Украинские войска перехватили стратегическую инициативу в сражении за Донбасс. Но борьба продолжается
Сообщения, поступающие с утра понедельника из Новороссии, противоречивы. С одной стороны речь идет о новых успехах ополченцев: подбитых танках, уничтоженных украинских подразделениях. С другой складывается впечатление, что общая картина там всё трагичнее для сил Сопротивления.
Судите сами. 21 июля танки противника прорвались в столицу Донбасса. Главнокомандующий армией ДНР Игорь Стрелков сообщил, что враг захватил пригородный поселок Авдеевка и оттуда двинулся к железнодорожному вокзалу Донецка. Одновременно атакованы позиции ополченцев в районе Песков, Карловки, Нетайлово. Украинские войска ведут массированный огонь из танков и БМП, гаубиц и установок «Град».
Один из политических лидеров Новороссии Константин Долгов сообщил на своей странице в «Фейсбуке»: «Хунта начала массированное наступление на Донецк. Обстрелу подвергся железнодорожный вокзал, повреждены пути сообщения. Горит девятиэтажка рядом с вокзалом. Бомбардировке подвергся местный рынок. Есть погибшие, как среди мирного населения, так и среди ополченцев. Но их число невозможно установить, так как бой продолжается. Рядом с донецким вокзалом пятиэтажка, в которой живёт мой 88-летний дед, ветеран, участник штурма Берлина. Несколько дней назад успели эвакуировать».
Одновременно украинская армия начала наступление на город Горловку в пригороде Донецка. Её удерживает отряд ополченцев под командованием Игоря Безлера. В соседний с Горловкой Дзержинск 21 июля, около 4:30 утра, со стороны поселка Щербиновка вошли отряды так называемой нацгвардии. В самом городе ополченцев было немного. Первыми вступили в бой бойцы армии ДНР на блокпосту у въезда в Дзержинск.
К полудню в понедельник поступала противоречивая информация о том, что происходит в этом городе. Одни источники сообщают, что город к середине дня 21 июля полностью в руках «нацгвардейцев». По другим данным, уличные бои там продолжается.
В ходе боя у поселка Георгиевка Луганской республики ополченцам удалось подбить штурмовик ВВС Украины, однако пилот спас поврежденную машину. Кроме того, украинские войска потеряли три танка.
Луганск пока полностью под контролем ополчения ЛНР. Однако в городе нет света, воды, закрыто большинство магазинов.
Ухудшается гуманитарная ситуация в Донецке и его окрестностях. Боевые действия возле Горловки привели к остановке работы канала Северский Донец-Донбасс на участке после третьего подъема. Как сообщила пресс-служба коммунального предприятия «Вода Донбасса», обстрелы 20 и 21 июля привели к повреждению трех ниток напорных трубопроводов. Из-за боевых действий специалисты не могут даже просто оценить масштабы повреждений. Вода пока поступает в большинство городских кварталов, однако жителей Донецка призывают соблюдать режим экономии.
На этом фоне сделанное 19 июля командующим Народным ополчением Донбасса Игорем Стрелковым заявление о грядущем поражении уже не кажется преувеличением.
«Один к одному повторяется (но в куда большем масштабе) ситуация со Славянском — противник, продвигаясь шаг за шагом, «режет» нам коммуникации, а в «твиттерах» звучит «Все хорошо, прекрасная маркиза!», — написал Стрелков.
По его словам, украинские силовики ещё 18 июля перехватили последнюю основную трассу, связывавшую Донецк с Луганском. И главное — с Россией. «Опорные пункты противника расположены теперь в поселках Белое и Веселая Тарасовка. Сейчас укры поспешно закапывают в землю несколько десятков танков и БМП, чтобы исключить возможность прорыва обороны. Тактические победы на второстепенных участках не могут изменить стратегическую обстановку и результаты стратегических поражений! А сдача Белого и Веселой Тарасовки — это в наших масштабах именно стратегическое поражение! Сейчас нас отрубают от границы — то есть от любого снабжения», — сообщил командующий.
Мы обратились к члену правительства ДНР Мирославу Руденко, чтобы из первых рук узнать о ситуации в Донецке.
— Со вчерашнего дня по Донецку ведётся огонь. В частности, по Куйбышевскому району. Киевская хунта продолжает тактику по деморализации мирного населения и его выдавливанию из города. Украинская власть, таким образом, нарушает целый ряд международных конвенций. Они бьют «Градами» по мирному населению, а потом называют это победой. По всей видимости, террор против населения и есть главная задача «антитеррористической операции».
В ряде районов города мы объявили эвакуацию. Люди уходят в сторону России. Это единственное место, где жители Донбасса находят понимание.
— Можно ли пока выехать из города?
— Да, пока город блокирован только с западной стороны и частично с северной.
— На данный момент слышна ли стрельба в центре города?
— Я сейчас нахожусь в Доме правительства ДНР. Здесь стрельба не слышна. До этого бои шли в Киевском районе Донецка недалеко от аэропорта. Слышны были выстрелы гаубиц. В настоящее время по той информации, которой я располагаю, все атаки врага отбиты.
Так насколько верны выводы Игоря Стрелкова, остаётся ли у ополчения Новороссии возможность еще сдерживать натиск украинских силовиков?
— В любом случае у армии Новороссии есть реальный шанс не только отразить агрессию украинских войск, но и нанести им серьёзный урон и вынудить отступить с территории Донбасса, — считает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. — Те «котлы», в которые попали некоторые украинские части, необходимо зачищать. Если силовики не сдаются, их надо уничтожать. Потому что сегодня вопрос стоит о физическом уничтожении не только повстанцев, но и мирного населения Донбасса. Я бы охарактеризовал ситуацию, как национально-освободительную борьбу народа Новороссии против киевского режима. Из этого и надо исходить, оценивая военно-политические последствия того, что происходит.
У ополченцев, как мы видим, сегодня есть современные вооружения. При наличии подготовленных кадров, повторюсь, у них есть реальный шанс выдержать натиск.
Не думаю, что ополченцам необходимо продержаться до осени. Скорее – до зимы. Именно тогда на Украине начнётся масштабный экономический кризис. Социальные «майданы» возникнут по всей стране. Режиму Порошенко будет уже не до силовых операций на Востоке Украины. Речь пойдёт о физическом выживании режима и его лидеров.
— 10 июля Порошенко заявил о том, что так называемая антитеррористическая операция будет закончена в течение месяца. На ваш взгляд, ход боевых действий за прошедшие десять дней позволяет предположить, что примерно так оно и будет?
— Делать прогнозы сейчас дело неблагодарное. Вероятно любое развитие событий. Надо исходить из того принципа, что Новороссия должна сохраниться, как суверенный субъект.
Я считаю, что у России должны быть развязаны руки для любых, в том числе неафишированных действий, цель которых – поддержка национально-освободительной борьбы на Юго-Востоке Украины. Ясно, что без нашей поддержки, учитывая, как цинично ведёт себя киевский режим и силы, его поддерживающие, Новороссии не устоять.
— Я думаю, что Стрелков прав в своих выводах, — говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. – Украинская власть очень проворно воспользовалась гибелью малайзийского лайнера и усилила нажим на ополченцев. Поэтому я практически не сомневаюсь, что она эту трагедию и организовала.
Конечно, украинские войска сейчас полностью владеют инициативой в зоне боевых действий. Тем более, что Порошенко, если исходить из его логики, грамотно себя ведёт. Он навязал ополченцам войну с максимумом потерь с обеих сторон. Для него это очень выгодно. С одной стороны это позволяет ему «зачищать» Донбасс от наиболее активных пророссийски настроенных противников нынешнего киевского режима. Эти люди либо уничтожаются, либо выдавливаются в Россию. С другой стороны Порошенко избавляется от тех, кто потом мог бы организовать новый Майдан в Киеве – от особо активных приверженцев националистических и неонацистских идей. Гибнут наиболее пассионарные молодые люди с той и другой стороны. Потенциал каких-либо протестов подрывается именно сейчас. Именно поэтому украинская сторона заинтересована во всё большей эскалации военных действий.
Учитывая огромное превосходство украинской армии в численности и вооружениях, я думаю, Киев добьётся успеха в ближайшие недели.
— А каковы перспективы дальнейшей партизанской борьбы?
— Я не вижу перспектив. Большинство населения Донбасса ведёт себя очень пассивно. Либо выезжает в Россию, либо ждёт, кто победит. Все, кто готов оказывать вооружённое сопротивление, уже воюют. Поэтому в дальнейшем они либо погибнут, либо будут вынуждены уехать в Россию. Могут быть какие-то отдельные отряды, которые продержатся какое-то время, устраивая диверсии и локальные бои. Но серьёзное влияние на ситуацию они вряд ли окажут.
А тем временем
К вечеру 21 июля от Игоря Стрелкова поступила новая информация об итоге дневных боёв. «Атака противника выдыхается, — сообщил главнокомандующий ДНР. – Контратакой танков подразделения «Восток» ликвидирована угроза поселку Пески. Наши «Ноны» нанесли удар по позициям противника в аэропорту. Огнем диверсионно-разведывательной группы на въезде в аэропорт уничтожен КамАЗ с боеприпасами».
Город Дебальцево, по уточнённой информации, остается в руках ополчения. Сообщения о его сдаче оказались ложными. Однако трасса на север перехвачена большой группой танков противника.
Наиболее драматично события разворачивались в городе Дзержинске. «Местным ополчением во взаимодействии с отрядами и бронетехникой Игоря Безлера почти полностью уничтожен отряд нацгвардии, захватившей ночью здание городской администрации — пишет Стрелков. — Остатки отряда были блокированы в горящем здании и сгорели вместе с ним. Шедшая на помощь колонна десантников не решилась зайти в городскую застройку и отступила по направлению к Константиновке. Город продолжает подвергаться массированным обстрелам из всех видов тяжелой артиллерии. Особенно сильно страдает городской центр. Ополчение потеряло около 15 человек убитыми и раненными, потери укров — намного больше».
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня