11 сентября бывший министр обороны ДНР Игорь Гиркин (Стрелков) внезапно собрал пресс-брифинг в Москве для своего первого публичного выступления после ухода с поста главы оборонного ведомства Донецкой народной республики 14 августа 2014 года.
Основные тезисы выступления Стрелкова таковы:
— решение об отставке оправдало себя, позволив накануне наступления объединить руководство вооруженными силами ДНР в одних руках, а также обеспечить надежное снабжение частей и соединений всем необходимым;
— лишь единицы в руководстве республики знали, что «должны произойти серьезные изменения и врагу будет нанесено решительное поражение», что ополчение начнет наступать и отвоевывать захваченные врагом позиции;
— условия заключенного 5 сентября в Минске перемирия выгодны только Украине;
— виновниками авиакатастрофы малайзийского «Боинга» называют ополченцев только потому, что самолет упал на территорию, которую они частично контролировали;
— в Донбасс Стрелков ближайшее время не вернется;
— он критически относится к ряду внутриполитических решений президента РФ Владимира Путина, однако в условиях «развязанной против нас войны» считает необходимым «безусловно выступить в поддержку его, как единственно легитимного Главнокомандующего, главного гаранта свободы и независимости страны»;
— из-за «пятой колонны» ополченцам на Востоке Украины не была оказана необходимая помощь, она вместе с Западом планируют «демонтаж России»;
— защитить «подвергающуюся нацистскому геноциду» Новороссию необходимо путем разоблачения и отстранения от дел тех ее «доброжелателей», которые довели дело до грани военного поражения;
— основной фронт борьбы за Россию сейчас проходит в самой России, поэтому он готов участвовать в борьбе «против планов подрывных сил», «пятой колонны», и в связи с этим пока останется в РФ;
— не надо «лепить» в СМИ образ «полковника Стрелкова — лидера народного протеста», суть долга офицера — служить своей стране и своему народу.
Член президиума Политического совета Всероссийской политической партии «Родина» Федор Бирюков замечает: до сих пор мы имели дело с мифами о Стрелкове, после пресс-брифинга все изменилось.
— Трактовки его сводок, пресс-конференций имели вид современного мифотворчества: кто-то лепил из него нового Колчака, кто-то – нового Че Гевару. О реальном Игоре Стрелкове мы практически ничего не знали, ведь его биография достаточно туманна.
Как с образом Че Гевары, который используют совершенно разные политические силы и даже бизнес-структуры, так и образ Стрелкова стал практически разменной монетой в очень многовекторной борьбе за Новороссию. Мы помним, на мой взгляд, совершенно отвратительный демарш Кургиняна, который пытался, можно сказать, дискредитировать ополчение. Потом он вообще заявил, что чуть Стрелков не сам лично сбил малайзийский Боинг, чтобы прийти к власти в России вместо президента Путина, думая, что в небе над Украиной летит «борт номер один». Доходило и до такого абсурда.
Многие говорили, что Стрелков, скорее всего, исчезнет из медийного пространства, потому что он стал очень неудобной фигурой для многих сил. Кроме того, он выгоден различным кланам именно как миф, а не живой человек. И Стрелков долгое время оставался в тени такого мифа, не разрушая свой брутальный, трагический и немного кинематографический образ. Этим, кстати сказать, также пользовалась «пятая колонна», которая на перебой твердила, мол, власть «слила» Новороссию и т.д.
То, что Игорь Иванович собрал пресс-конференцию и четко расставил акценты – это большой плюс и для всех настоящих патриотов, и для самого Стрелкова, который наконец-то начал выходить из тени.
Стрелков четко расставил акценты, отметив, что будет бороться с «пятой колонной», и что не надо из него делать лидера протестного движения. То, что он подтвердил свое уважение к Главнокомандующему РФ, характеризует его как настоящего русского офицера, который не поддался на политические провокации, ведь не секрет, что многие политические силы пытались перетянуть его на свою сторону.
Если Стрелков реализует своей проект по борьбе с «пятой колонной», если он будет действовать на стороне Путина, патриотической власти, а власть сегодня, подчеркну, патриотична без всяких кавычек, то он нанесет огромный урон «пятой колонне», национал-предателям. Я надеюсь, что Стрелков станет политической фигурой, ведь не секрет, что патриотическому движению РФ нужны новые лидеры. Возможно, возвращение Стрелкова в «сверхновую Россию» (Россию, вернувшую Крым) изменит и его мировоззрение — позволит отойти от белогвардейских шаблонов, чтобы услышать пульс народа, в котором сейчас усилился советский компонент.
В свою очередь публицист Константин Крылов полагает, что самостоятельность речи Стрелкова приближена к нулю.
— Стрелков в данном случае говорил то, что его вынудили сказать. Я прекрасно понимаю, что ему нелегко далось решение уехать из Донбасса, Стрелков этого и не скрывает. Но он сейчас будет вынужден говорить то, что от него требуют. А позиция обозначена четко: «…мы категорически не хотим, чтобы герой Новороссии хоть чуть-чуть критиковал власть, и, не дай бог, слился с оппозицией».
Председатель Правления Фонд развития гражданского общества Константин Костин, рассуждая о том, есть ли у Стрелкова потенциал для того, чтобы стать лидером патриотической части общества, говорит, что такая возможность есть, но речь может идти только о сегменте такой прослойки населения
— Но насколько этот сегмент значителен с точки зрения электорального потенциала – большой вопрос, поскольку речь идет об очень специальном понимании патриотизма. Сможет ли он стать лидером, сравнимым в свое время с Рогозиным, когда создавалась партия «Родина», об этом сложно говорить.
Что касается сегмента, который сегодня поддерживает Стрелкова, то, думаю, его составляют этакие публицисты-«ястребы» (типа Холмогорова, Дугина и других). Это люди, заметные в медийном поле, особенно в новых медиа, но не имеющие влияния на большие социальные группы. Сменить камуфляж на костюм не сложно, а вот объяснить программу, что ты хочешь делать в политике, чтобы существенные электоральные группы идентифицировали свои мысли, эмоции, надежды с тобой – это гораздо сложнее.
Военный эксперт Виктор Мясников полагает, что Стрелков как знаковая фигура событий в Новороссии не может просто так уйти с политического поля.
— Стрелков – человек пассионарный, харизматичный, пользующийся большой поддержкой не только узкого круга населения, но достаточно широких масс.
Другое дело, что его попросили освободить военно-политическое поле на Юго-Востоке Украины, и он прекрасно понял, что должен уступить кресло местным политикам, военным и другим деятелям, поэтому и отбыл в Россию. Тем самым показав, что Россия – не организатор и не руководитель борьбы Юго-Востока за свое самоопределение. Теперь ему нужно найти свое место в жизни, отличное от того, какое он занимал до крымских и украинских событий. Думаю, вполне будет логичным, если под него, даже, может, без его желания, создается какая-то политическая патриотическая структура.
Другой вопрос – в чем будет выражаться его борьба с так называемой «пятой колонной»? Она ведь у нас в основном состоит не из «качков с битами», а интеллектуалов, представителей креативного класса. И поле такой борьбы – интеллектуальное, психологическое. Тут требуются не столько бойцы в прямом смысле этого слова, сколько люди, которые могут идеям противопоставить контридеи.
Все знают: митинги кончаются плохо. Прошедшие уголовные процессы показали: сроки дают маленькие, но, тем не менее, конкретные. Так что, в гораздо большей степени сейчас востребована патриотическая риторика, завоевавших авторитет людей, чем призывы к борьбе, обличению «пятой колонны» и так далее.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня