Число жертв аварии в столичном метро, которая произошла утром 15 июля, растет. Во вторник днем заместитель мэра столицы Петр Бирюков говорил о 10 погибших и 106 пострадавших. После обеда эти цифры изменились. Появились сообщения, что погибших уже 16 человек, а раненых – более 150. Причем и эти данные явно не окончательные. У некоторых из тех, кто доставлен в медицинские учреждения, очень серьезные переломы. По предварительной информации, среди погибших и машинист поезда.
О масштабах аварии говорит и тот факт, что для эвакуации пострадавших было задействовано 8 вертолетов МЧС и более 50 машин «скорой помощи». В ликвидации последствий крушения по линии МЧС участвовали более 200 человек и 55 единиц техники.
«Синяя ветка» метро по-прежнему парализована, из-за чего весь Северо-Запад столицы оказался почти отрезанным от центра города. Наземный транспорт с объемами перевозок справляется с большим трудом.
Первые сообщения об очередном ЧП в московском метро, напомним, поступили 15 июля около 9 часов утра. В это время недалеко от станции «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии сошли с рельсов три вагона электропоезда, битком набитые пассажирами. Аварии предшествовала резкая остановка, из-за чего многих просто расшвыряло по салону. Часть людей оказалась заблокирована, спасателям пришлось их освобождать с помощью гидравлического оборудования. Кто-то выбирался до станции по тоннелю самостоятельно.
Сразу после ЧП движение по синей ветке было остановлено. Вокруг станций творилось настоящее столпотворение. Автобусов не хватало. Информации о случившемся не было никакой. Быстрее других сориентировались таксисты, поднявшие плату за проезд в несколько раз.
Говоря о причинах аварии, начальник пресс-службы ГУ МЧС России по Москве Виктор Бирюков сообщил, что вагоны сошли с пути из-за понижения напряжения на контактном рельсе. «Было установлено, что в перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» ввиду резкого понижения напряжения произошло ложное срабатывание сигнализации метро, что стало причиной резкой остановки состава», — сказал Бирюков «Интерфаксу».
В то же время в СМИ появились и другие версии железнодорожного крушения. В частности, говорится о том, что ЧП могло произойти из-за неисправности стрелочного перевода. Кроме того, говорят о возможном механическом повреждении узла крепления колесной тележки с вагоном поезда.
Что же все-таки могло произойти?
Заслуженный энергетик РФ, доктор технических наук Павел Безруких, комментируя аварию в столичной подземке на Арбатско-Покровской линии, говорит, что скачок напряжения в метро в условиях нагрузки исключен.
— Версия про скачок напряжения, на мой взгляд, — какая-то «химера». Скорее всего, было отключение электроэнергии, в таком случае срабатывает автоматика на торможение.
Все должно быть рассчитано таким образом, что экстренное торможение не должно приводить к сходу вагонов с рельсов. Можно предположить, что крепление рельсов где-то разболтались, экстремальная нагрузка могла раздвинуть рельсы, и случился сход. Но это не единственная причина при экстренном торможении… В нормальной схеме все должно работать так, чтобы в любой момент подача электричества могла прекратиться. Другое дело, что раньше этого не было, а сейчас частота такого рода происшествий увеличивается. Это свидетельствует о том, что эксплуатация электрооборудования и рельсовых путей находится не на должном уровне. Причина аварии, на мой взгляд, организационно-технического порядка.
Любая техника может отказать, если должным образом за ней не присматривать, не приводить профилактических работ, не оценивать оставшийся ресурс и т.д.
— За какой период времени крепление рельсов может расшататься? За неделю? Месяц?
— Если вы присмотритесь, то заметите: когда поезд подходит к метро, чувствуется, что рельсы «дышат»: немножко изгибаются, то поднимаются, то опускаются. Условия для их «разбалтывания» есть всегда, но для этого и существуют службы проверки рельсовых путей. В экстренных случаях давление возрастает в разы по сравнению с тем, когда поезд движется с нормальной или большой скоростью: тут получается резкая остановка всех колес электропоезда, и все давление передается именно на рельсы.
Научный сотрудник НИУ ВШЭ Института экономики транспорта и транспортной политики Егор Мулеев полагает, что причина сегодняшней аварии – банальная халатность.
— Судя по тем комментариям, которые сейчас идут в прессе в отношении сегодняшнего ЧП, можно выделить две основных причины: возможная неисправность подвижного состава или неисправность путей, то есть инфраструктуры. Подробности могут сказать только работники метрополитена (если скажут), нам же остается только гадать.
На мой взгляд, самым оптимальным вариантом было бы существование независимого технического совета, который проводил бы регулярный аудит. Имеет смысл пересмотреть и вектор развития метро: от строительства новых станций и тоннелей (которые, конечно, тоже нужны) к постепенному обновлению инфраструктуры существующих старых линий. Возможно, в этом кроется ответ на участившиеся ЧП.
Член Общественной палаты (ОП) РФ Владимир Слепак замечает: ОП и независимый профсоюз работников метрополитена неоднократно обращали внимание руководства метро и специальных служб на недостатки столичной подземки.
— Приношу глубочайшие соболезнования родным и близким погибшим и пострадавшим в этой страшной аварии…
ОП неоднократно обращала внимание на неблагополучное положение дел в московском метро. В прошлом году после ряда ЧП в метро были проведены слушания по данному вопросу, на которых присутствовали представители МВД и Генпрокуратуры, многие организации, а также руководитель метрополитена Иван Беседин.
Мы предложили руководству московского метро не называть лояльно данные ЧП сбоями, а по факту каждого инцидента проводить детальные расследования с ознакомлением широкой общественности.
Однако метрополитен не старался сделать так, чтобы хоть как-то снять напряжение у людей, убедить нас в том, что делается все для того, чтобы подобные случаи не повторялись. А ведь инцидентов в метро — «вагон и маленькая тележка». Скажем, до сих пор непонятно, как мог выпасть машинист из вагона, почему произошли возгорания электрической проводки (наверное, после таких случаев обязательны тестовые испытания), как мог по перрону проехать мотоциклист?
Независимый профсоюз работников метро сообщал и о других случая, которые утаиваются от широкой общественности.
Что удивительно, нашу точку зрения тогда разделили и Генпрокуратура, и МВД по охране метрополитена. Еще мы говорили, видя отношение руководства московского метро к данным проблемам, что речь идет о халатности, о недобросовестном исполнении служебных обязанностей, о неумении управлять процессом. Но никаких выводов не было сделано и вот эта череда возгораний, сбоев, ЧП продолжилась и сегодня вылились в страшную аварию. Это — закономерный итог деятельности руководства московского метро.
В этот раз власти просто обязаны провести расследование причин трагедии и привлечь всех виновных в соответствии с законом.
Главным следственным управлением СК России по городу Москве по факту происшествия в Московском метрополитене возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.263.1 УК РФ (Нарушение требований в области транспортной безопасности). Сейчас решается вопрос о назначении необходимых экспертиз, направленных на установление причины схода вагонов с рельс. Следователи СК России продолжают работу на месте происшествия.
ЧП в московском метро за последний год
5 июня 2013 года городской метрополитен потрясли два ЧП. В утренний «час пик» произошло возгорание кабеля в тоннеле между станциями «Охотный Ряд» и «Библиотека им. Ленина», из-за наплыва людей началась давка. Через несколько часов из-за поломки подвижного состава было прекращено движение на Серпуховско-Тимирязевской линии.
9 июня здесь же произошел новый сбой в движении поездов. Причина — техническая неисправность одного из вагонов, из-за которой движение на этом участке было парализовано почти на полчаса.
27 июня задымление случилось на Таганско-Краснопресненской линии, 1 июля — на станции «Марксистская» Калининской линии. А 18 июля из-за нового сбоя оказалось парализовано движение поездов на Кольцевой линии — от «Киевской» до «Октябрьской».
После июньских ЧП 2013 года была инициирована служебная проверка и создана специальная комиссия «для разбора полетов», затем к работе подключилась прокуратура. Результаты их работы пока не обнародованы. Известно только, что главный инженер метро получил строгий выговор, а начальник службы электроснабжения был уволен.