В России

Путин обходит США с южного фланга

Президент облетит Латинскую Америку и предложит стратегический союз с Евразией

В четверг вечером Владимир Путин отправился в большое латиноамериканское турне, которое станет его самой продолжительной поездкой с начала третьего срока президентства. Для того, чтобы облететь несколько стран западного полушария (Куба, Аргентина и Бразилия) и вернуться на родину, президенту придется провести в воздухе около двух суток.

Масштабы внешнеэкономических маневров, затеянных Москвой на другом конце света, производят большое впечатление. Владимир Путин привезет на континент не просто традиционный (пускай и плотно набитый) контрактный портфель, а концептуальные предложения, выходящие на уровень стратегического союза.



Еще до начала турне российский лидер призвал страны латиноамериканского региона к более тесному сотрудничеству с евразийским экономическим объединением. Обращение адресовано крупнейшему региональному объединению западного полушария – СЕЛАК, в которое входят 33 страны. Некоторые эксперты расценили это как приглашение присоединиться к Таможенному Союзу, уже существующему на пространстве Евразии. В случае реализации этого проекта емкость общего рынка лишит смысла попытку изолировать его участников по отдельности.

Оформлению новой трансконтинентальной интеграционной группировки будет способствовать учреждение общего Банка развития. Предполагается, что это будет одна из крупнейших структур такого рода в мире. Также в ходе визита Владимира Путина в Латинскую Америку будет подписан договор о создании пула условных валютных резервов. Этот шаг позволит ослабить долларовый «поводок» на представителях развивающегося мира. Помимо прочего, президент пообещал продолжить работу по расширению зоны безвизового режима со странами Южной и Центральной Америки. Что будет способствовать укреплению не только торговых, но и гуманитарных связей.

Первую остановку после трансатлантического перелета Владимир Путин сделал на Кубе, откуда СССР и Россия уже не раз в своей истории «щекотали» мягкое подбрюшье Вашингтона. В интервью латиноамериканскому агентству Prensa Latina российский президент признал, что «в 90-е годы ХХ века двустороннее сотрудничество несколько снизило свои темпы, и зарубежные партнеры из других государств опередили РФ по ряду направлений». Однако Россия, как заверил президент, «готова наверстывать упущенное». По прибытию в Гавану Владимир Путин отправится на встречу с команданте кубинской революции Фиделем Кастро. Затем российский лидер возложит венки к Мемориалу советского воина-интернационалиста, а также к памятнику кубинскому национальному герою Хосе Марти. Еще одним пунктом программы визита станут переговоры с председателем Госсовета и Совета министров Кубы Раулем Кастро. По итогам которых ожидается подписание целого пакета документов.

Как заявил Владимир Путин, Россия пошла на «беспрецедентный шаг» в знак подтверждения серьезности своих намерений вывести двусторонние отношения на стратегический уровень. Речь идет о списании 90% задолженности Кубы по кредитным линиям, открытым еще в советское время. По признанию главы РФ «общая сумма долга огромна — более $35 млрд.». «При этом остальные 10%, — отметил президент — то есть $3,5 млрд., будут израсходованы на самой Кубе на значимые инвестиционные проекты, которые мы с кубинской стороной имеем в виду отбирать и согласовывать».

Путин, в частности, сообщил о том, что стороны прорабатывают крупные проекты «в области промышленности и высоких технологий, энергетике, гражданской авиации, мирном использовании космического пространства, медицине, биофармацевтике». На подходе и совместное развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Россия и Куба займутся модернизацией морского порта и строительством международного аэропорта с грузовым терминалом в Сан-Антонио-де-лос-Баньос.

Не отстает и энергетическая сфера – «Зарубежнефть» уже приступила к бурению первой эксплуатационной нефтяной скважины на месторождении «Бока-де-Харуко». В планах двух сторон освоение новых месторождений на морском шельфе Кубы. «Зарубежнефть» и «Роснефть» активно взаимодействуют с кубинской госкомпанией «Купет» в этих целях», отметил Владимир Путин. В свою очередь, «ИНТЕР РАО» планирует подключиться к строительству энергоблоков для ТЭС «Максимо Гомес» и «Восточная Гавана».

Не меньшее значение уделяется восстановлению гуманитарных связей с традиционно симпатизирующим России кубинским народом. Владимир Путин подчеркнул, что Россия «на ежегодной основе предоставляет кубинским студентам возможность обучаться в российских вузах за счет госбюджета. На 2014-2015 учебный год Кубе выделено 100 стипендий». Еще одной «взаимовыгодной и перспективной» сферой взаимодействия в рамках российско-кубинского сотрудничества может стать туризм. «В прошлом году на острове побывало около 70 тысяч граждан России. В настоящее время предпринимаем шаги по увеличению числа авиаперевозчиков, осуществляющих прямые рейсы между городами двух стран».

После Кубы глава РФ посетит Аргентину. Ожидается, что в Буэнос-Айресе представители российской делегации подпишут пять соглашений — в сфере уголовного права, атомной энергетики и массовых коммуникаций.

Завершающая часть турне Владимира Путина пройдет в Бразилии. Сначала российский гость посетит Рио-де-Жанейро, где побывает на финальном матче мирового первенства и примет от бразильцев «эстафетную палочку» на проведение чемпионата мира по футболу в России в 2018 году. Затем в столичном Бразилиа состоятся российско-бразильские переговоры. Россию интересуют поставки высокотехнологичной продукции, товаров машиностроения, а также взаимодействие в авиационной и энергетической сферах. Некоторый опыт уже имеется – компания «Роснефть» ведёт разведку и добычу углеводородов в бассейне реки Солимойнс.

Наконец, президент РФ отправится на саммит БРИКС в город Форталеза. Среди инициатив России, которые планируется озвучить на этой авторитетной международной площадке – создание энергетической ассоциации, которая будет обеспечивать энергобезопасность стран-участниц и анализировать тенденции на рынках.

Владимиру Путину предстоит стратегический визит, который может предопределить характер отношений РФ с латиноамериканским регионом на десятилетия вперед, считает заместитель председателя Делового совета «Россия–Куба» и советник Национального комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки Татьяна Машкова.

– Честно говоря, мне не очень нравится выражение «мягкое подбрюшье» США применительно к странам ЛА. Поскольку оно звучит слишком пренебрежительно по отношению к огромному континенту, который может выступать в качестве нашего партнера по многим направлениям. Латинская Америка — это емкий рынок сбыта как для сырья, так и для высокотехнологичной продукции. Россия интересует страны региона с точки зрения поставок продукции сельского хозяйства. Еще одно важнейшее направление — энергетические проекты.

– За добычу углеводородов на шельфе Кубы конкурируют ведущие энергетические компании мира. Каковы шансы российских нефтяников?

– На Кубе уже работает ОАО «Зарубежнефть», к которой подключается и Роснефть. Интерес к совместным проектам проявляет такая структура, как Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан. В свое время многие нынешние руководители кубинской нефтяной отрасли проходили подготовку в Уфимском нефтяном техническом университете. Насколько мне известно, сейчас башкирские специалисты будут модернизировать нефтеперерабатывающие заводы на Кубе. Это серьезнейший совместный проект, который рассчитан на то, что венесуэльская нефть будет перерабатываться на модернизированных НПЗ и поставляться затем в другие страны Латинской Америки. Все это будет происходить при активном участии России.

– Куба может что-то предложить нам в сфере высоких технологий?

– Несомненно. Следует иметь в виду, что в последние годы ситуация здесь начала меняться. Если РФ воспользуется открывающимися возможностями, то Куба превратится для нас в «окно» для выстраивания отношений с другими государствами ЛА. На Кубе не так давно был принят закон об инвестициях, согласно которому для зарубежных компаний в два раза (с 30% до 15%) снижается налог на прибыль. Более того, на первые восемь лет иностранные инвесторы освобождаются от взимания с них налога. При этом кубинское руководство приняло разумное решение о том, что налоговые каникулы и льготы будут действовать только для совместных предприятий. То есть там, где иностранным учредителям не принадлежит 100% уставного капитала. Гавана проявляет бдительность и следит за тем, чтобы иностранные инвесторы не подмяли под себя кубинскую экономику, а лишь давали толчок ее развитию.

 – В преддверии объявленного инвестиционного бума на Кубе нашей стране имеет смысл подсуетиться.

– Да, тем более, что наши конкуренты тоже не спят. Не так давно состоялся визит французского премьера Лорана Фабиуса. Судя по всему, прощупывали почву. А бразильцы оказались первыми в недавно созданной особой экономической зоне «Мариэль». Это не зона свободной торговли, она не рассчитана на то, чтобы просто заниматься куплей-продажей. «Мариэль» направлена именно на развитие производства на Кубе. Российскому бизнесу важно не упустить момент и активно подключаться к этому проекту. Первой ласточкой стало соглашение о партнерстве между Башкирским центром экономического сотрудничества и зоной «Мариэль». В свою очередь, Курултай Башкирии предложил ООН снять с Кубы торгово-экономическую блокаду.

 – Из сказанного вами следует, что Остров Свободы, вопреки распространенному мнению, вполне платежеспособен. Стоило ли Москве идти на одностороннее списание долга?

– Хотелось бы отметить, что российское руководство как раз не пошло по этому пути. Ни о каких подарках речи не идет – долг списывается, но он, в частности, будет учтен при определении российской доли в создаваемых совместных предприятиях. Мы также будем сотрудничать с Кубой в области энергетики. Не меньший интерес представляет кооперация в фармацевтике и микробиологии. В этой сфере Гавана обладает колоссальными наработками. Неслучайно казахстанские власти обсуждают вопрос о строительстве совместных предприятий, на которых будут производиться медицинские препараты по кубинским технологиям. Напомню, на Кубе уже созданы эффективные лекарства для борьбы с раком и другими тяжелыми заболеваниями. И кубинцы готовы помогать нам в этой области.

Еще раз подчеркну, на Кубе мы могли бы не только добывать углеводороды, но и получать с Острова Свободы новейшие технологии. Что особенно актуально в случае продолжения истории с антироссийскими санкциями со стороны Запада.

Если говорить не только про Кубу, то, например, чилийцы могут помочь нам с развитием виноделия в Крыму. С этим континентом нужно налаживать связи. Тем более, что в эпоху развитых глобальных коммуникаций расстояние уже не играет определяющую роль при оценке потенциала взаимодействия между странами.

В разговоре с корреспондентом «СП» эксперт–международник, специализирующийся на Латинской Америке, автор книги об Уго Чавесе Константин Сапожников высказал предположение, почему Венесуэла на этот раз не попала в географию латиноамериканского турне российского лидера.

– Дело здесь не в том, что «нельзя объять необъятное». Мы знаем, что в общественно-политической жизни Венесуэлы сейчас присутствует серьезный элемент нестабильности. Видимо, Владимир Путин посчитал такой визит несвоевременным. При этом хотелось бы обратить внимание, что ни о каком сворачивании двусторонних контактов речи не идет. Напротив, происходит расширение поля сотрудничества. Наибольших успехов Москва и Каракас достигли в нефтяной отрасли. Продолжаются поставки российской военной техники.

– Можно ли увязать это турне с геополитическими маневрами США на Украине? Это «наш ответ Чемберлену» из Вашингтона?

– Думаю, это можно так воспринимать, хотя Москва предпочитает не акцентировать на этом внимание. Владимир Путин никогда не преподносил в агрессивном ключе нашу «экспансию» в Латинской Америке. Наш президент старается избегать конфронтационных оценок. Но если называть вещи своими именами, Россия широким фронтом возвращается в Латинскую Америку. Кстати говоря, мы здесь конкурируем не только с США, но, в известной мере, и с китайцами. Пекин на протяжении последних 15 лет вкладывает сюда огромные средства. Москве в этом плане еще догонять и догонять.

Кстати, в связи с проведением саммита БРИКС в Бразилии, одновременно на континент прибыл китайский коллега Владимира Путина. Насколько я знаю, Си Цзиньпин планирует посетить и Венесуэлу. Не исключено, что главы двух государств по-разному выстроили географию своих поездок, чтобы не пересечься раньше времени до саммита. Вполне возможно, что и визит Путина в Венесуэлу не за горами. Тем более, что Николас Мадуро предпринимает серьезные усилия для того, чтобы стабилизировать ситуацию (даже жертвуя отдельными элементами социалистической программы Уго Чавеса, что разумно).

 – Пока объем товарооборота между РФ и странами Южной Америки не впечатляет, заметно отставая от того, что мы имеем с Китаем или Европой.

– $16,4 млрд. это, конечно, «капля в море» по сравнению с $90 млрд., которые мы наторговали в прошлом году с одним только Китаем. Но потенциал для устранения этого дисбаланса существует. Например, Владимир Путин привез на встречу с президентом Аргентины Кристиной Киршнер контракты в сфере ядерной энергетики. Большие перспективы для Росатома представляет и Боливия. Так что вскоре наши АЭС в большом количестве появятся в Латинской Америке. Что весьма актуально, учитывая растущие энергетические запросы этого развивающегося региона.

– Что лежит в основе совпадения позиций России и ключевых стран региона на международной арене? Объективная потребность в кооперации стран развивающегося мира, которым «золотой миллиард», опасаясь конкуренции, вставляет палки в колеса?

– В принципе, это так. И Россия, и ведущие страны региона критикуют фирменные «двойные стандарты» Запада. Например, Москва поддержала позицию Аргентины по Мальвинским островам. Согласитесь, это серьезный выпад против Великобритании с нашей стороны. В свою очередь, Буэнос-Айрес признал референдум в Крыму и воссоединение полуострова с Россией. Неслучайно, Аргентина сейчас пытается стать участником БРИКС.

Есть мнение, что спецслужбы США приложили руку к физическому устранению ряда латиноамериканских лидеров. В частности, в этом списке и Нестор Киршнер, супруг нынешнего главы Аргентины. На мой взгляд, его смерть выглядит достаточно подозрительно. Напомню, этот политик одним из первых выступил против экономической экспансии США на континенте. Кроме того, Нестор Киршнер считал недопустимым объединение Латинской Америки под контролем США. Практически сразу после этого у него начались проблемы со здоровьем.

США продолжают свою нахрапистую политику в Латинской Америке, словно не замечая, что ведущие государства уже давно выросли из «коротких штанишек» обитателей «южных задворок» Североамериканских Штатов. Многие политические деятели и представители общественности ЛА говорят, что они устали слышать контролирующий оклик вашингтонского «жандарма». Так что у России есть хорошие шансы для глубокого проникновения на континент.

 – Владимир Путин призвал страны региона к сотрудничеству с евразийским экономическим объединением. Бразилия и Аргентина в одном Таможенном Союзе с Россией — это реально?

– Почему бы нет. Это очень своевременная постановка задачи на перспективу. Вместе нам будет проще отстаивать экономические интересы на глобальном уровне. Не так давно российская дипломатия намекнула, что готова рассмотреть вопрос о том, чтобы Бразилия стала одним из постоянных членов Совбеза ООН. Опять же очень грамотный ход. С каждым годом удерживать нынешнюю конфигурацию этой структуры будет все более сложно. Пусть уж лучше еще одним членом с правом вето станет лояльная нам Бразилия, чем очередной сателлит США.

– Можно ли воспринимать ту же Бразилию как 100% союзника или элемент конкуренции между нами тоже присутствует?

– На мировом рынке все страны в той или иной степени конкурируют друг с другом. Например, Россия продает Бразилии военную технику, «Силовые машины» будут производить гидротурбинное оборудование. А вот в классе пассажирских самолетов средней дальности мы выступаем в качестве конкурентов. У бразильцев есть давно обкатанный Embraer, мы строим «Суперджет».

– Помогут ли латиноамериканские страны России смягчить технологическую блокаду в случае введения Западом секторальных санкций против нашей экономики?

– Конечно, Латинская Америка и Китай не смогут полностью заменить для нас ту же Европу или Японию. Но, по крайней мере, глухой блокады уже не получится. Москве нужно, не дожидаясь удара с западного направления, переходить на альтернативные внешнеторговые площадки.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.