В Мире

В Киеве нарастает волна истерии по поводу «полномасштабного вторжения» войск РФ на Украину

Поздно вечером 27 августа украинские власти заявили о полномасштабном военном вторжении России на Украину. Советник министра внутренних дел Украины Зорян Шкиряк стал одним из первых «обвинителей» – в эфире одного из украинских каналов он заявил, что вторжение идет по нескольким направлениям. «Генштаб России пытается распылить силы бойцов «антитеррористической операции», чтобы взять под контроль населенные пункты Донбасса», — сказал он.

После этого сообщения о российском «вторжении» стали нарастать, как снежный ком. Украинские СМИ и соцсети запестрели подробностями и деталями военных действий. Аналитики тут же заявили, что российские войска хотят открыть коридор от Донецка до Крыма. Командир 5-й роты батальона «Днепр-1» Владимир Шилов заявил, что Новоазовск заняли войска РФ. Они же, по сообщениям из соцсетей, отбили Саур-Могилу. Украинский Совбез (СНБО) одно за другим стал штамповать заявления об атаках со всех сторон, в том числе из Крыма.



В общем, для украинских СМИ война началась. Примечательно, что все эти красочные обвинения и истории о том, как российские танки уже окапываются где-то под Мариуполем, не были подкреплены никакими доказательствами – нет ни фото, ни видеосвидетельств присутствия войск РФ на территории Украины. Единственный аргумент, которым располагает Киев — это несколько российских десантников, задержанных на границе, хотя Министерство обороны уже объяснило, что военные пересекли границу случайно во время патрулирования. Кстати, вечером 27 августа на территорию России перешли 62 украинских военнослужащих, спасаясь от обстрелов.

Несмотря на отсутствие доказательств, реакция Запада последовала незамедлительно. В «Твиттере» о российской агрессии написал один из главных «любителей» нашей страны, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт. Представитель Госдепа Дженнифер Псаки на традиционном брифинге также традиционно обвинила Москву во вторжении.

В Киеве развернули бурную деятельность – премьер Арсений Яценюк потребовал, чтобы Запад ввел против России дополнительные санкции, вплоть до заморозки всех финансов и активов. Состоялась экстренная встреча украинского СНБО. Более того, Киев попросил созвать экстренные заседание ОБСЕ, Совета Европы и Совета безопасности ООН по ситуации на Украине.

Президент Украины Петр Порошенко тянул до последнего, но в конечном итоге сделал заявление, в котором также обвинил Россию в агрессии. «В связи с резким обострением ситуации на юге Донецкой области, в связи с фактическим вводом российских войск на территорию Украины, я принял решение об отмене визита в Турцию. Место президента Украины в Киеве», — сказал Порошенко, пообещав разработать план дальнейших действий и привлечь к этому мировое сообщество.

Интересная деталь – днем ранее депутат националистической партии «Свобода» Игорь Мирошниченко с людьми в балаклавах, по сообщениям СМИ, ворвался в элитный лицей, где учатся дети Порошенко, и потребовал предоставить классные журналы и талоны на питание учеников за 10 лет. Якобы, детям влиятельных родителей натягивают отметки, а учителя занимаются коррупцией. Уж не было ли это намеком президенту, чтобы не вздумал сворачивать с выбранного курса?

Естественно, постпред РФ при ОБСЕ Андрей Келин на встрече постоянного совета организации опроверг все обвинения Киева. «Мы четко заявили, что никакого участия российских военных нет, никакой техники мы не поставляем туда», — сказал он.

Журналист, писатель и телерадиоведущий Владимир Соловьев считает, что обвинения без доказательств, которые снова посыпались на Россию, могут быть реакцией Запада на неожиданное для них контрнаступление ополченцев.

— Мне кажется, в наш век, когда в хэштеги «Твиттера» можно вынести все, что угодно, довольно смешно ориентироваться на соцсети, когда кого-то в чем-то обвиняешь. Учитывая те деньги, которые наши американские коллеги тратят на свою аэрокосмическую разведку, думаю, самое простое – это взять и предъявить снимки границы между Россией и Украиной. Если на этих снимках зафиксировано пересечение границы колонной бронетехники российских вооруженных сил, то это один разговор. А если такого пересечения нет, то о чем мы говорим?

Если речь идет о десяти десантниках, непонятно каким образом оказавшихся на территории Украины, то они не могут служить доказательством полномасштабного вторжения. Смешно говорить, что вторжение осуществляется силами десяти десантников, учитывая, что только за вчерашний день на сторону России перешло 62 украинских силовика, а до этого были и переходы четырех с лишним сотен военных. Не говоря уже заезде украинских БТР на нашу территорию, развороте боевых самолетов и прочем.

То, что мы наблюдаем сейчас – либо истерическая реакция на абсолютно неожиданное для Запада контрнаступление ополченцев и то, что украинская армия оказалась отнюдь не такой стойкой, как она о себе думает. Либо в этом есть какое-то зерно истины — мы же всегда должны оставлять зерно сомнения, но тогда будьте добры предъявить конкретные неопровержимые факты. И этими фактами является не задержание десяти десантников или наличие двух могил в Пскове, а конкретные случаи пересечения границы военной техникой. Пока таких фактов нет, говорить о чем-то уверенно, как мне кажется, очень странно.

 — Может ли Запад ввести дополнительные санкции, опираясь только на обвинения Киева?

— Санкции могут быть в любой момент и по любому поводу. Их наличие или отсутствие не очень связано с внешним поведением России. Америка взяла четкий курс, и она это не скрывает, на то, чтобы изменить стиль правления Россией, скинуть Путина. Они это прямо заявляют, поэтому, что бы Россия ни делала, санкции могут последовать.

 — Может ли Россия что-то противопоставить Западу в информационном плане?

— Россия уже противопоставляет, но мы страна, говорящая на русском языке, а не на английском, поэтому мы в какой-то мере ограничены. Наши медиа, за исключением RT, не имеют возможности настолько же легко достигать свою потенциальную зарубежную аудиторию, как англоговорящие СМИ.

Известный блогер, эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян сравнивает эту информационную атаку с тем, что произошло после крушения малазийского «Боинга», уже забытого на Западе.

— Происходит то же самое, что и в ситуации с «Боингом», когда ополченцев и Россию обвинили в его крушении. Как тогда не было абсолютно никаких доказательств подобных утверждений, так нет их и сейчас в ситуации с якобы полномасштабным вторжением России на Восток Украины. Эта информационная волна началась вчера поздно вечером. Я специально отслеживал ситуацию, и могу сказать, что до утра не появилось вообще ничего — ни фото, ни видео, ни спутниковых снимков, хотя над этим регионом расположена целая группировка американских спутников.

— Но западные политики, тем не менее, тиражируют обвинения…

— Примечательно, что большинство европейских политиков, кроме совсем уж одиозных вроде Карла Бильдта, весьма аккуратно комментируют эту тему. Та же Меркель в разговоре с Владимиром Путиным сослалась на сообщения в СМИ и слова украинских политиков и попросила прокомментировать. Очевидно, что европейцы больше не хотят подставляться под украинскую ложь. Думаю, к концу дня ситуация разрешится, возможно, это произойдет во время заседания Совбеза ООН. Не знаю, что Украина будет говорить, скорее всего, станет предъявлять несколько захваченных десантников. Хотя очевидно, что это никакое не доказательство полномасштабного вторжения. Если бы оно действительно состоялось, войска сейчас были бы возле Львова.

— Чем можно объяснить этот массированный шквал обвинений России во вторжении?

— Скорее всего, желанием оправдать собственные неудачи в ходе военной операции в Донбассе. Если вы следите за украинскими СМИ, то знаете, что они уже четыре месяца «воюют» с российской армией. Смешно слышать от них о вторжении, когда они каждый день пишут о столкновениях с регулярной российской армией, а не с ополчением. Так они хотят оправдать свою никчемную военную операцию на Востоке. Когда их войска отброшены до Мариуполя и будут отброшены еще дальше, им нужно как-то оправдываться перед электоратом, тем более что на Украине скоро выборы в Верховную Раду.

— И все же, Запад воспринял панику украинских властей довольно серьезно – было созвано экстренное заседание ОБСЕ и даже Совета безопасности ООН…

— Но при этом созыв Совбеза ООН – инициатива Украины, а не Запада. Европейские политики, повторюсь, реагировали довольно сдержанно. Что касается Псаки, то она же днем ранее заявила, что США не собираются просить разрешения у сирийских властей, если решат провести в этой стране военную операцию. Это лицемерие, совсем уж доведенное до предела.

 — Арсений Яценюк уже призвал ввести дополнительные санкции против России, в частности, заморозить все активы и финансы до «момента вывода российских войск и техники». Как вы считаете, может ли до этого дойти?

— Мы знаем, что если Запад захочет ввести санкции, он это сделает с поводом или без. Другое дело, я совершенно не понимаю, какие еще санкции против России можно ввести. В финансовой сфере все возможные шаги уже сделали. Понятно, что никто не будет арестовывать активы крупных российских компаний за рубежом. Их основные кредиты взяты именно в американских и европейских банках, и подобные аресты будут означать, что вряд ли кто-то эти кредиты вернет. На это точно никто не пойдет, как не пойдет и на прекращение импорта российских энергоресурсов – зима уже на пороге. Возможности санкций к настоящему моменту по большей части исчерпаны, и я не уверен, что кто-то будет прибегать к этому аргументу в большом объеме.

Шеф-редактор проекта «Однако. Евразия» Семен Уралов также убежден, что украинские провокации объясняются очень просто – желанием скрыть свой провал на военном фронте и оправдаться перед собственными гражданами.

— Цель этой истерики с якобы российским вторжением – не что иное, как попытка оправдать свою военную некомпетентность. Очевидно, что кампания в Донбассе проиграна, сейчас нужно спасать остатки армии. Признать, что они терпят поражение от ополченцев, они не могут, это для них позор. Поэтому приходится выдумывать историю о вторжении российской армии.

 — Что, если Запад серьезно отнесется к этой истории?

— Разговаривать с Западом бессмысленно. Пусть они сначала расскажут нам о «Боинге», а потом об убийстве людей на майдане. Вот когда они об этом расскажут, тогда можно будет обсуждать следующие информационные вбросы. Пока что все это напоминает циничную и технологичную кампанию по вбросу новых подробностей, цель которой – нагнетание истерии в обществе.

Украинское общество и так находится в достаточно жесткой истерии, там в несколько раз выросло количество инфарктов и инсультов. Что неудивительно – если неделю смотреть украинское телевидение, можно сойти с ума. Поэтому все эти крики о вторжении – не более чем элементы информационной кампании, и никаких реальных оснований под собой они не имеют.

Декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков считает, что к подобным обвинениям нужно относиться спокойно – это уже ставший привычным элемент информационной войны.

— Это стандартный образ действий американцев – они сначала обвиняют Россию во всех грехах, а потом так и не предъявляют доказательств. То, что Москва оказывает моральную и политическую поддержку населению, которое восстало против власти киевских националистов на Востоке, очевидно. Как очевидно и то, что Россия единственная оказывает Донбассу гуманитарную поддержку.

Если бы какие-то доказательства российского вмешательства у Украины или Запада были, они бы давно их предъявили, можно в этом не сомневаться.

 — Но пока что, кажется, факты Западу особо не нужны – они или отделываются голословными утверждениями или ссылаются на соцсети…

— Информационная война, по крайней мере, с XVIII века сопутствует любому значительному конфликту. То, что Госдепартамент США в качестве доказательств того, что ополченцы сбили «Боинг», приводит только ссылки из соцсетей, говорит о многом. Американские спутники и системы слежения повсюду, и не может быть, чтобы их единственным источником информации был «Твиттер» или «Фейсбук». Но это современное направление информационной войны, когда что-то забрасывается в соцсети, тысячи людей клюют на эту удочку, а затем на основании этих «данных» делают обвинения. Это уже стало обычным методом информационной войны, и это не должно удивлять.

Доктор исторических наук, политический аналитик Валерий Соловей убежден, что Запад не станет настаивать на обвинении России во вторжении.

— Запад не форсирует эту тему. И мы пока что не видим истерик со стороны их государственных лиц по простой причине: если вы делаете такие обвинения, вы должны что-то предпринять. А что предпринять – послать войска НАТО на помощь Украине? Это невозможно, это понимают и в России, и на Западе. Можно только пригрозить России санкциями, что сейчас и будет сделано. Но для того, чтобы их ввести, нужно время. Возможно, сейчас последует очередной ряд санкций, но они должны быть обоюдоострыми. Влияние западных санкций на нас будет сильнее, но и мы способны нанести потери Западу. В том числе и Соединенным Штатам по некоторым очень чувствительным позициям.

Запад понимает, что если обвинить Россию в прямом военном вторжении, нужно что-то делать, в противном случае они выглядят бессильными политиками. Но этот шаг конкретных действий очень рискован. Будет продолжаться экономический, внешнеполитический, но не военный обмен. Никакой массированной военной помощи НАТО и США оказывать Украине не будут. Они и так помогают советниками, инструкторами, это не секрет. Но поддержка Запада не перейдет в прямую военную конфронтацию с Россией.

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.