странно придерживаться классических рыночных догм и экономической модели. Без централизации полномочий и элементов планирования нашим республикам не обойтись. Если бывшая Украина перестраивает экономику на военные рельсы, чтобы обрушить на Новороссию всю военную мощь, нам тоже необходимо принимать нестандартные или непопулярные меры.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня