Подавлением «враждебных» российских телеканалов и радиостанций займутся силовики и спецтехника
Несмотря на полномасштабную гуманитарную катастрофу на Донбассе, майданные власти продолжают удивлять весь мир своими высказываниями из серии «не верь глазам своим». Встречаясь с заместителем генерального секретаря ООН по политическим вопросам Джеффри Фелтманом, который прилетел в Киев по поручению своего шефа Пан Ги Муна, президент Украины Петр Порошенко заявил, что на Украине нет внутреннего конфликта. Закрывая глаза на очевидные факты, он повторил пропагандистское клише , что «на Донбассе воюют кадровые российские военнослужащие».
Однако реальные действия киевских властей показывают, что реальный объект сопротивления, который необходимо подавить, это не мифические «русские оккупанты», а граждане собственной страны. По крайней мере, та их часть, которая проживает в непризнанной Киевом Новороссии. Советник министра внутренних дел Антон Геращенко пообещал журналистам, что МВД будет «глушить» российские каналы в «приграничных районах». По его словам, «железный информационный занавес» может опуститься не только в Донецкой и Луганской областях, но также в Сумской и Харьковской.
Поставленная киевскими силовиками задача отсечь русскоговорящих граждан Украины от единого информационного пространства с Россией будет решаться в два этапа. На первом планируется удалить все российские телеканалы из кабельных сетей и на спутниковом вещании. Для этого милиционеров обяжут ходить «по своим районам», выявляя вещание российских масс-медиа в местах массового скопления граждан (бары, рестораны, гостиницы). В случае выявления несанкционированной трансляции правоохранителям предписано «наводить порядок».
Как заверяет пан Геращенко, после телевидения длинные руки Киева могут добраться и до интернета. Отключать будут не только «опасные» новостные сайты, но и «ненужные» страницы в социальных сетях. При этом он предпочел сослаться не на «прогрессивный» опыт Северной Корея, а США и Израиля.
В случае, если ручные методы управления информпотоком окажутся неэффективными, киевские власти грозятся вспомнить «хорошо забытое старое». Для этого, правда, придется обратиться к «тяжелому наследию тоталитарного прошлого», которое критикуется на постмайданной Украине. По словам Геращенко, в украинских городах до сих пор стоят вышки, которые в советское время использовали для блокирования сигналов «Голоса Америки» и «Радио Свобода». Как утверждает силовой функционер, их можно снова использовать для глушения сигналов, которые идут из России.
Между тем, международное правозащитное сообщество не без тревоги наблюдает за телодвижениями Киева в сфере информационной политики. Базирующаяся в США организация Комитет защиты журналистов призвал Украину снять запрет на вещание российских каналов на территории страны. Как справедливо отмечают правозащитники, народ Украины имеет право получать информацию из различных источников, которые освещают различные стороны событий и озвучивают разные мнения. Напомним, за ретрансляцию российских телеканалов на Украине уже начали заводить уголовные дела.
Украинские власти стали жертвой собственной, крайне агрессивной медийной кампании внутри страны, считает декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов.
– На определенном этапе она дала результаты, когда удалось настроить значительные слои населения, как против России, так и против Донецкой и Луганской народных республик. Однако по мере нарастания проблем агрессивная информационная политика приносит обратные плоды. Можно сколько угодно говорить, что украинская армия одерживает победу за победой, а ее потери составляют всего три человека. Но когда из Новороссии на Украину приходят десятки гробов, этого факта уже не скроешь.
Третья волна мобилизации захлебнулась, экономические трудности нарастают. В сложившейся ситуации украинские власти применяют классические тоталитарные методы по принципу «есть две точки зрения – моя и неправильная». Наверное, часть населения Украины удастся отсечь от альтернативной информации. Но имиджевый ущерб будет многократно превышать возможные приобретения от применения запретительных мер. Тем более, что мы живем в условиях информационно открытого общества. Думаю, даже самые «свидомые» сторонники украинской государственности не желают превращения своей страны в Северную Корею.
– Украинские власти грозятся пойти дальше – блокировать сайты, которые дают «неправильную» информацию. При этом Киев ссылается на «прогрессивный» опыт Израиля, США и Китая.
– Насколько знаю, такие прецеденты уже есть. Ссылка на США отнюдь не случайна, поскольку американцы дали Киеву карт-бланш на любые действия, которые будут иметь антироссийский характер. В этой связи Порошенко и его майданной бригаде, видимо, предоставили какие-то гарантии безопасности. В этом корни произвола, который творит Киев. На совести карательной команды столько преступлений, что хватит на три Гааги. Здесь и использование неконвенционального оружия, и убийства мирных граждан, и разрушение гражданской инфраструктуры. На этом фоне репрессии в информационной сфере просто меркнут. Проблема в том, что когда ты слишком сильно сжимаешь пружину, она может внезапно разогнуться и ударить по самим инициаторам такого рода запретов.
– Правозащитники из американского Комитета защиты журналистов призвали украинские власти отменить все ограничения. Это идет вразрез с линией Вашингтона.
– Все, что идет вразрез с позицией главного мирового цензора, игнорируется в информационном пространстве. Честно говоря, наша дипломатия прикладывает максимум усилий в плане демонстрации реальной сущности украинского режима. На Порошенко уже «пробы негде ставить». Трудно чем-то удивить мировую общественность, если она закрывает глаза на массовые убийства мирных жителей на Донбассе. Скорее имеет смысл делать ставку на работу с внутриукраинским общественным мнением. Здесь издержки проводимой Киевом политики могут быть гораздо выше. Тем более, что за годы правления «диктатора Януковича» люди привыкли к информационной «вольнице». Естественно, что теперь, на контрасте, они могут напрячься.
– На встрече с заместителем генсека ООН Порошенко заявил, что в стране нет внутреннего конфликта.
– Следует сразу отметить, что упомянутый замгенсека ООН — американец. По сути, это представитель американской элиты. А, значит, он готов с должной почтительностью выслушивать любые благоглупости из уст ставленника Вашингтона. В руководстве ООН много американских агентов влияния. Так что, это из серии «пусти козла в огород».
На Украине в настоящее время происходит активное становление полицейского государства. В этом контексте зачистка информационного пространства – вполне ожидаемый шаг, отмечает директор Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты РФ Максим Григорьев.
– Чем дальше, тем больше просматривается аналогия с событиями в Германии в 1930-х годах XX века, когда к власти пришли нацисты. На Украине так же запрещается компартия, проводятся политические репрессии, идет террор в отношении инакомыслящих, устанавливается полный контроль над СМИ. Понятно, что это не может не вызывать протеста со стороны всех здравомыслящих людей. Одним из критериев демократии это возможность получать информацию из альтернативных источников. Для того, чтобы общество принимало осознанные решения, оно должно иметь возможность ознакомиться со всеми существующими точками зрения на существующую проблему.
То, что происходит на Украине, это отвратительная гримаса авторитаризма, которую спонсоры государственного переворота цинично пытаются выдать за апофеоз демократии.
– Почему журналистское сообщество на Западе не проявляет корпоративной солидарности с российскими СМИ, которые оказались под запретом на Украине? Может быть, эту страну изначально не рассматривают как часть цивилизованного мира, проблемы «европейского Сомали» никого не волнуют?
– В этом утверждении есть большая доля истины. Тем не менее, апеллировать к западным масс-медиа отнюдь не бессмысленно. Большая часть мега-корпораций встроена в глобальную информационную сеть, которую контролируют крупные олигархические и финансово-промышленные группы. Они просто ретранслируют спущенную сверху политическую позицию. Но внутри этих структур попадаются честные журналисты, которые прекрасно понимают, что на самом деле происходит на Украине и готовы говорить об этом. Тем более, что не замечать то беззаконие, которое творят украинские власти, становится все сложнее.
России нужно активнее доносить свою позицию, больше общаться с евроскептиками, с альтернативной прессой. У таких изданий нет глобального охвата, но у них есть своя аудитория. Внутри Украины можно делать ставку на использование интернет источников. Если заблокируют сайты, можно доносить информацию через социальные сети. Или взять пример с США – создать радио, которое будет постоянно вещать на украинском языке (как «Радио Свобода» в свое время на русском). В объявленной Западом информационной войне можно победить.
Что касается заявления Порошенко, то не заметить раскол в украинском обществе не может только слепой. Вообще-то, в стране идет полномасштабная гражданская война, гибнут люди, стираются с лица земли города. Я уже не говорю о расколах меньшего порядка – между различными феодально-олигархическими кланами. Эти группировки воюют между собой, причем не только на информационном поле. Мы знаем, что есть Коломойский, Фирташ, Ахметов, Порошенко.
Между ними регулярно происходят боестолкновения. Кстати говоря, мы можем использовать этот фактор в свою пользу. Подконтрольные этим кланам СМИ в запале противостояния порой вынуждены давать правдивую информацию (в дозированном виде, разумеется) через подконтрольные им СМИ. Если Порошенко не уничтожит своих конкурентов, они сами его съедят с потрохами. И через несколько месяцев мы увидим очередной Майдан, но теперь уже против действующей администрации.
Видимо, в условиях войны украинским властям больше нечем заняться, как спускать последние деньги на такое затратное мероприятие как техническое подавление вещания российских телеканалов, выражает удивление первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаил Маркелов.
– Думаю, кроме каркаса «вышек» на Украине за годы «незалежности» ничего не осталось. Их техническое оснащение и контроль над эфирным пространством потребуют серьезных вложений. Это станет еще одной дыркой в нищем бюджете страны. Фактически Украина самоизолировалась от России – возможность получать альтернативную информацию там и так минимальна. В то время как такая потребность лишь возрастает вследствие провала блицкрига киевских силовиков в Донбассе.
– Стоит ли России «зеркалить» тактику своих оппонентов?
– В этом нет никакой необходимости. Зачем наказывать своих граждан? У нас продолжают транслироваться различные телепрограммы, производимые украинскими телекомпаниями. Например, по-прежнему выходит в эфир программа «Орел и решка». Это продукт телеканала «Интер», принадлежащего украинскому олигарху Фирташу. Еще пример – на территории российского Крыма украинские телеканалы никто не глушит. Российские власти поступают умнее: разрыв культурных связей это то, на что рассчитывают заокеанские закоперщики украинского Майдана. Человеческие связи в конечном счете победят махровую пропаганду, ангажированную внешними центрами силы.
Что касается украинских медиа, они предпочитают геббельсовские методы работы с массой. На Россию выливаются потоки грязи и ничем не подкрепленных обвинений. Если верить украинским СМИ, в Крыму люди чуть ли не голодают, а вместо молока и кефира пьют обычную воду из пакетов. Или показывают кадры разрушенного Донецка, а ведущие поясняют, что это были российские ракеты, которые уничтожили ненавидевших «оккупантов» мирных украинских граждан.
Закручивание информационных гаек нужно для того, чтобы сохранить монополию на «картинку». Нужно постоянно внушать гражданам, что Киев контролирует ситуацию, хотя это не соответствует действительности. Новости из западных СМИ для Украины не актуальны, потому что большинство граждан не владеет европейскими языками. Однобокость информации рано или поздно вернется бумерангом, самоизоляция ни к чему хорошему не приведет.
Не думаю, что Киев прислушается к негативным откликам со стороны американских правозащитников. В последнее время правозащитные организации в США вообще теряют свое былое влияние. Это видно по отношению администрации Обамы к таким организациям как «Врачи без границ» или Human Rights Watch. В свое время их доклады озвучивались на уровне Госдепартамента США. А сегодня, когда права и свободы человека попирают их «сукины дети» с Майдана, Америке это просто не выгодно. Тем более, что волнения среди афроамериканцев начинаются и в самих США. В такой ситуации Госдепу ничего не остается, как просто игнорировать голоса правозащитников.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня