Оглушительный рёв двигателей самолёта может достигать на взлёте 100 и даже 120 децибел. Это близко к болевому порогу человеческого уха – а потому европейские исследователи работают над решениями, которые позволят снизить его воздействие.
Самолёт генерирует различные звуки, исходящие от различных источников: реактивный шум, аэродинамический шум в результате турбулентностей вокруг выпущенного шасси и от прохождения воздуха над компонентами крыла и т.д. Но самым раздражающим для людей на земле является «шум турбин», связанный с вращением лопастей турбин двигателей при взлёте и посадке. Одно из предложенных решений по снижению уровня этого шума весьма неожиданно – инженеры предлагают интегрировать в реактивный двигатель громкоговорители, которые будут генерировать соответствующий сигнал шумоподавления.
Основной шум двигателей возникает от сжатия воздуха между роторами подвижных частей двигателя и статорами, состоящими из статических лопаток.
Одна из технологий снижения шума направлена на интеграцию пьезоэлектрических динамиков в лопасти статора. Они работают на свойстве деформации некоторых материалов при приложении электрического напряжения. Набор малогабаритных микрофонов, размещённых в двигателе, захватывает падающую акустическую волну. Они посылают информацию на электронный контроллер, который вычисляет и передаёт сигнал на каждый из тридцати громкоговорителей в лопастях – которые в свою очередь противодействуют волне, выходящей из сопла, и снижают шум на 1,5 – 2 децибела.
Учитывая, что шум, создаваемый самолётом, возникает из нескольких физических источников, которые характеризуются различными частотными диапазонами, то требуются дальнейшие инновации, чтобы получить шесть децибел снижения шума, заявленные европейскими исследовательскими проектами в этой области.
Другим решением могут стать звукоизолирующие акустические резонаторы с электрически регулируемыми резонансными частотами и коэффициентами затухания, выполненные в виде пчелиных сот, окружающих двигатель. Для подавления шума на крейсерской скорости перспективным может оказаться устройство, основанное на микро-струях воздуха, размещённое вокруг сопла двигателя и способное уменьшить шум, который возникает в результате турбулентности на выходе двигателя.