Статьи

Натовский фасон для «вышиванки»

Украина жаждет вступить в Североатлантический альянс, но не имеет для этого никаких возможностей

В четверг состоялся визит генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена в Киев. По некоторым данным, одной из главных тем переговоров стало обсуждение программы приведения украинской армии к стандартам альянса. «Опыт НАТО и стандарты, по которым действует альянс, являются для нас наилучшим вариантом, благодаря которому мы можем получить не только консультативную поддержку, но и тот опыт, который уже проработан в странах НАТО», – заявил ранее глава миссии Украины при НАТО Игорь Долгов.




В секретариате Верховной Рады еще 4 марта был зарегистрирован законопроект, предусматривающий поправки в закон «Об основах национальной безопасности». В 6 статью предполагается внести пункт об интеграции в «евроатлантическое пространство», а в 8 статье прописать нацеленность на вступление в Организацию Североатлантического договора.

Понятно, что ни о каком вступлении Украины в НАТО речи нет. Согласно уставу организации, в нее нельзя принимать государства, которая имеет территориальные претензии к другим странам, а власти в Киеве постоянно твердят о «возвращении Крыма». Похоже, что ближайшая цель «евроинтеграторов» – сделать армию хотя бы относительно боеспособной. Но на пути модернизации украинских вооруженных сил встает сразу несколько проблем. Во-первых, армия «незалежной» довольно многочисленная, и модернизировать ее в короткие сроки не получится. Большинство частей не имеют нормального довольствия, а значительная часть техники находится в нерабочем состоянии.

На момент госпереворота в Киеве по штатному расписанию в украинской армии числилось 192 тысячи человек, из них 57200 служили в сухопутных войсках, 42600 — в воздушных силах, 14000 – в ВМФ, 48 тысяч составляли гражданский персонал.

На балансе Министерства обороны значилось 2311 танков, 3101 артсистема, 507 боевых самолетов, 121 ударный вертолет. Как показали боевые действия против ДНР и ЛНР, значительная часть боевой техники за 23 года «незалежности» выбыла из строя, а немалое число машин из тех, что удалось завести, было уничтожено ополченцами. Теперь Киеву предстоит затратный процесс восполнения боевой мощи армии.

Во-вторых, переход на стандарты НАТО требует времени. А его у киевского режима нет. Помимо военного поражения от ополченцев, власти угрожает и растущее по всей стране социальное недовольство. Удержится ли Петр Порошенко, когда киевлянам придется с наступлением зимы готовить пищу на кострах – большой вопрос.

В-третьих, для масштабной реформы вооруженных сил требуется много денег. Их тоже у киевской власти нет.

В настоящее время Украина, как и Грузия с Молдавией, имеет статус союзника НАТО. Но это лишь формальность, которая альянс ни к чему не обязывает. Ранее руководство НАТО уже заявило, что никакой военной помощи Украине оказывать не собирается. Вряд ли Брюссель согласится и содействовать финансированию масштабной военной реформы. Получается, что диалог Украины с альянсом носит сугубо политический характер?

Вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин считает, что руководство НАТО уже сто раз пожалело о сотрудничестве с Киевом:

– Приведение к стандартам НАТО предполагает целый комплекс мероприятий, касающихся формы, планирования и ведения боевых действий, мобилизационной готовности, подготовки специалистов, штабной работы.

Но украинскую армию привести к натовским стандартам невозможно. И ни одна солидная организация вроде НАТО никогда не будет связываться с украинской армией, исходя из чисто военных расчетов, только из политических. Деморализованная армия, которая воюет с собственным народом, будет дискредитировать, прежде всего, те формирования, которые будут с ней сотрудничать. Детоубийц не любят даже на Западе.

 – Но Расмуссен в Киев всё-таки приехал.

– Ему ничего не оставалось делать, раз альянс уже ввязался в отношения с Украиной. Приходится изображать хорошую мину при плохой игре. Генсек НАТО — человек подневольный. Если ему США прикажут, то придется и Порошенко целовать в спину.

 – Кто обычно оплачивает перевод армии на натовские стандарты?

– Всё зависит от заинтересованности сторон. Или это делает НАТО, или переходящая к стандартам страна, или они тратятся на паритетных началах. Европа и США не надеются, что Украина сама оплатит такой переход. Но и им тратить средства не хочется. Это Украине хочется войти в систему альянса, чтобы обеспечить свою безопасность.

– Устав НАТО запрещает принимать в альянс государства, у которых территориальные претензии к другим странам.

– Вопрос о вхождении Украины в НАТО сейчас не стоит, речь идет о сотрудничестве. А форму сотрудничества можно найти любую. Грузия же нашла. Эта страна не член НАТО, но ее армию готовили к войне. Что из этого получилось – все видели по результатам нападения на Южную Осетию.

Дело в том, что натовские инструкторы, особенно из США, никогда не имели хороших результатов при подготовке чужих армий. Мы это наблюдали в Ираке, Афганистане, Грузии. То же самое будет и на Украине.

 – Стремление к сотрудничеству НАТО и Украины – это обоюдный процесс?

– Прежде всего, армию Украины сложнее подготовить, чем грузинскую. Кроме того, моральное состояние армии хуже некуда. Если бы не было событий в Одессе и в Донбассе, то я бы мог поверить в искренность НАТО, что альянс хочет притянуть Украину к себе ради приближения к границам России. Но после всех этих трагедий, НАТО видит в самой Украине большую проблему, которая совершенно не нужна. Думаю, интерес к Украине идет по инерции. И все понимают, что НАТО будет иметь в будущем только головную боль. А вот на Украине политики будут с удовольствием говорить: «Мы – европейское государство, нас не сегодня – завтра примут в НАТО».

– Если гипотетически представить, что НАТО займется приведением к своим стандартам украинской армии, то есть ли на это время?

– Киевская хунта прекрасно понимает, что с осени начнутся массовые выступления граждан. Нынешние события – только запал к той бомбе, которая заложена на Украине. Я думаю, что в скором времени с украинскими властями будут не вести переговоры, а допрашивать их по конкретным преступлениям. Это понимают и в НАТО. Но продолжают переговоры с Киевом, чтобы немного позлить Россию.

 – Принять к себе Украину НАТО не может, но вряд ли альянсу хочется иметь у своих границ нестабильное государство.

– Украина для НАТО это «чемодан без ручки»: нести неудобно и бросить жалко. Тут вопрос в том, что перевесит: стратегические расчеты приблизиться к нашим границам или проблемы, которые Украина создаст для Запада. Эти проблемы уже созданы. И на Западе понимают, что они «вляпались» в этот процесс разрушения государства, и отголоски которого будут долго слышны по всей Европе. Но и бросить дело не хочется: стоять на границе с Ростовской областью очень приятно. Сложно предсказать, какие соображения перевесят в НАТО. Но я убежден, что нынешний режим в Киеве у власти не удержится.

По мнению политолога Сергея Михеева, ни о каких стандартах НАТО для Украины пока речи нет. Киеву нужна только срочная помощь для карательной операции в Донбассе.

– Я думаю, приезд Расмуссена на Украину связан не со стандартами НАТО для армии. Это всё – прикрытие. Киев убеждает Запад оказать ему военную помощь для проведения операции на Юго-Востоке. Просит, чтобы дали военную технику и прислали инструкторов. Но пока НАТО на это не идет. Вашингтон недавно сказал, что нет смысла в прямых поставках оружия Киеву.

Ни о каких западных стандартах для украинской армии не может быть и речи. Переход на них занимает годы, быстро это сделать нет никаких возможностей.

– Какова же цель диалога?

– Это фактор устрашения России. Из Брюсселя нам идет сигнал: будете продолжать проводить свою политику – на Украину может прийти НАТО. С другой стороны, прорабатывается возможность сближения Украины с НАТО. Если не идет речь о принятии в альянс, то можно говорить о наделении Украины особым статусом партнера. Важен визит Расмуссена и для укрепления политической позиции власти. Чтобы она могла козырять перед своими сторонниками поддержкой США и НАТО.

– Мы должны как-то реагировать на это?

– Если мы будем реагировать на каждый подобный визит и корректировать свою позицию, то у нас не останется вообще никакой внешней политики. Так, посмотрели, приняли во внимание – не более того.

Военный эксперт, генерал-лейтенант запаса Виктор Соболев настроен не так оптимистично. По его мнению, Украина может очень скоро стать серьезным военным соперником России.

– На мой взгляд, переход украинской армии на стандарты НАТО вполне возможен. Собственно, этим и должно завершиться то, что началось в феврале. Я об этом предупреждал в своей статье в марте месяце.

Идеологически украинское общество уже обработано, теперь армию будут приводить к стандартам НАТО. Это нужно с одной целью – втянуть Украину в войну с Россией. Сейчас украинская армия воевать не способна, а если пройдет год-другой, то это будет армия с хорошим оружием и дисциплинированным личным составом. Тогда России мало не покажется.

 – Но сейчас украинская армия деморализована, а экономика страны развалена.

– Это сейчас посылают в бой необученных людей, дабы сломить сопротивление Донбасса любой ценой. Но разве нельзя за большие деньги сформировать нормальную армию из боевиков Майдана? На Украине продолжается антироссийская пропаганда, всё это воспитывает людей в ненависти к России.

Сейчас на Украине будет полная разруха, массовая безработица. И тут вдруг у людей появится возможность служить за хорошие деньги.

Можно провести историческую аналогию. Когда Гитлер пришел к власти в 1933 году, Германия пребывала в унынии, наблюдался экономический коллапс. И буквально за пару лет удалось создать армию, которая могла за месяц разбить армию Франции.

Сильную армию можно создать буквально за год. А сами по себе украинцы, которых лично я не отделяю от русских, хорошие воины.

Американцам просто надо затратить какое-то количество миллиардов долларов. Но проблем в этом нет: включил печатный станок – всех обеспечил. И не случайно Ярош говорил, что к Украине надо присоединить Белгородскую область и Кубань. У нас все над этим смеялись, но это реальный план. Так что пока сбываются самые худшие прогнозы.

Поэтому нам немедленно восстанавливать армию, создавать полки и дивизии на стратегических направлениях. У нас пока делают ставку на ВДВ, но десантные подразделения имеют примерно 10% боевой мощи мотострелковых соединений. Надо восстанавливать танковые дивизии. Необходимо увеличивать срок службы.

НАТО работает не только на Украине. Альянс увеличивает свою группировку в Польше, в странах Прибалтики. Всё это делается для того, чтобы втянуть нас в войну. А мы пока продолжаем говорить о каком-то «партнерстве».

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.