В новой политической, а точнее олигархической, элите Киева полный раздрай. Еще недавно соратники по борьбе с Януковичем, они оказались лишь попутчиками. У всех были свои интересы, и сейчас маски потихоньку сползают. Набирает обороты война компроматов — все против всех. И главная схватка — между днепропетровским олигархом Коломойским и президентом Порошенко. Киевская политика. Что под ковром?
«Мне министерства дали примерный объем средств. Я холодным потом покрылся», — заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Холодный пот, как и холодный душ, мог бы подействовать отрезвляюще. Но только не на украинское правительство, где одной рукой вместе с президентом Порошенко отдают приказы о бомбардировках Донбасса, другую же в поисках необходимых на восстановление разрушенных в результате своей же силовой операции городов более восьми миллиардов гривен — это не окончательный расчет — протягивают иностранным кредиторам.
Когда в бюджете дыра, а МВФ затягивает с перечислением обещанных траншей, Яценюк просит об отставке. По сообщениям местных СМИ, заявление премьера уже лежит в сейфе Турчинова. Значит ли это, что в правящей верхушке зреет раскол, тем более что настоящую войну компроматов развернули украинские олигархи?
Ему аплодируют и забыли, как он был неотъемлемой частью семьи беглого Януковича и делил с ним все. Борьба с сепаратизмом или расширение бизнес-интересов? Вечерний прайм-тайм, принадлежащий миллиардеру Фирташу и бывшему главе администрации Януковича Левочкину, телеканал «Интер» целиком посвящает днепропетровскому олигарх-губернатору Коломойскому. Но если все последние месяцы украинские журналисты лепили из него образ ура-патриота и кошелька силовой операции Киева на Донбассе, теперь Коломойский предстает в образе алчного хамелеона.
Стерпеть такое Коломойский не мог. Его карманный медиахолдинг выдает ответное телеразоблачение. Журналисты Коломойского смакуют бизнес-отношения Левочкина с миллиардером Фирташем, который благодаря влиянию чиновника на Януковича получил контроль над газовым рынком. Якобы между прочим вспоминают и про связи команды Фирташ-Левочкин с Виталием Кличко — а это уже камень в огород команды Порошенко.
Тяжеловес или марионетка? Какое отношение имеет Виталий Кличко к газовой империи Фирташа? Откровенный «заказ» — это становится понятно из «слитого» в Интернет телефонного разговора Коломойского с гендиректором своего телеканала. Приказ о травле олигарх отдает, не скупясь на нецензурные выражения.
«На Украине началась внутриолигархическая война за власть, за перераспределение. Коломойский — мегасобственник заводов, газет, пароходов — предложил Порошенко — тоже олигарху — «раздербанить» страну на двоих. Он предложил механизм — объявить остальных олигархов врагами и, пользуясь обстановкой, неразберихой, хаосом и возросшим градусом патриотизма, объявить всех олигархов «колорадами», «ватниками», пособниками террористов и конфисковать их имущество», — уверен Владимир Скачко, главный редактор интернет-портала «Киевский телеграфъ».
Как отобрать бизнес, Коломойский обсуждает прямо на совещании в администрации. Заместитель губернатора Филатов, не стесняясь, рассказывает об этом в соцсетях: «Сидим, обсуждаем текущую ситуацию в области и стране, и тут Коломойский говорит: «Государство сегодня просто обязано провести конфискацию имущества, заводов, акций сторонников сепаратизма». Задаю вопрос: «А куда и кому имущество это изъятое передавать?» Коломойский отвечает: «В специальное ОАО, в котором акционерами будут участники АТО, ветераны, родственники погибших».
Понятно, что в первую очередь Коломойского интересуют активы Рината Ахметова. Это его раньше называли «хозяином Донбасса».
«Донбасс бомбить нельзя. Нельзя разрушать города и поселки, инфраструктуру. Нельзя допустить того, чтобы гибли и страдали люди. Нужны переговоры», — считает Ринат Ахметов, предприниматель, основатель компании System Capital Management.
Призывы к мирным переговорам, что «партия войны» расценивает не иначе как предательство, Коломойский явно отыграет. Его аппетиты уже давно не ограничиваются Днепропетровском.
«Он опирается на компактный территориальный кусок со значительным населением, которое ему полностью подконтрольно, со значительным производством, плюс охраняется его собственными вооруженными силами. Вот эта борьба будет, с моей точки зрения, длится в ближайшие две-три недели. Дальше посмотрим, во что она выльется. И в данной ситуации сила Порошенко только в одном — в том, что он опирается на признание США и уже достаточно условное признание Евросоюза», — подчеркнул Ростислав Ищенко, президент Украинского центра системного анализа и прогнозирования.
Схлестнувшись в телеэфире, группы Коломойского и Фирташа-Левочкина — «Интер» и «1+1» — уже вовсю анонсируют продолжение разоблачений — готовятся к парламентским выборам. Обе команды формируют свои политические силы. И тут становится ясно, за что Коломойский так невзлюбил радикала Ляшко. Занявший третье место на президентских выборах, он приехал принимать присягу у националистического батальона «Шахтер» в вотчину днепропетровского губернатора.
«Ваша задача — «мочить» террористов там, где вы их видите, чтобы все посадки были усеяны этими собаками», — заявил Олег Ляшко.
Свою «зачистку» накануне парламентских выборов проводит и нынешняя верхушка Верховной Рады. С подачи Турчинова министр юстиции подал в суд иск о ликвидации Коммунистической партии, обвинив ее в поддержке ополченцев востока, поставках оружия и участии в проведении референдумов о самоопределении в Крыму и Донбассе.
«Все эти факты зафиксированы Службой безопасности Украины, органами прокуратуры в рамках расследования уголовного дела по таким статьям, как «нарушение территориальной целостности и конституционного строя», «террористическая деятельность», «сепаратистские преступления», — отметил Павел Петренко, министр юстиции Украины.
Копия судебного иска украинского Минюста. 18 страниц. Многие пункты, которые киевские чиновники называют доказательной базой причастности украинских коммунистов к сепаратизму и изменению конституционного строя, откровенно абсурдны. Приводятся, например, цитаты из публичных выступлений Симоненко: «Мы — коммунисты — поддерживаем статус русского языка как второго государственного», или «требуем немедленно принять решение об изменении Конституции». А не Порошенко ли сейчас тоже говорит о том, что Конституцию нужно изменить, и даже внес в парламент свой проект? Или вот высказывание депутата-коммуниста — «Не отдадим Западу ни пяди своей земли» — признано нарушающим суверенитет.
Киев так хочет запретить Компартию, что находит сепаратизм даже в тех словах, что созвучны с мнением мировых лидеров, призывавших Киев вместо войны сесть за стол переговоров.
«Это свидетельство того, что нет силы права, а есть право силы и попытка отвлечь граждан от войны, убийства украинцев украинцами», — считает Петр Симоменко, первый секретарь ЦК Коммунистической партии Украины.
Давать интервью лидеру украинских коммунистов Симоненко приходится в маленьком кабинете одного из зданий парламента — штаб-квартира Компартии до сих пор закрыта после погрома и сожжения офиса. А ведь коммунисты — единственные, кто не голосовал ни за один закон новых властей.
«Когда люди почувствуют дефолт в своем кармане, денег не будет хватать, они выйдут на улицу, и левые, и коммунисты будут востребованы.», — сказал Владимир Скачко.
То, что на Украине от одного Майдана до другого рукой подать, Киев понял. Вот и новый генпрокурор Ярема потребовал от остающихся на площади Независимости майдановцев свернуть палатки и освободить захваченные здания. Через пять месяцев после переворота новые власти теперь тоже считают это преступлением и уже сами грозят силовым разгоном. После кровавых «зачисток» на Донбассе опыта в применении силы Порошенко не занимать.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня