НАТО сможет поставить Киеву «летальное оружие», только если вмешается в боевые действия
Украина получит высокоточное оружия от стран-членов НАТО. Об этом вечером 4 сентября заявил президент Петр Порошенко «на полях» саммита альянса в Уэльсе.
По итогам заседания Комиссии НАТО-Украина генсек блока Андерс фог Расмуссен и Порошенко сделали ряд заявлений. Вот самые важные из них:
— Украина достигла с лидерами ряда стран-членов альянса договоренности о «нелетальных и летальных» военных поставках, в том числе о поставках высокоточного оружия;
— отдельные страны взяли на себя обеспечение лечения, реабилитацию раненых украинских военных и поставку медицинского оборудования и лекарств;
— страны НАТО взяли «на себя обязательства по наполнению четырех трастовых фондов, которые в первую очередь посвящены важным направлениям украинской безопасности».
— непосредственно от НАТО Киев получит порядка 15 млн. евро на модернизацию армии и укрепление обороны.
Порошенко пояснил, что реформирование и модернизация украинских вооруженных сил необходимы для «возбуждения вопроса о присоединении к блоку» НАТО. Отвечая на вопрос о возможных сроках вступления «незалежной» в альянс, он отметил, что это произойдет тогда, «когда страна сможет соответствовать всем критериям членства, когда украинский народ решит, когда и каким образом произойдет присоединение к блоку».
Стоит отметить, что 3 сентября глава миссии Украины при НАТО Игорь Долгов сделал заявление, в котором посетовал, что, несмотря на все усилия, Украина не получит вооружение от стран-членов Североатлантического альянса.
— Наши партнеры до сих пор не готовы предоставить оружие, которое крайне необходимо. Особенно идет речь о высокотехнологичном, высокоточном оружии. Мы не можем использовать другие резервы и ресурсы, которые есть в Североатлантическом альянсе, поскольку Украина не является членом НАТО, — заметил Долгов.
Напомним, разговоры о поставках высокоточного оружия на Украину идут уже давно. Так, в конце июля советник президента Порошенко, глава МВД Украины при Ющенко Юрий Луценко в эфире канала «1+1» радостно заявил, что с «незалежной» сняли эмбарго на поставку высокоточного оружия. В мае он же в своем Facebook написал, что только высокоточное оружие позволит украинским силовикам одержать верх в ходе т.н. «АТО». По его мнению, Украине просто необходимы боевые беспилотники, вертолеты McDonnell Douglas AH-64 Apache последних модификаций.
Военный эксперт Виктор Мясников полагает, что под высокоточным оружием, которое, возможно, получит Украина от НАТО, могут «скрываться» противотанковые ракеты.
— В СМИ проходила фраза: «предоставление летального и нелетального высокоточного оружия». Это несуразица. Нелетальное оружие не может быть высокоточным: оно не наносит ущерба здоровью человека, — это средства связи, колючая проволока, бронежилеты и прочее снаряжение и материалы.
Что касается «летального высокоточного оружия», то речь может идти только о противотанковых средствах – высокоточных управляемых ракетах. Почему? Авиации у ополчения нет.
Даст ли НАТО Украине какие-либо комплексы для противодействия бронетехнике? Никто, кроме Порошенко, об этом не говорил. Может быть, поставка произойдет кулуарно, но явно не сейчас, а после неких реформ, о которых шла речь в Уэльсе. В соответствии с каким-то договором тогда Киеву и могут что-то передать, но скорее продать, потому что это средства очень недешевые.
Что касается 15 млн. евро на укрепление и модернизации армии, то сумма, конечно, копеечная: ее хватит, чтобы экипировать одну бригаду.
Такого же мнения придерживается заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
— Единственное, что я могу вообразить, это – противотанковые управляемые ракеты для сухопутных войск. Противотанковый ракетный комплекс – это все-таки не такая сложная техника, которую украинские военнослужащие не могли бы осваивать, это как раз тот максимум сложности, который они «переварят».
Никто не будет продавать Украине новейшее оружие. Если такие ракеты действительно будут поставлены, то, очевидно, из американских запасов (их у них немереное количество), но отнюдь не с конвейера, а 80-х годов выпуска, в лучшем случае – 90-х.
— Если НАТО оперативно поставят ПТРК, то это может переломить ход боев в Донбассе?
— Если теоретически поставлять их в огромных количествах, да при налаженном быстром обучении личного состава, то это может как-то переломить ситуацию, ведь бронетехника играет основную роль в этой войне.
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко уверен: заявление Порошенко о высокоточном натовском оружие – чистой воды блеф.
— Мы знаем, что последние месяцы украинское руководство откровенно лжет для того, чтобы набрать очки как внутри страны, так и за рубежом. В данном случае это заявление адресовано украинской публике, которая испытывает огромный комплекс неполноценности в связи с разгромом своей армии в Донбассе.
Поэтому, конечно, никакого высокоточного оружия НАТО Украине поставлять не будет, хотя бы по двум причинам.
Во-первых, наиболее боеспособные части украинской армии разгромлены, и в организованном виде украинских вооруженных сил сейчас просто нет.
А во-вторых, украинские военнослужащие не умеют применять даже советскую технику тридцатилетней давности, ведут неизбирательное поражение гражданских объектов и населения. В этих условиях на авантюру — предоставлять какие-то виды высокоточного оружия абсолютно не обученным людям — никто на Западе не пойдет.
То, что Порошенко и Украина грезят о каких-то видах высокоточного оружия, напоминает, как в конце весны 1945 года Гитлер мечтал о «чудо-оружии Третьего рейха», с помощью которого он остановил бы наступающие советские войска. По большому счету, Порошенко больше ничего и не остается, кроме как заниматься фантазиями.
Что касается денег, то действительно — создаются несколько фондов, в которые страны НАТО будут скидываться для финансирования и подготовки украинских вооруженных сил. Но опять вопрос: кого они будут готовить? Украинский генералитет продемонстрировал вопиющую некомпетентность в ходе планирования и организации боевых действий. Украинские военнослужащие показали крайне низкие профессиональные и моральные качества. Деньги-то есть, но, боюсь, их может постигнуть судьба американских сухпайков, которые фактически были разворованы. В принципе, учитывая коррумпированность Минобороны Украины, и эти 15 млн. евро могут быть либо банально растасканы по карманам, либо потрачены по сомнительным схемам.
Президент Академии геополитических проблем Константин Сивков полагает, что НАТО может поставить высокоточное оружие Украине только вместе со своими военными специалистами, а это будет означать прямое военное вмешательство альянса в войну в Донбассе.
— Начнем с того, что высокоточное оружие – это оружие, имеющее систему самонаведения, и оно всегда должно применяться с каких-то носителей. Скажем, применить с Су-25 высокоточное оружие американского производства невозможно.
Судите сами, крылатые ракеты стратегической дальности (1500 километров), типа американских «Томогавков», Украине для борьбы с ополченцами не нужны. Есть комплексы тактического назначения для борьбы с сухопутными войсками: американские тактические ракеты класса «воздух-поверхность» Maverick и различные управляемые авиабомбы, но, в любом случае, на самолеты должна быть установлена соответствующая аппаратура для того, чтобы можно было бы применить управляемые авиабомбы. То есть если на необорудованный самолет повесть бомбу с головкой самонаведения, то от нее не будет никакого толка: она никуда не попадет и никакого «не победит».
К тому же, поставлять на Украину американские или западноевропейские самолеты с соответствующим оборудованием означает, что туда надо отправлять и летные составы, так как украинские летчики не обладают соответствующим уровнем подготовки для пилотирования таких машин. Если украинцев и отправят готовить на какие-то специальные американские или натовские базы, то это займет порядка двух-трех месяцев, а за это время война на Юго-Востоке может закончиться…
Таким образом, мы можем говорить, что НАТО технологически не может поставить высокоточное оружие на Украину, не вмешавшись своими войсками в этот вооруженный конфликт. В этом случае реакция Россия будет мгновенной.
Именно поэтому я предполагаю, что заявление Порошенко носит декларативный характер, цель которого – продемонстрировать поддержку НАТО. Грубо говоря, это просто политический блеф.
Отмечу, что на Украине осталось огромное количество советского высокоточного оружия, которое по своим качествам нисколько не уступает натовскому, а порой даже его и превосходит. Это ракеты Х-25 и Х-29 разных модификаций, противорадиолокационные управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-28 и другие более совершенные модели. О применение этого оружия на Украине я ни разу не слышал, были только некие заявления о намерениях. Почему? Это могло произойти по трем причинам.
Первая: его просто распродали.
Вторая: это оружие все 23 года не хранилось и не обслуживалось надлежащим образом, потому что затратно (вплоть до того, что нужно было поддерживать соответствующий температурный режим и т.д.). А раз этого не было, то ракеты просто технически вышли из строя.
Третья причина: для того, чтобы применить это оружие, нужен личный состав, который имеет соответствующий опыт его использования хотя бы в полигонных условиях. Такого личного состава на Украине нет.
Поэтому советское высокоточное оружие ни разу в конфликте не применялось, хотя для Киева это — жизненного необходимо. Скажем, если бы у них были ракеты Х-29, то у украинских войск не было бы таких потерь, как сейчас, а ополченцы не могли бы применять ПЗРК.
— Мы говорили о высокоточных ракетах класса «воздух-поверхность»… Может, Порошенко имел в виду противотанковые комплексы?
— По большому счету, противотанковые комплексы можно назвать высокоточном оружием с большой натяжкой. К тому же, их на Украине более чем достаточно. По последним данным, на 2014 год было свыше 800 комплексов (ПТРК «Метис», «Фагот» и т.д.). И я не знаю, зачем Киеву еще и американские ПТРК? Если только из десяти комплексов по одному танку ополчения палить? Но это смешно.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня