В последние дни на Юго-Востоке Украины наступило относительное затишье, и в украинском обществе все активней обсуждают «особый статус» Донбасса. Нужно сказать, что понимание этого термина у украинских «патриотов» весьма своеобразное, и больше напоминает планы по превращению региона в гигантское гетто или концлагерь.
Например, депутат Верховной Рады от партии «Батькивщина» Владимир Арьев пообещал сделать все, чтобы территории, которые останутся «под руководством террористических групп», не получили из центрального бюджета ни копейки. В его понимании, Киев не должен восстанавливать то, что сам разрушил, а где руководство Донбасса будет доставать деньги — это «их проблемы». При этом у Киева, по мнению Арьева, найдутся средства на то, чтобы обнести всю территорию Донбасса огромной стеной и прочими оборонительными сооружениями.
Еще радикальней высказываются украинские журналисты. Денис Бигус со львовского канала Zik предложил ограничить Донбасс не только экономически, но и политически. Экономические меры включают в себя прекращение дотирования добычи угля, отказ от выделения средств на восстановление региона.
Ну а в политической жизни выходцы из региона «не могут принимать участие даже посудомойщиками в буфете Рады». Зато всех провинившихся и некомпетентных чиновников нужно назначать в Луганск. То есть, этот «прекрасный» план предполагает, что Киев полностью поражает в правах жителей Донбасса, но сам может назначать там местную власть. Естественно, не обошлось и без строительства стены, чтобы «не пустить орков за пределы резервации, когда они поймут, что жрать нечего».
Еще один вариант Бигуса, который заключается в том, чтобы пригласить руководство ДНР и ЛНР на переговоры, а затем физически уничтожить, наверное, не стоит обсуждать серьезно, хотя судя по градусу ненависти в украинских СМИ, исключать нельзя ничего.
Не менее известный львовский журналист Остап Дроздов тоже порассуждал на тему особого статуса Донбасса и пришел к выводу, что восстанавливать там ничего не надо, ибо это бессмысленно – Украине уже не нужен «индустриальный совок», который исчерпал свои ресурсы, а жители всего равно не будут благодарны украинским «освободителям», которые их регулярно обстреливали.
Похоже, что в представлении Киева и Львова особый статус Донбасса должен заключаться в том, что регион продолжит добывать уголь и сталь для Украины, платить налоги, а взамен не получит ничего, кроме ограничения в правах и колючей проволоки вокруг своей территории.
Директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов считает, что при желании Донбасс мог бы существовать в составе Украины на правах субъекта федерации или конфедерации, проблема в том, что такого желания у большинства украинских политиков нет.
— Проблема в том, что целый ряд представителей так называемой политической и культурной элиты Украины — это люди, исповедующие откровенно нацистскую идеологию. Ради своих мнимых выгод они готовы обречь многомиллионный регион на существование в рамках гетто. Это не то, что нонсенс, такое даже представить себе нельзя в демократических странах, одной из которых, якобы, стремится стать Украина.
Эти заявления — ответ на то, может ли существовать унитарная Украина. Кончено, не может, потому что с такими людьми жить в одной стране невозможно. Федерализация или конфедерализация – это единственный выход, который может продлить существование Украины. Сейчас многие люди не воспринимают Донбасс, как часть своей страны, для них это регион вне, и они не настроены на конструктивный диалог.
Мы, кончено понимаем, что Украина расколота по целому ряду направлений – есть языковые, национальные, экономические, социальные вопросы, но чтобы их решать, нужно заниматься целенаправленной работой по преодолению этого раскола. А сейчас есть слишком много людей, которые вместо этого хотят заработать какие-то бонусы, особенно перед выборами, и делают все, что дальше раскалывает Украину.
— Может ли Киев последовать «советам» и организовать такую экономическую блокаду региона?
— Это будет нонсенс в мировой истории и экономике, когда государство проводит экономическую блокаду своего собственного региона. Если это случится, Киев, тем самым, сделает замечательную вещь для Донбасса и подтолкнет его к тому, чтобы он действительно стал независимым государственным образованием.
Украина может прекратить пенсионные выплаты, дотации, но нужно понимать, что Донбасс — это регион, ориентированный на экспорт. Благодаря производству в Донбассе Украина получает значительную часть валютной выручки. Конечно, первые несколько месяцев будет очень сложно, особенно по социальным обязательствам, но впоследствии все может поменяться, и еще вопрос, кто в итоге будет жить лучше. Донбасс – индустриальный регион, там есть промышленность, которая приносит реальные деньги, а не только на бумаге. Он вполне может существовать самостоятельно без оглядки на Киев.
— Но в украинском обществе очень активно продвигается мысль о том, что Донбасс – это дотационный регион, и без выплат из центрального бюджета он не сможет существовать, откуда такие выводы?
— Что ж, на основании этого представители Донбасса могут предлагать, что коли это такой дотационный регион, то без него Киеву будет лучше. Хотя реально он, конечно, не дотационный, за счет Донбасса живет почти половина страны.
Люди заявляют, что регион убыточный на основании того, что существуют госпрограммы, особенно это касается шахт, на которые традиционно выделяют многомиллиардные субсидии. Но дело в том, что на протяжении последних 20 лет эти программы были реальной схемой для вытаскивания денег из государственного бюджета для политической верхушки страны.
На Украине есть целый ряд госкомпаний – Украинская железная дорога, «Нафтогаз», угольные предприятия. Все эти структуры каждый год указывают в отчетах, что они убыточные. Но мы прекрасно понимаем, что на самом деле из них попросту воруют деньги, на которые и живет «элита» Украины. Вот откуда берется миф о дотационном регионе. На него выделяются миллиарды, которые разворовываются, а на самом деле Донбасс никогда не был и не будет дотационным.
— Значит, Донбасс вполне может быть экономически независимым?
— Теоретически экономически независимым может быть любой регион земного шара. Другое дело, что Донбасс – промышленно развитый регион с мощной сырьевой базой. Он, конечно, может быть экономически успешным. Это даже не пример Южной Осетии или Абхазии, где не было такой инфраструктуры, но они, тем не менее, тоже независимы. У Донбасса очень большие возможности, думаю, с этим проблем не возникнет.
Украинский политический эксперт Виктор Пироженко тоже развеивает миф об «убыточном и нищем Донбассе», хотя признает, что украинская блокада может доставить региону ряд проблем.
— Если говорить об особой зоне, она должна касаться Донецкой и Луганской областей в их административных границах. Киев должен признать Новороссию в качестве субъекта политического диалога и договариваться по всем спорным моментам. При включенности Донбасса в украинский экономический комплекс, вполне можно согласовать взаимовыгодное сосуществование. Но как раз этого в Киеве и не хотят.
Они ведут речь о каком-то особом статусе территорий, которые усилиями того же Киева разрушены. И если говорить по справедливости, восстанавливать Донбасс должны те, кто его рушил, то есть Киев, ЕС и США. Если бы это было сделано, то и сама Украина могла бы получать дивиденды от экономического сотрудничества в Новороссией. Ведь Донецкая и Луганская область входили в те пять областей, которые наполняли казну украинского государства и были основными источниками валютных поступлений. Так что при желании все можно решить, вот только такого желания у Киева нет.
— Но сейчас активно распространяется точка зрения, что Донбасс – это никому не нужный, экономический убыточный регион, который без Киева пропадет…
— Скажу по-простому: это бред. Это выдумки либо абсолютно неграмотных журналистов, либо сознательно искажающих картину пропагандистов. Если Донбасс убыточен, возникает вопрос: «А кто вообще содержал украинское государство»? Львовская или Тернопольская область с горами, лесами и плохой землей?
Когда говорят о дотационном Донбассе, обычно указывают на шахты. Но нюанс в том, что они дотировались за счет средств самого региона. Чтобы в этом разобраться, достаточно посмотреть, от продажи каких товаров казна наполнялась валютой – от экспорта металлургических, добывающих, оборонных и других предприятий Донбасса. Почему этого не видно по статистике, которую нам подсовывают? Да потому, что большинство предпринимательских структур зарегистрированы в Киеве и там же платят налоги.
Грубо говоря, Донбасс содержал сам себя, и дотации, которые поступали из казны — это деньги, заработанные самим Донбассом, осевшие в Киеве.
— То есть, даже если Киев отрежет Донбасс от финансирования, он не пропадет?
— Конечно, но сейчас проблема в том, что очень многое разрушено войной, и непонятно, кто все это будет восстанавливать. Но если говорить о зависимости Донбасса, могу сказать, что он больше связан с промышленными зонами России, а не Украины, и его предприятия нацелены на индустриальные центры Российской Федерации. Несколько лет назад даже был опубликован доклад украинского Института стратегических исследований, в котором говорилось, что большую угрозу представляют слабые связи между индустриальными центрами и Украиной. Поэтому если Донбасс выйдет из состава Украины, хуже будет самой Украине.
— Но что, если Украина организует транспортную блокаду и экспортные товары не смогут поставляться на Запад?
— Да, если Новороссия станет отдельным государством, встанет вопрос юридического оформления активов, которые есть на Донбассе, но принадлежат олигархам. Могут возникнуть проблемы с их деятельностью и тем, кому и куда они будут поставлять свою продукцию.
Горно-металлургические комбинаты Ахметова, Таруты и Фирташа во многом интегрированы в Европейский Союз. Правда, интегрированы они своеобразно – на территории Украины производят сырье и полуфабрикаты, а заключительные цепочки с высокой добавленной стоимостью находятся в европейских активах этих ОПГ. При самостоятельности Новороссии возникнет юридическая коллизия с этими предприятиями, но эти проблемы вполне можно решать по мере их поступления. И они вполне решаемы.
Сопредседатель Народного фронта Новороссии Константин Долгов считает, что слова Арьева и прочих «патриотов Украины» — не больше, чем пустые угрозы, и превратить Донбасс в многомиллионное гетто у Киева не получится.
— Гораздо реальнее всем тем, кто выступает с такими предложениями, получить высококвалифицированную медицинскую помощь соответствующих специалистов по психиатрии. Что касается человека с русским именем и фамилией Владимир Арьев, который почему-то считает себя украинским националистом, он не первый, кто выдвигает такие идеи. Уже предлагали расстреливать Донбасс из атомного оружия, как Юлия Тимошенко, обнести его колючей проволокой и так далее. Но все эти грозные заявления ни к чему не приведут, разве что к принудительному лечению таких комментаторов.
Скажу больше, мы внимательно следим за деятельностью Арьева, и юридическая служба уже готовит для него квалификацию в нашем проекте народного трибунала «Белая книга», в котором мы фиксируем все преступления против граждан Украины. Мы собираем материалы, чтобы ни один человек не остался безнаказанным.
— Насколько реально введение экономической или политической блокады, если Донбасс получит особый статус в составе Украины?
— Думаю, что любые соглашения можно назвать таковыми тогда, когда они выполняются. Я знаю, что, несмотря на соглашение о прекращении огня, он продолжается. Украинская сторона задерживает обмен военнопленными, только вчера была обменяна первая партия пленных. В общем, украинская сторона не спешит выполнять взятые на себя обязательства.
Я сейчас выскажу свою личную позицию: мне кажется, что говорить о статусе Донбасса в составе Украины не только преждевременно, но и запоздало. Донбасс не будет в составе Украины. У нас был референдум от 11 мая, народное волеизъявление, на котором люди сделали свой выбор. И теперь мы имеем Донецкую народную республику и Луганскую народную республику, нравится это кому-то или нет. И их легитимность на порядок выше пришедшей на крови киевской власти.
— И все же, сможет ли Донбасс выдержать экономическую блокаду?
— Такая экономическая блокада идет уже давно. А что касается помощи из киевского бюджета, я достоверно знаю, что сейчас ни копейки не вкладывается в восстановление инфраструктуры «освобожденных» Славянска и Краматорска. Естественно, они не собираются ничего вкладывать в Донбасс. Поэтому о каком взаимном существовании может идти речь?
— Вы считаете, Донбасс может быть экономически независимым?
— Да, может. У Донбасса есть для этого ресурсы, это богатейший регион.
— Но украинские журналисты все время пишут о том, что это дотационный регион, который без Украины пропадет…
— Если он такой дотационный, за что борьба? Убыточный дотационный регион хочет отделиться, все деньги и дотации, которые ему выделялись, останутся в Киеве. Им радоваться надо, а они вместо этого обстреливают этот «ненужный» регион градами и ракетами, чтобы только удержать его в составе Украины.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня