Оправившись после поражения на выборах президента Украины, Юлия Тимошенко наконец-то порадовала электорат своим ярким появлением в публичном пространстве. Причем, чтобы привлечь как можно больше внимания к своей персоне, леди Ю предусмотрительно использовала прием своего недавнего конкурента Порошенко. А именно: устроила настоящую пиар-акцию со сдачей крови для украинских военных, раненых в ходе силовой операции на Юго-Востоке.
Нынешний президент, помнится, после «Одесской Хатыни» тоже закатывал рукав на телекамеру – вроде как, раненым помочь хотел. Но роль донора оказалась провальной из-за сахарного диабета, которым, как выяснилось, страдает шоколадный король.
Тимошенко не подвела. Она не только сама сдала 400 мл крови редкой — четвертой положительной – группы (ею, как отмечает портал Ukranews, обладают только 5% населения планеты), но и вдохновила на донорство целую свиту депутатов-однопартийцев из «Батькивщины». Правда, сколько именно крови каждый из них пожертвовал родной армии, осталось за кадром.
Впрочем, наверное, это и неважно, поскольку «первую скрипку» в мероприятии играла все-таки Юлия Владимировна (к слову, французскую «бабетту» она опять сменила на родную косу — «бублик»).
Но вряд ли газовая принцесса согласится солировать только в узком кругу – с ее-то амбициями и боевым задором…
— Безусловно, Тимошенко будет использовать любой предлог для того, чтобы подчеркнуть какой-нибудь неприятный просчет Порошенко, — считает заведующий кафедрой факультета прикладной политологии Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), профессор Леонид Поляков.- И этот эпизод со сдачей крови, конечно, некий символический акт – у людей подсознательно должна сложиться цепочка ассоциаций, за которой последует вывод – вот кто настоящая, что называется, мать Украины.
Но помимо этого главная забота Тимошенко сейчас — постараться сделать все возможное, чтобы «Батькивщина» была первой на выборах в Верховную Раду. Потому что последние опросы на Украине показывают, пока впереди Радикальная партия Олега Ляшко.
Для Юлии Владимировны это крайне неприятная ситуация.
— Поясните…
— Она может оказаться в непривычной роли в Раде. То есть главой фракции, которая должна будет находиться на каких-то второстепенных ролях и договариваться с другими.
Именно поэтому она сейчас прибегает к таким демонстративным шагам, к таким пиар-акциям, понимая, что предстоящие выборы должны принести уже новый расклад сил. И к этому неизбежно придется готовиться.
Но Тимошенко при этом еще надеется, что Украина – в случае если Конституция ее будет изменена – превратится в парламентско-президентскую республику. Это значит, что функции президента будут существенно урезаны. И, по сути дела, пост премьер-министра будет самым значимым в этой системе.
— Для нее это был бы политический реванш?
— Да, конечно. Поэтому ее амбиции направлены не только на то, чтобы конкурировать с президентом Порошенко, а на выборах в Раду получить первое место. Но и на то, чтобы быть реальным претендентом на пост премьера. А это значит, что она станет, по сути, держателем «контрольного пакета» в политическом раскладе руководства страны.
— Почему сейчас Порошенко и Тимошенко не могут быть в одной команде? Виды на европейское будущее Украины у них совпадают, и Донбасс задавить хотят оба…Или такой альянс невозможен?
— Конечно, нет. У Тимошенко амбиции значительно серьезнее. Порошенко – это человек временного консенсуса всех украинских элит. Он выдвинулся (помимо того, что от американцев) именно потому, что никому не мешал. Пока что…
Многие ждут, когда Акелла промахнется.
С Тимошенко все-таки история другая: она привыкла быть на первых местах – то ли в роли лидера, то ли в роли жертвы. Поэтому никогда не пойдет на варианты, в которых будет при Порошенко кем-то.
Внешне – да. Внешне они союзники. Но самые серьезные баталии разворачиваются между теми политиками, кто ближе друг к другу, потому что они борются, в общем-то, за одно и то же место.
— Насколько долгой будет политическая жизнь Порошенко?
— Трудно предсказывать. Если сейчас ситуация в Новороссии сложится по тому плану, который он провозгласил, и до конца лета, действительно, сопротивление будет подавлено, то это, конечно, серьезно укрепит его репутацию. И можно даже предполагать, что он свой срок досидит.
Если же все затянется и перейдет в фазу осеннюю, когда начнутся проблемы с социально-экономической ситуацией (а она, очевидно, будет ухудшаться), то очень вероятно, что Порошенко вынужден будет уйти под угрозой нового Майдана. Это совершенно не исключено.
Скорей всего, он и сам это понимает, поэтому именно сейчас старается дожать ситуацию в Донбассе.
— Юлин выпад в сторону Петра Порошенко выглядит действительно символично, — рассуждает главный редактор газеты «Киевский телеграф» украинский публицист и политолог Владимир Скачко. – Порошенко уже прозвали в народе Потрошенко, за то, что он продолжает потрошить Юго-Восток собственной страны карательной операцией и льет кровь своего народа.
А вот Тимошенко – такая вот «голубица мира» — кровь сдает. Но это одна сторона медали.
Есть другая: напомню, что один грамм сенильной кислоты, попав в водопровод, может уничтожить полностью население 200-тысячного города. Так что я бы не очень радовался за тех людей, которым вольют кровь Тимошенко. Этот человек ничего не делает просто так. Она может отравить полстраны своими 400-граммами очень редкой крови.
— Цель, вроде как, благая заявлена…
— Сомневаюсь, что она думает об Украине . Тимошенко – сбитый летчик, причем, сбитый дважды.
Нужны какие-то решительные действия. Люди живут в состоянии постоянного стресса и разочарования одновременно. Этот слезливый пиар «девушки с косой» уже не действует. Такого рода популизма украинцы, наелись года два назад.
У Тимошенко осталась одна надежда на политический реванш – немного затаиться, а потом высунуться со своим популизмом на волне социальных протестов, которые неизбежны уже к осени. Именно Юля и ее люди смогут возглавить социально протестующих по городам и весям, когда жители там попадут в свой мини-дефолт, потому что закончатся деньги на все.
И второе – она может возглавить вооруженные орды (как я их называю) украинского Талибана, которые потерпят поражение на Юго-Востоке, но оружие складывать не захотят и вернуться в Киев требовать свое.
По большому счету, огромное количество карателей-неонацистов – это обычные уголовники, которым обещали райскую жизнь. Например, Порошенко обещал, что уже с 26 мая, с момента избрания его президентом, участники АТО будут получать тысячу гривен в день, а жизнь их будет застрахована на миллион. В лучшем случае они получают три тысячи в месяц, и эти деньги задерживают.
Вот эти люди, которые столкнуться не с летним теплом и комфортом, а с осенней слякотью, с зимой, с нехваткой всего необходимого, начиная, с патронов, заканчивая теплой одеждой, они вернутся и предъявят счет: «За что мы кровь свою проливали?»
Собственно, на социально протестующих и вот этих воинов-мародеров Юля Владимировна и может рассчитывать. Но для этого есть еще одно условие.
— Что за условие?
— Она должна повторно пройти кастинг — ребрейдинг в вашингтонском и брюссельском обкомах. Надо, чтобы Марлен Олбрайт приехала еще раз и сказала: «Ну, Юля, давай!». И вот тогда Порошенко узнает, собственно, почем фунт лиха. Почем капля редкой крови женщины, которая его ненавидит…
— Но что им мешает стать союзниками?
— Ни при каких обстоятельствах эти люди союзниками не станут. Объективно говоря, ни Порошенко, ни Тимошенко совершенно не выгодны европейские законы ведения бизнеса. Потому что структура их собственного бизнеса спекулятивная, теневая, не подпадающая ни под какие нормы свободной конкуренции. Следовательно, и Европейский союз им нужен как зайцу стоп-сигнал. Это жупел. Это факел, поддерживая который, они получили индульгенцию и карт-бланш в Брюсселе и в Вашингтоне.
Но кому в Швейцарии интересны шоколадки Порошенко? И кто позволит Тимошенко спекулировать банковским капиталом на территории Европы себе на карман и в убыток европейским банкам?
Никогда они не станут членами одной команды. Они враги. Причем, враги психологические, в бизнесе, политические — и были ими всегда.
Их путь восхождения на политический Олимп очень точно, кстати, описал Ющенко: «Я их нашел на помойке, вывел за собой. Они стояли за моей спиной, а теперь грызутся».
Это правда. Как сцепились тогда, с тех пор и живут в таком вот клинче – то в близком, то в дальнем.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня