Никогда еще Европа не находилась в таком тяжелом положении. Выждав момент, Путин нанес удар по самой уязвимой точке ЕС – по кошельку. Европа оказалась в роли д’Артаньяна, все тыкавшего, тыкавшего в Илью Муромца своей шпажонкой, а затем получившего удар богатырской булавой по темечку. В анекдоте д’Артаньян все-таки остался жив. Выдержит ли объединенная Европа путинский удар?
И кстати, в чем он заключается? Начнем издалека.
Своих не бросаем
Во времена СССР ни для кого не было секретом, что уровень жизни во многих национальных республиках выше, чем в РСФСР. Украина и Молдавия считались более привлекательными для жизни, чем российская глубинка. Прибалтика вообще считалась чуть ли не заграницей. Жизнь показала, что их благосостояние базировалось на экономической поддержке России. Ушедшие в свободное плавание, эти республики за 20 с лишним лет порядком поизносились, проржавели, а некоторые вот-вот пойдут ко дну. Казахстан и Белоруссия, не стали рвать родственных связей и потому избежали политических и экономических потрясений.
Издавна Москва, взяв кого под свое крыло, никогда его уже не бросала, даже если это порой шло в ущерб ее экономическим и политическим интересам. Продолжает эту линию РФ и сегодня. Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Крым – Россия не отказывает никому, обратившемуся за поддержкой. Помогает она и Новороссии (хотя многие считают, что помощь могла быть оказана и раньше, и в больших размерах).
В европейском доме порядки немного другие. Здесь каждый выживает и умирает в одиночку.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
Первой «холодный душ» приняла Польша. В хоре, вопящем «Санкций! Санкций!!!» ее голос был громче других. Когда пущенный в Россию снаряд санкций вернулся обратно, польский горлодер поперхнулся. Гордые шляхтичи ломанулись в Брюссель с просьбой компенсировать экономические последствия своей политической активности.
Но оказалось, что проблемы индейцев шерифа не волнуют. Добрый совет продавать свои яблоки в Юго-Восточной Азии поляки восприняли как издевку. Царящий там Китай (первый в мире производитель яблок) не оставил там не то что ниши для конкурентов, а даже щелки. Не то, что третий или четвертый, там даже второй – лишний.
Следующими, кто оценили полученный «привет из России», были страны Балтии, в свое время дружно проголосовавшие за введение санкций. Затем открытки «из России – с любовью» получили греческие и испанские сельхозпроизводители, норвежские рыбаки, британские молочники, и много еще кто. Рыдающие пострадавшие начали выстраиваться в очередь у брюссельской кассы. Но кассир повесил на окошке табличку «денег нет».
Всего ЕС готов выделить на компенсационные выплаты 400 млн. евро, в то время как только поляки оценивают свои убытки в 500 млн.
Однозначно, пряников на всех не хватит, а локомотив ЕС Германия не собирается вычищать под метелку свои закрома, чтобы кормить политических союзников. Это вам не матушка-Россия с ее «сам погибай, а товарища выручай!» У немцев «каждому – свое».
Конечно, в ходе «санкционной войны» Россия тоже понесет убытки. Но известие о грядущих потерях рядовые европейцы и рядовые россияне восприняли абсолютно по-разному.
Россия: чихать с высокого ясеня
Как ни странно, обмен санкциями вызвал рост популярности российского лидера. Страшилки по поводу грядущего снижения уровня жизни (кошмар! пармезана не будет!) массовых акций протеста не вызвали. То, что на Западе называют «загадкой русской души» для нас загадкой не является. Ну чем вы хотите испугать поколение, пережившее лихие 90-е? Тем, что устриц завозить не будут?
Кроме того, еще живо чувство гордости за Великую державу, и еще не забыт стыд за президента, дирижирующего оркестром. Чтобы вернуть первое и никогда вновь не испытать второго, русский мужик не колеблясь проколет еще одну дырочку на ремне. (Хотя, скорее всего, дырявить ремень даже не придется.)
Европа: шок и паника
Рейтинги западных политиков тоже резко пошли, но только вниз. Взращиваемое долгие годы общество потребления просто не способно пойти на самоограничение ради достижения политических целей. Да и цели какие-то… Ну что такое Украина для португальского фермера?
И еще: умные европейцы понимают, что проблемы пришли не на день и не на два. Хоть путинские санкции имеют и ограниченный срок действия – всего год, место на российском рынке для европейцев не бронировано, и оно будет потеряно навсегда. Практически необходимо заново выбивать себе место под солнцем. (А вот российские фермеры санкции восприняли на «ура!» Угадайте, почему?)
Стоит ли после этого удивляться акциям протеста и падению рейтингов?
Это все была прелюдия, подходим к главному.
Как экономика влияет на политику
Экономические потрясения всегда ведут за собой потрясения политические. Протестующие сегодня европейцы завтра выскажут свою волю на ближайших выборах. Так что вероятность, что во главе многих европейских государств мы скоро увидим новые лица — очень высока. Кто же придет на смену любителям «поставить на место» Россию?
Уже сегодня видны некоторые признаки будущей новой Европы. Франция упорно достраивает 2 вертолетоносца, и разрывать контракт не собирается. На грозные окрики из Вашингтона чихает с присвистом. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо называет санкции «бессмысленными». Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан стремится улучшить отношения с Москвой и ищет среди стран-участников ЕС единомышленников. Единая Европа оказывается не такой уж единой.
Во Франции набирает силу Национальный фронт. В мае этого года НФ выиграл выборы в Европарламент, взяв 25% голосов избирателей. (Правящая социалистическая партия взяла 14,7%) Лидер движения Марин Ле Пен выступает за выход Франции из НАТО и ЕС, и решительный поворот в сторону Москвы. В 2017 году она вступит в борьбу за кресло президента. Интересно, в случае победы, не попросится ли Франция в Таможенный Союз?
Хитрый план Путина?
Не нужно обладать аналитическим умом, чтобы догадаться, что происходящее во Франции показывает будущие тенденции. «Война санкций» и следующие за ней экономические проблемы приведут к появлению в европейских государствах движений и партий, аналогичных французскому НФ, с теми же целями и задачами. А это уже прямая угроза самому существованию ЕС.
Еще до начала украинского кризиса недовольных вступлением в ЕС хватало с избытком. Не оправдались надежды на молочные реки и кисельные берега новобранцев из бывшего блока СЭВ. Теперь же недовольных будет еще больше. Фактически запущен механизм, который может в будущем запросто обрушить объединенную Европу.
Но на все грядущие обвинения России в ЕС-убийстве хочется спросить: «А кто первый начал?»
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня