Минкультуры РФ будет бороться за возвращение крымских экспонатов на полуостров
Спор за экспонаты выставки «Крым: золото и секреты Черного моря» без сомнения войдет в учебники по международному праву — ничего подобного раньше не случалось в мировой практике. Не удивительно, что амстердамский Музей Алларда Пирсона предпочел не решать судьбу коллекции и заявил, что подчинится постановлению суда или мировому соглашению между Россией и Украиной. В деле, как ни крути, замешана большая политика.
Немаловажен в этой ситуации тот факт, что Нидерланды так и не признали Крым российским. И два месяца назад голландцы были в шаге от того, чтобы передать и предметы из киевского Музея Драгоценностей, и вещи из четырех крымских музеев, Украине. «Претензии со стороны Российской Федерации, которая временно оккупировала АР Крым, не имеют под собой никаких правовых и институциональных оснований», — сообщило Микультуры Нидерландов, а украинский Минкульт поспешил заявить, что голландский МИД признал все экспонаты собственностью Украины. Но выставка еще не кончилась — ее продлили до 31 августа — а в головах голландцев созрело иное, более осторожное и здравое, решение. Поскольку очевидно, что передача экспонатов одной из сторон, претендующих на коллекцию, «приведет к возражениям с другой стороны» музей готов подчиниться «постановлению квалифицированного судьи или соглашению сторон», говорится в опубликованном на сайте Музея Алларда Пирсона сообщении.
— Аллард Пирсон Музей столкнулся с ситуацией, когда при любом исходе, другая сторона подаст в суд, — сказала «МК» куратор выставки Валентина Мордвинцева. — Чтобы избежать этого, музей оставляет предметы у себя на хранении, пока одна из сторон не предъявит ему решение суда.
«Очевидно, что голландцы стремятся избежать роли арбитра и обезопасить себя от любых претензий. Однако такую позицию сложно признать обоснованной с правовой точки зрения, поскольку согласно контрактам, нормам гражданского законодательства и международного музейного права экспонаты должны быть возвращены в те учреждения, где они всегда хранились», — говорится в ответе Минкультуры на запрос «МК». К тому же ведомство считает, что необходимо «учитывать и происхождение экспонатов выставки, которые были найдены в Крыму и являются неотъемлемым археологическим наследием крымского полуострова». И добавляет, что «претензии Министерства культуры Украины не должны мешать исполнению контрактов на проведение выставки и возвращению экспонатов музеям Крыма. Иное решение создаст опасный прецедент нарушения принципа целостности музейных коллекций. Убеждены, что музеи должны оставаться вне политики».
Так что, похоже, о мировом соглашении не может быть и речи, ведь и украинский Минкультуры ясно дал понять, что не собирается отказываться от крымских древностей. Очевидно, такое беспрецедентное разбирательство может продлиться несколько лет.
— Здесь важно, как сформулирован документ, договор о выставке. Дело ведь в том, что экспонаты музея находятся в оперативном управление министерства культуры своей страны. С другой стороны, экспонаты найдены на территории Крыма, и это тоже нельзя не учитывать, — поделилась своим мнением президент Пушкинского музея Ирина Антонова. — Это уникальный случай. Разобраться в нем должны прежде всего юристы.
Справка: «Крым: золото и секреты Черного моря» — беспрецедентный выставочный проект. Впервые столь масштабное собрание античной и раннесредневековой археологии Крыма покинуло родные музеи — артефакты от ранних памятников V веком до н.э. до готскими древностей V-VII веков н.э.. В июне 2013 более тысячи предметов из четырех крымских музеев (Бахчисарайского, Керченского музея-заповедника, Национального заповедника Херсонеса Таврического и Центрального музея Тавриды) и одного киевского (Музея исторических драгоценностей) были показаны в немецком Боне, а после произведенного фурора, в начале февраля 2014-го, на проект открылся в Амстердаме. Вопрос о судьбе коллекции возник сразу после обострения ситуации на Украине и мартовского референдума по Крыму.