Если бы не было малазийского «Боинга-777», то Киеву следовало его придумать. Как ни цинично это звучит. У меня, как и у всех, мало фактов, чтобы делать выводы о действительных причинах этой трагедии. Однако я уверен: первая реакция официальных киевских властей свидетельствует о запуске классической пиаровской кампании. Трагический повод был аморально использован для решения внутренних проблем.
В течение сорока-пятидесяти минут после того, как «Боинг» исчез с радаров, последовали согласованные заявления советников министра внутренних дел, официальных спикеров СНБО, которые без малейшей тени сомнения констатировали, что:
А) борт был сбит террористами с помощью комплекса «Бук-М»;
Б) НАТО должно немедленно ввести войска в Украину с целью борьбы с «международным терроризмом»;
В) вооруженные силы Украины не причастны к случившемуся.
И, как логическое завершение информационного сюжета, последовало заявление главы государства, назвавшего инцидент «актом международного терроризма». В соответствии с классическими правилами пиара, лучше всего воспринимается та информация, которая следует сразу за мощным, резонансным событием. Она наиболее хорошо усваивается. Все остальное воспринимается как попытка «провинившейся стороны» неуклюже скрыть свое «злодеяния».
Почему была именно такая реакция? В отличие от официальных лидеров иностранных государств, которые лишь выразили желание разобраться в том, что действительно произошло в небе над Украиной, Киев сразу и четко назвал виновных. Другими словами, от получения сообщения до реакции прошло ничтожно мало времени. Но это никого не смутило. Мы уже слышали и видели, как официальные власти реагировали на трагедию 2 мая в Одессе. «Группа российских граждан подожгли себя в Доме профсоюзов, предварительно себя умертвив». В данном случае происходит нечто подобное.
Теперь о том, почему Киеву это выгодно. Придется исполнить роль капитана Очевидность, поскольку все факты лежат буквально на поверхности.
Во-первых, после двух недель ожесточенных боев в так называемой «зоне АТО» наметился коренной перелом не в пользу Киева. Наступление украинских войск, начавшееся 1 июля, не просто захлебнулось. Мало того, что ни одна из поставленных целей – блокирование городов-миллионников Донецка и Луганска, изоляция украинско-российской границы – не была достигнута. Так еще от пяти до семи тысяч военнослужащих и нацгвардов попали в оперативное окружение. Две группировки в луганском и донецком аэропортах блокированы наглухо. Причем в Луганске к осажденным прорвалась колонна, которая, как оказалось, лишь пополнила количество заблокированных военнослужащих. Части, пытавшиеся отсечь повстанцев от украинско-российской границы, оказались в «котле». В течение последних двух суток «котел» стал «закипать». Прорваться сквозь узкое горлышко, контролируемое сопротивлением, ВС Украины могут лишь с катастрофическими потерями.
Официальная пропаганда уже не в силах скрывать истинное количество потерь. Правда постоянно просачивается в СМИ, вызывая шок и панику. Начались стихийные бунты матерей военнослужащих, призванных в армию и находящихся в зоне боевых действий. Успокаивающим заявлениям официальных спикеров АТО о «незначительных потерях» никто не верит. Покотилась лавина слухов.
Во-вторых, основополагающий пропагандистский тезис о «немногочисленных террористах, воюющих при прямой поддержке России» больше не срабатывает. Даже зомбированные национал-патриоты критически воспринимают сообщения о «регулярных обстрелах террористами жилых кварталов Луганска с целью вызвать у мирных жителей ненависть к украинской армии». Уничтоженные колонны «российской военной техники» ну никак не воодушевляют патриотов по одной простой причине – это фейк. Обстрелы украинской армии со стороны России, уничтожение средствами ПВО РФ истребителя ВС Украины – бездоказательны. Какие-то мутные видеосъемки, которые на фоне наметившегося разгрома сил АТО не оказывают должного воздействия.
В-третьих, так называемое «освобождение» Славянска и Краматорска не стало ядром мощной информационной кампании по рекламе идеи «единой Украины». Шестнадцать украинских флагов, вывешенных на здании горсовета Славянска, не помогли укрТВ создать идиллическую телевизионную картинку «город возвращается к нормальной жизни после террора». Мрачные жители доводят до истерики журналистов, поскольку демонстрируют враждебное отношение к СМИ.
После катастрофы все изменилось. Триста пассажиров и членов экипажа «Боинга-777», представлявших восемь (по предварительным данным) стран, позволили по-новому расставить акценты в информационной войне.
Во-первых, наконец-то получил подтверждение тезис о террористах. А то в последнее время с ними было как-то туго. Особенно на фоне артиллерийских обстрелов детских садиков, школ и больниц силами АТО. И тут появляется классический, общепризнанный аргумент: сбитый самолет. Все «становится на свои места». Теперь в Донецке и Луганске истинные «террористы», отвечающие всем требованиям цивилизованного мира. Они уничтожили мирный гражданский самолет, набитый детьми и женщинами. Что может быть лучше для пропаганды? Доказательства их причастности уже не важны, поскольку вот карта полета «Боинга», вот список его пассажиров, вот истории родственников, которые не дождались своих братьев, сестер, отцов и матерей.
Во-вторых, появилось «долгожданное» свидетельство в пользу версии о прямом участии России в поддержке теперь уже международных террористов. Реализована классическая привязка Москвы к поставкам вооружений представителям незаконных вооруженных формирований. Откуда у повстанцев комплексы «Бук-М»? Генералы доложили президенту, что представители сопротивления не могли их захватить. Следовательно, они пришли из России. Дальше просто: Москва поставила ополчению зенитные комплексы, один из которых и сбил «Боинг». Вывод: РФ открыто поддерживает международный терроризм. А это уже раскрученный бренд. На подобные обвинения выдрессированный европейский и американский зритель реагирует рефлекторно.
В-третьих, есть повод договориться с ополчением о прекращении огня. Это необходимо для перегруппировки сил и вывода из-под удара военнослужащих, оказавшихся в оперативном окружении. Совсем не исключено, что следующий этап так называемой АТО будет уже другим. При участии либо сил НАТО, либо миротворцев ООН. В зависимости от того, кто именно станет выигрывать в информационной войне.
Теперь краткий прогноз на ближайшую перспективу. К сожалению, мы снова оказались в эпицентре геополитической войны. Херово, когда вокруг тебя творится история. Причем такая. На протяжении десяти ближайших дней новость о «Боинге» и всем, что с ним связано, станет топовой для информационного мира.
Повезло так повезло. Это значит, что в Украину приедут сотни информационщиков, экспертов, телевизионщиков и так далее. Все они станут рваться в зону АТО. Появятся десятки различных вариантов четырех основных версий: самолет сбили террористы, Киев, военные по приказу олигарха, русские. Такой информационной мясорубки мы еще не видели.
Версия официального Киева уже известна, и поэтому мы понимаем, что именно он попытается извлечь из случившегося. Речь пойдет о поставках западного вооружения, превращении ополчения в международно признанную террористическую группировку, перевод конфликта в плоскость уничтожения рассадника незаконных воинских формирований и так далее.
Если удастся собрать аргументы о причастности США и Киева к уничтожению «Боинга», то это означает конец нынешнего режима. В этом аспекте большой интерес представляют записи в «Твиттере» испанского авиадиспетчера, работающего в Киеве. Вот они:
«Прежде чем у нас заберут телефоны или мне разобьют голову, ОН БЫЛ СБИТ КИЕВОМ!».
10: Самолёт сбили, это не авария.
11: Киев добился чего хотел. Я об этом уже упоминал в предыдущих твитах.
12: Эта авиакатастрофа не совсем обычная. Нам угрожают в диспетчерской.
13: В любой момент у нас заберут телефоны.
14: Прежде чем у нас заберут телефоны, или мне разобьют голову, его сбил Киев.
15: У нас есть подтверждение. Самолет сбит. Киевские власти уже располагают информацией. Сбит. Теперь мы спокойны.
16: Что делают иностранные сотрудники в диспетчерской вышке? Собирают информацию.
17: Когда будет возможность, продолжу писать.
18: Самолет B 777 летел в сопровождении двух украинских истребителей, как раз до того момента, как он пропал с радаров.
19: Если киевские власти хотят сказать правду, два истребителя летело рядом несколько минут перед этим, его не сбил истребитель.
20: Сразу после того, как B 777 пропал, киевские военные сообщили о падении. Как они это знали?
21: В 7:00 сообщили о сбитии самолета, чуть позже захватили нашу диспетчерскую. Иностранцы до сих пор тут.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня